• середа

    8 січня, 2025

  • Переважно ясно

    Миколаїв

  • 8 січня , 2025 середа

  • Миколаїв • Переважно ясно

Кривовяз: Не важно, местный прокурор или нет, главное, чтоб он был на своем месте

Уже 9 месяцев прокуратуру Николаевской области возглавляет советник юстиции 3 класса Вячеслав Кривовяз. На эту должность он был назначен Указом Генпрокурора в марте 2015 года.

В интервью НикВестям николаевский прокурор рассказал, как обстоят дела с реформой органов прокуратуры, оптимизацией штата, борьбой с коррупцией внутри правоохранительной системы, а также, удалось ли ему найти общий язык с местными общественными активистами.

До перехода в Николаев Вячеслав Кривовяз около 15 лет работал в органах прокуратуры Черниговской области. Это его первая должность в другом регионе.

— Вы руководите прокуратурой с марта. Наверняка, уже успели обжиться, какие у вас впечатления от нашего города?

— Николаев и Николаевская область понравились, побывал во всех районах. Акклиматизация прошла быстро, да и времени на «раскачку» не было. Семью еще не забрал, так как еще не решил жилищный вопрос. Мне нравится молодой город святого Николая не меньше, чем древний Чернигов. Еще очень понравилась Кинбурнская коса - там необыкновенная природа.

— А часто бывали за границей? Где и как любите проводить свой досуг?

— Вы удивитесь, но за границей не был. Мое любимое место отдыха – Закарпатье. Там целебная вода, горный воздух, лыжи. Кроме катания на лыжах, я люблю футбол и волейбол, стараюсь играть, когда есть такая возможность. Кстати, в прокуратуре Николаевской области, есть волейбольная и футбольные команды. Очень за них болею.  

Специфика работы прокурора такая, что в любой момент Вас могут перевести в другую область…

— Я спокойно отношусь к переводам на работе. Это служба, без этого никак. Если на то будет воля Генерального прокурора, то буду работать там, где поручит.

— Может оно и лучше, когда прокурор не местный? Не имеет "нужных" связей на местах, например.

— Считаю, что не важно местный прокурор или нет. Главное, чтобы он был на своем месте.

— А что изменилось в прокуратуре Николаевской области с вашим приходом?

Основное — это оптимизация. За время моей работы на должности прокурора области мы ликвидировали целый ряд структурных подразделений аппарата областной прокуратуры, сократили отдельные должности, уменьшили не только штатную численность сотрудников, но и число руководителей.

Как результат — произошло сокращение на 28 штатных единиц в аппарате прокуратуры Николаевской области.

Мне нелегко было принимать эти решения, но происходит реформирование органов прокуратуруы, и я хотел бы, чтобы в прокуратуре Николаевской области работали профессионалы своего дела, лучшие из лучших, которые, несмотря на любые трудности, сосредоточивают свои усилия и эффективно выполняют поставленную задачу.

Сейчас 10 работников, из них 6 прокурорских и 4 госслужащих, уволены в связи с сокращением штата и численности прокуратуры области. Еще 4 уволены в порядке перевода в другие органы, а 10 работников, учитывая их профессиональную подготовку и деловые качества, уже трудоустроены на освободившиеся должности.

Остается открытым вопрос по 4 работникам, которые предупреждены об увольнении, но пока пребывают на больничном.

— Но были и те, кто утверждали, что лишились работы из-за предвзятого к ним отношения.

— Каждый самостоятельно для себя выбирает способ и пределы защиты собственных интересов, я прекрасно понимаю мотивы этих людей. Но все предупреждения о предстоящем увольнении происходили в соответствии с требованиями трудового законодательства. Мы неуклонно соблюдаем закон.

— С июля Вы работаете уже по новой редакции Закона «О прокуратуре». Как Вам его новшества?

— Украина стала на путь реформирования органов прокуратуры, которое направлено на изменение подходов к работе прокуроров. Мы должны повернуть правоохранительные органы лицом к народу, повысить их авторитет. А он, в связи с известными событиями, значительно пошатнулся. Нужно по-настоящему обеспечить защиту интересов граждан и государства, естественно, в пределах полномочий, предоставленных Конституцией Украины.

— А как работается без функции общего надзора?

— Функцию надзора за соблюдением прав и свобод граждан часто называют «тотальным контролем» и пережитком прошлого. В большинстве европейских стран на прокуратуру таких функций не возлагается. Сейчас мы реализовываем надзор исключительно в форме представительства в суде.

Хотя если вспомнить, такой надзор довольно часто помогал простому человеку. Он предоставлял право прокурору, в случае нарушений прав и законных интересов граждан, оперативно восстановить их права. Человеку не нужно было обходить по несколько раз соответствующие органы власти, а потом еще длительное время судиться за невыплату заработной платы, неправильно начисленную пенсию или в судебном порядке отменять незаконное решение органов местного самоуправления или государственной власти. Эти функции теперь будут выполнять центры бесплатной правовой помощи.

— Реформа предполагает оптимизацию всех районных и городских прокуратур в несколько местных. Как этот процесс проходит на Николаевщине?

— Уже закончился 4 этап отбора на руководящие должности в местных прокуратурах. Они начнут свою работу с 15 декабря. Суть оптимизации в том, чтобы одна местная прокуратура выполняла функции нескольких ныне действующих районных, межрайонных и городских прокуратур. Например, в Николаевской области вместо 25 будет создано 5 местных прокуратур.

Их руководителями станут победители конкурсного отбора. В ноябре конкурсная комиссия Одесского регионального центра тестирования рекомендовала Генеральному прокурору Виктору Шокину 15 кандидатур.

— Как скоро общество увидит позитивные результаты этих изменений?

— После реализации стремления украинского народа на демократическое общество, я имею ввиду после Революции Достоинства, реформа правоохранительной системы была лишь вопросом времени. С 7 ноября вступил в силу Закон Украины «О Национальной полиции», который определяет правовые основы организации и деятельности Национальной полиции Украины, статус полицейских, а также порядок прохождения службы в Национальной полиции Украины.

В прокуратуре — это тоже не просто косметические изменения. Была существенно изменена структура работы органов прокуратуры. Естественно, нам нужно некоторое время для надлежащей организации работы новосозданных местных прокуратур, чтобы они на должном уровне выполняли возложенные на них обязанности.

— Одним из требований Майдана была также люстрация чиновников. Как Вы относитесь к результатам люстрации?

— Каково бы ни было мое мнение о Законе Украины «Об очищении власти», но это закон и его нужно выполнять.

У нас проверку прошли 419 работников прокуратуры, из которых 386 – прокурорские работники и 33 – государственные служащие. Всего по люстрации уволено 4 человека.

Я считаю, что люстрация направлена не столько на повышение эффективности прокуратуры как органа государственной власти, сколько на изменение подходов к работе, исключения в ней негативных проявлений бюрократизма и коррупционных схем. Это требование общества, мы не можем оставить его без внимания.

— Удается ли найти общий язык с николаевскими общественными активистами?

— С большинством тех, которые занимают конструктивную гражданскую позицию, уже давно нашел общий язык. В частности, это касается волонтеров, которые, как я считаю, приносят наибольшую пользу государству и воинам АТО.

Жаль, что параллельно с этим некоторые «псевдообщественники», зачастую имеющие проблемы с законом, пытаются решить свои личные вопросы под видом якобы гражданской позиции. Есть горячие головы, пытающиеся повлиять на принятие прокурором незаконных процессуальных производствах, требуют их закрытия, изменения меры пресечения.

Отдельные активисты уже горят желанием занять место своей так называемой коллеги, которая погорела на взятке.

— Не только «общественниц» ловят на взятках, а что относительно правоохранителей - фигурантов громких коррупционных дел? В ноябре на взятке в $4000 задержали милиционера.

— Сотрудники прокуратур и Управления Службы безопасности Украины в Николаевской области действительно задержали Николая Железного — начальника следственного отдела Баштанского райотдела Национальной полиции. В отношении его осуществляется досудебное расследование в уголовном производстве по части 3 статьи 368 Уголовного кодекса Украины. Сейчас он отстранен от должности, ему была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей с правом внесения залога в размере 110 тысяч гривен. 

Также мы заканчиваем досудебное расследование в уголовном производстве по части 3 статьи 368 УК Украины относительно начальника Жовтневой районной налоговой инспекции Вячеслава Турицы, который требовал 240 тысяч гривен за непривлечение к ответственности должностных лиц предприятия, которые нарушали налоговое законодательство. Он был отстранен от должности и судом была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей с правом внесения залога в размере 750 тысяч гривен.

— По каким делам уже вынесен приговор? 

— В 2014 году сотрудники правоохранительных органов в Николаевской области обвинялись в получении взятки в сумме 10 тысяч гривен, за то, что они не привлекут к уголовной ответственности жителя области за хранение наркотиков.

В октябре 2015 года Первомайским горрайонным судом вынесен обвинительный приговор, которым осудили бывшего начальника ОБНОН Южноукраинского ГО УМВД Украины в области Андрея Бычкова до 6 лет лишения свободы с конфискацией всего имущества, а также оперуполномоченного ОБНОН Максима Чебана до 5 лет 6 месяцев лишения свободы с конфискацией всего имущества, с запретом занимать любые должности в органах внутренних дел в течение 3 лет, с лишением специального звания – старший лейтенант и капитан милиции соответственно.

Этим же приговором осужден оперуполномоченный сектора уголовного розыска Южноукраинского ГО УМВД Украины в области Владимира Волкова до 5 лет лишения свободы с конфискацией ½ частей имущества, с запретом занимать любые должности в органах внутренних дел в течение 3 лет.

— Как Вы отреагировали, когда некоторые СМИ записали вас во «враги прессы»?

— Я всегда выступал на стороне защиты прав журналистов. Ситуация, о которой вы говорите, возникла после инцидента с изъятием игровых автоматов в незаконном игровом клубе Николаева. К этому добавились и эпизод двухлетней давности, когда нарушивший ПДД водитель препятствовал работе журналиста. Сейчас досудебное расследование завершено, в Центральный районный суд направлен обвинительный акт. Слушание по делу состоится завтра, 2 декабря. Оно, кстати, будет транслироваться онлайн на сайте «Судова влада України».

Что касается эпизода в игровом зале, мы вызвали ее в прокуратуру для дачи показаний, но сейчас она находится на больничном.

— Летом руководители николаевских портов делали резкие заявления в отношении областной прокуратуры. Чем закончилась эта история?

По результатам проверок мы установили, что городской совет превысил предоставленные ему законодательством полномочия, когда принимал решения о предоставлении земельных участков в частную собственность за счет донной поверхности Бугского лимана. Таким образом городская власть фактически распорядилась внутренними морскими водами государства для создания портовой акватории.

Учитывая эти нарушения, прокуратурой заявлено в суд 9 исков относительно незаконного предоставления частным предприятиям, в том числе и ООО «Ника-Тера», донной поверхности Бугского лимана общей площадью 424 гектара стоимостью более 345 миллионов гривен.

— И какова перспектива этих исков в судах?

— В настоящее время судами удовлетворено 5 таких исков — решения городского совета и других органов власти о предоставлении акватории площадью 412,8 гектаров признаны незаконными, остальные находятся на рассмотрении. При этом, по двум делам окончательные решения об удовлетворении исков прокурора вынесено Высшим хозяйственным судом Украины и Высшим административным судом Украины. 

То есть суды признали исковые требования обоснованными и законными, что в свою очередь опровергает изложенные в СМИ факты о том, что прокуратура оказывает давление на порт «Ника-Тера» с помощью исков.

— Там говорили, что вы не столько давите, сколько негативно влияете на развитие морехозяйственного комплекса в регионе

— Суть всех исковых требований органов прокуратуры по делам указанной категории одна – передача водных объектов общегосударственного значения для создания портовых акваторий относится к исключительной компетенции Кабинета Министров Украины, а не городского совета или других органов. 

Эта позиция прокуратуры области никоим образом не препятствует развитию портовой отрасли региона, а направлена лишь на обеспечение соблюдения требований законодательства всеми без исключения органами власти и местного самоуправления.

— Как обстоит борьба с сепаратизмом в Николаевской области?

На сегодняшний день у следователей следственного отдела Управления СБУ в производстве находится 5 уголовных производств по фактам сепаратизма и 9 - по фактам терроризма.

В Ленинский районный суд 13 ноября направлен обвинительный акт в отношении 8 лиц за распространение материалов с призывами к совершению действий направленных на изменения границ территории Украины, а также совершенных по предварительному сговору группой лиц, незаконного обращения с боевыми припасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами.

В ноябре завершился суд по уголовному производству относительно Вадима Киналя и Максима Кривича, которых приговорили к 8 годам лишения свободы за участие в террористических организациях.

Беседовала Жанна Шаловинская

Реклама

Читайте також: