Его Высокопреосвященство Питирим, николаевский владыка
Его Высокопреосвященство Питирим, николаевский владыка
19:59, 15 лютого, 201012
Вместо вступления:
Скажем честно, в состав нашей группы входят люди со слишком сильно различающимся отношением к вопросам религии в целом и православной церкви в частности. К тому же наш постоянный составитель текстов является сторонником религиозной традиции, далекой от монотеизма. Да, мы регулярно слышали о незаурядной роли главы Николаевской епархии в местной политике, почему и ввели владыку Питирима в справочник «Кто есть кто в Николаеве», но не собирались говорить о нем особо.
Все изменило известие о победе Питирима в городской программе «Человек года». Люди, знающие членов оргкомитета данной программы уверили нас, что без согласия самого митрополита, его кандидатура не была бы внесена на конкурс (и очень сомнительно, что такое согласие было бы дано без гарантий победы, – прим.). Раз уж сам архиерей готов к выходу в категорию публичных людей, подумали мы, то и НИКОПОЛИСу грех:) стоять в стороне. Понятно, что при дважды несудимом Президенте отсидевший срок митрополит удивления не вызывает, но и помимо этого персона владыки Питирима заслуживает внимания. На удивление быстро удалось найти человека, знакомого с внутренней церковной жизнью УПЦ МП и готового оперативно изложить свои мысли на наших страницах. Представляем Вашему вниманию текст, подготовленный Ириной Ивлевой:
Николаевский Владыка
Митрополит Питирим, в миру Николай Старинский – выходец из крепкого, как говорили в 30-х гг. прошлого века, кулацкого рода на Белоцерковщине. История жизни его отца поистине является свидетельством бурного 20-го века. Собирался стать монахом, бежал от раскулачивания в Гомель, в 36-м был арестован и сослан на строительством Транссиба в Хабаровск. Вернулся уже после войны, снова попытался уйти в монастырь, но епископ благословил на священничество. Так что Николай родился уже в семье сельского священника, служившего в окрестных крохотных и бедных селах.
Одним из самых ярких воспоминаний детства Питирима осталось сожжение церкви в его деревне Червоны Яры (Таращанский район Киевской области) в период обострения борьбы с религиозным опиумом в хрущевские времена. Для понимания характера владыки стоит упомянуть, что, рассказывая про это происшествие, Питирим непременно упоминает о скорой и бесславной гибели всех виновников богохульного акта.
Поповский сын поступил в киевский строительный институт и одновременно работал на стройке. Всю последующую жизнь Питирим использовал навыки хозяйственного, или как говорят нынче, делового подхода к жизни, без которого было невозможно стать прорабом даже в советские времена. Но одновременно стал ревностным прихожанином во Владимирском соборе, и в 1965-м поступил в Московскую духовную семинарию, затем последовало обучение в духовной академии, монашеский постриг и наречение Коли Старинского иеродиаконом Питиримом.
По завершению обучения был направлен в Киев, где обосновался в Почаевской лавре. Путь от скромного насельника до архимандрита лавры Питирим прошел за 14 лет. Затем в его биографии и произошло событие, которое враги и друзья митрополита объясняют очень по-разному.
В официальной биографии значится, что Питирим (Старинский) был осужден на шесть лет заключения за антисоветскую деятельность и пропаганду. Что и говорить, вполне уважаемая статья для священника, особенно если тонко намекать, что антисоветчина заключалась в распространении Библии среди паломников. Но сам Питирим в одном из своих интервью признал, что антисоветская литература действительно существовала, но у другого человека из почаевской братии.
А вот среди некоторых кругов в самой УПЦ, не скрывающих свою антипатию к «Цыгану» (эта кличка прилипла к Питириму со времен лагеря), поговаривают, что на самом деле наказание шло по статье за хозяйственные преступления. ОБХСС не одобрял деловой подход даже к церковной собственности.
Еще одно объяснение можно найти в Интернете. Оказывается, в то время Почаевскую лавру раздирали сугубо церковные противоречия, наместника Иакова (Панчука) чуть не в открытую обвиняли в «болезни католицизмом». Как водится, вражда церковников передавалась прихожанам, пока однажды какая-то больная женщина, из странниц, «воительница за веру Христову», во время службы в соборе не рубанула топором наместника Лавры. Топор был достаточно острый, но монашеский клобук смягчил удар, нанесенный слабой старушечьей рукой. Отделавшийся испугом архимандрит Иаков в открытую обвинил архимандрита Питирима в подстрекательстве.
Так или иначе, но Питирим принять смиренно неправый кесарский суд … отказывается и бежит в Казахстан, где год скрывается от правоохранительных органов у старца Алексия (Буланова), духовника Казахстанской епархии, человека чрезвычайно авторитетного в православном мире. По какой-то причине в 1982 году Питирим возвращается, получив от неких покровителей гарантии безопасности. Но покровители подвели, а может, направили Питирима на новый участок работы.
Суд приговаривает архимандриту к шести годам заключения. Тут стоит успокоить фанатичных поклонников: о магаданских лагерях и особых ужасах в отношении правозащитника речь не шла. К чести Питирима, он и сам не называет диссидентом или правозащитником. Он отбывал срок в одной из заурядных зон Черкасской области, и вышел досрочно, в 1986-м. Лагерная история оставляет простор для достаточно неприятных для Питирима допущений: начиная от, якобы, имеющихся с тех пор связей с уголовными структурами, которыми он, якобы, запугивал своих противников в епархии, до предположений о его сотрудничестве не только с КГБ (этого избежали очень немногие советские попы), но и с лагерным «кумом». Но, как мы сейчас видим, подобные слухи не мешают у нас становиться президентами, что уж говорить о митрополитах!
Выйти из лагеря досрочно Питириму помог митрополит Никодим, он же выделил протеже приход в Тернопольской области. Так началась новая жизнь Николая Старинского: наместник Киево-Печерской Лавры, епископ Хмельницкий и Каменец-Подольский. В 1993 году назначен архиереем Николаевской и Вознесенской епархии.
Епархия ему досталась не из легких: храмов мало да и те бедные, население и растущая буржуазия жертвовать на церковь не слишком расположены, к тому же, николаевские церковники имели в УПЦ дурную репутацию, изведя своими интригами предыдущего епископа Варсонофия. Питирима тут приняли поначалу высокомерно и пренебрежительно, как «западенского» выходца с тюремным прошлым. И вскоре поплатились за это. Новый епископ быстро взял епархию стальной хваткой. О степени установленного им контроля людям, знающим внутрицерковный быт, многое скажет следующий факт: Питирим сам назначал, кому из священников служить панихиды и какие, изымая себе продукты и иные подношения мирян, а потом наделяя священников по своему разумению. Говорят, значительная часть подношений даже продавалась.
Любой храм окружен людьми, принимающими самое живое участие в его внутренней жизни, и далеко не всегда они готовы подчиниться любому распоряжению настоятеля или епископа. За 17 лет руководства (окормления) Питиримом епархией таких осталось очень мало. Неблагонадежные священники лишались приходов на месяцы, а то и годы, в лучшем случае – ссылались в бедные и далекие села. Нужно напомнить людям, далеким от православной церкви, что приход и службы являются единственным источником дохода для правильного священника. Парадокс: Питирим, воспринимаемый всеми как последовательный сторонник Москвы, активно насыщал южную епархию выходцами с Тернопольщины, неприхотливыми, приученными к послушанию и фанатично верными. Никто никогда не смог доказать связей Питирима с КГБ, но работать с кадрами он умеет так, что любая спецслужба позавидует.
Немногочисленная оппозиция поначалу активно распространяла истории о выращивании и торговле луком под эгидой епископа, о каких-то историях с отписанными дачами и т.д. И таяла, таяла, таяла. А вот влияние епископа, а затем архиепископа в Николаеве росло. Росло и количество храмов и приходов. Восстановился Свято-Михайловский Пелагеевский монастырь, уникальный не только для юга Украины. И для этого действительно очень много сделал Питирим. Поговаривают, что Пелагеевский монастырь стал для Питирима настоящей крепостью: во всяком случае, во время приезда Кашпировского и иных, враждебных церкви персон, владыка стремительно ретируется в свое надежное убежище.
В отличие от других церковных иерархов, владыка Питирим очень требователен к создателям храмов и часовен, прославлять их не спешит, а если не уверен в своем полном контроле, может и притормозить возведение нового храма, сколь бы значителен он не был. Так, только из-за жесткой позиции Питирима заморожено строительство уникального, не имеющего аналогов в мире храма святой Екатерины в Яхт-клубе, инициатором и создателем которого является предприниматель Панна.
Задолго до получения сана митрополита Питирим стал очень влиятельным человеком в Николаеве. Любой архиерей должен находить общий язык с местными властями, как минимум, для получения землеотводов для церкви. Питирим сумел вернуть епархии архиерейский дом, расположенный рядом с кафедральным собором, несмотря на то, что во времена советской власти там размещался Дом учителя, получить участок под новой собор в одном из самых дорогих районов города, не говоря уже об уступках помельче. Но года четыре назад его отношения с мэром Владимиром Чайкой испортились. Чайка не простил владыке поддержки конкурента, Виктора Загоруя, протеже тогдашнего губернатора Алексея Гаркуши. А Питирим, как истинный князь церкви, не считал, что он должен отчитываться перед мэром в своих действиях. Кроме того, общеизвестная бесцеремонность мэра в напоминании своих благодеяний вкупе с его катастрофическом невежестве в понимании православия, теплоты в отношении этих двух людей добавить не могла.
При этом на архиерейских приемах перед великими праздниками можно регулярно встретить и экс-губернатора, народного депутата Николая Круглова, и кое-кого из депутатов областного и городского совета. Наибольшее количество сторонников Питрима можно встретить среди депутатов-регионалов и витренковцев, но и в ярдах других партий и беспартийных все большее количество людей с большим вниманием прислушиваются к словам церковного владыки. В 2008 году местный еженедельник «Николаев за неделю» даже поставил владыку Питирима на седьмое место в рейтинге самых влиятельных людей Николаева (выше главы областной налоговой, губернатора и председателя облсовета!).
Возведение Питирима в сан митрополита резко повысило его вес, не только в структуре УПЦ Московского Патриархата, но и, в особенности, в городе Николаеве. Тем более с учетом новой политики активного влияния на общественную жизнь, которую проводит Патриарх Кирилл. В феврале 2010-го, в отличие от предыдущих выборов, листовки «За Януковича» в храмах не раздавали, что отнюдь не означает смену политических симпатий или отказ от наставления мирян столь важном деле, как политика. Просто происходит это в форме, менее заметной для светской прессы. Учитывая, что Патриарх Кирилл претендует на особую роль во влиянии России на Украину, новоиспеченному митрополиту также забот добавится.
А вот в части награждения Питирима званием «Человек года», по-моему, просматривается не столько желание самого митрополита в общественном признании (это как если человек, получивший погоны генерала, будет вожделеть юбилейной медальки), сколько попытка Владимира Чайки сделать шаг к примирению. Сегодня иметь в своих врагах митрополита Питирима – роскошь непозволительная для политика.
Его Высокопреосвященство Питирим, николаевский владыка
19:59, 15 лютого, 201012
Вместо вступления:
Скажем честно, в состав нашей группы входят люди со слишком сильно различающимся отношением к вопросам религии в целом и православной церкви в частности. К тому же наш постоянный составитель текстов является сторонником религиозной традиции, далекой от монотеизма. Да, мы регулярно слышали о незаурядной роли главы Николаевской епархии в местной политике, почему и ввели владыку Питирима в справочник «Кто есть кто в Николаеве», но не собирались говорить о нем особо.
Все изменило известие о победе Питирима в городской программе «Человек года». Люди, знающие членов оргкомитета данной программы уверили нас, что без согласия самого митрополита, его кандидатура не была бы внесена на конкурс (и очень сомнительно, что такое согласие было бы дано без гарантий победы, – прим.). Раз уж сам архиерей готов к выходу в категорию публичных людей, подумали мы, то и НИКОПОЛИСу грех:) стоять в стороне. Понятно, что при дважды несудимом Президенте отсидевший срок митрополит удивления не вызывает, но и помимо этого персона владыки Питирима заслуживает внимания. На удивление быстро удалось найти человека, знакомого с внутренней церковной жизнью УПЦ МП и готового оперативно изложить свои мысли на наших страницах. Представляем Вашему вниманию текст, подготовленный Ириной Ивлевой:
Николаевский Владыка
Митрополит Питирим, в миру Николай Старинский – выходец из крепкого, как говорили в 30-х гг. прошлого века, кулацкого рода на Белоцерковщине. История жизни его отца поистине является свидетельством бурного 20-го века. Собирался стать монахом, бежал от раскулачивания в Гомель, в 36-м был арестован и сослан на строительством Транссиба в Хабаровск. Вернулся уже после войны, снова попытался уйти в монастырь, но епископ благословил на священничество. Так что Николай родился уже в семье сельского священника, служившего в окрестных крохотных и бедных селах.
Одним из самых ярких воспоминаний детства Питирима осталось сожжение церкви в его деревне Червоны Яры (Таращанский район Киевской области) в период обострения борьбы с религиозным опиумом в хрущевские времена. Для понимания характера владыки стоит упомянуть, что, рассказывая про это происшествие, Питирим непременно упоминает о скорой и бесславной гибели всех виновников богохульного акта.
Поповский сын поступил в киевский строительный институт и одновременно работал на стройке. Всю последующую жизнь Питирим использовал навыки хозяйственного, или как говорят нынче, делового подхода к жизни, без которого было невозможно стать прорабом даже в советские времена. Но одновременно стал ревностным прихожанином во Владимирском соборе, и в 1965-м поступил в Московскую духовную семинарию, затем последовало обучение в духовной академии, монашеский постриг и наречение Коли Старинского иеродиаконом Питиримом.
По завершению обучения был направлен в Киев, где обосновался в Почаевской лавре. Путь от скромного насельника до архимандрита лавры Питирим прошел за 14 лет. Затем в его биографии и произошло событие, которое враги и друзья митрополита объясняют очень по-разному.
В официальной биографии значится, что Питирим (Старинский) был осужден на шесть лет заключения за антисоветскую деятельность и пропаганду. Что и говорить, вполне уважаемая статья для священника, особенно если тонко намекать, что антисоветчина заключалась в распространении Библии среди паломников. Но сам Питирим в одном из своих интервью признал, что антисоветская литература действительно существовала, но у другого человека из почаевской братии.
А вот среди некоторых кругов в самой УПЦ, не скрывающих свою антипатию к «Цыгану» (эта кличка прилипла к Питириму со времен лагеря), поговаривают, что на самом деле наказание шло по статье за хозяйственные преступления. ОБХСС не одобрял деловой подход даже к церковной собственности.
Еще одно объяснение можно найти в Интернете. Оказывается, в то время Почаевскую лавру раздирали сугубо церковные противоречия, наместника Иакова (Панчука) чуть не в открытую обвиняли в «болезни католицизмом». Как водится, вражда церковников передавалась прихожанам, пока однажды какая-то больная женщина, из странниц, «воительница за веру Христову», во время службы в соборе не рубанула топором наместника Лавры. Топор был достаточно острый, но монашеский клобук смягчил удар, нанесенный слабой старушечьей рукой. Отделавшийся испугом архимандрит Иаков в открытую обвинил архимандрита Питирима в подстрекательстве.
Так или иначе, но Питирим принять смиренно неправый кесарский суд … отказывается и бежит в Казахстан, где год скрывается от правоохранительных органов у старца Алексия (Буланова), духовника Казахстанской епархии, человека чрезвычайно авторитетного в православном мире. По какой-то причине в 1982 году Питирим возвращается, получив от неких покровителей гарантии безопасности. Но покровители подвели, а может, направили Питирима на новый участок работы.
Суд приговаривает архимандриту к шести годам заключения. Тут стоит успокоить фанатичных поклонников: о магаданских лагерях и особых ужасах в отношении правозащитника речь не шла. К чести Питирима, он и сам не называет диссидентом или правозащитником. Он отбывал срок в одной из заурядных зон Черкасской области, и вышел досрочно, в 1986-м. Лагерная история оставляет простор для достаточно неприятных для Питирима допущений: начиная от, якобы, имеющихся с тех пор связей с уголовными структурами, которыми он, якобы, запугивал своих противников в епархии, до предположений о его сотрудничестве не только с КГБ (этого избежали очень немногие советские попы), но и с лагерным «кумом». Но, как мы сейчас видим, подобные слухи не мешают у нас становиться президентами, что уж говорить о митрополитах!
Выйти из лагеря досрочно Питириму помог митрополит Никодим, он же выделил протеже приход в Тернопольской области. Так началась новая жизнь Николая Старинского: наместник Киево-Печерской Лавры, епископ Хмельницкий и Каменец-Подольский. В 1993 году назначен архиереем Николаевской и Вознесенской епархии.
Епархия ему досталась не из легких: храмов мало да и те бедные, население и растущая буржуазия жертвовать на церковь не слишком расположены, к тому же, николаевские церковники имели в УПЦ дурную репутацию, изведя своими интригами предыдущего епископа Варсонофия. Питирима тут приняли поначалу высокомерно и пренебрежительно, как «западенского» выходца с тюремным прошлым. И вскоре поплатились за это. Новый епископ быстро взял епархию стальной хваткой. О степени установленного им контроля людям, знающим внутрицерковный быт, многое скажет следующий факт: Питирим сам назначал, кому из священников служить панихиды и какие, изымая себе продукты и иные подношения мирян, а потом наделяя священников по своему разумению. Говорят, значительная часть подношений даже продавалась.
Любой храм окружен людьми, принимающими самое живое участие в его внутренней жизни, и далеко не всегда они готовы подчиниться любому распоряжению настоятеля или епископа. За 17 лет руководства (окормления) Питиримом епархией таких осталось очень мало. Неблагонадежные священники лишались приходов на месяцы, а то и годы, в лучшем случае – ссылались в бедные и далекие села. Нужно напомнить людям, далеким от православной церкви, что приход и службы являются единственным источником дохода для правильного священника. Парадокс: Питирим, воспринимаемый всеми как последовательный сторонник Москвы, активно насыщал южную епархию выходцами с Тернопольщины, неприхотливыми, приученными к послушанию и фанатично верными. Никто никогда не смог доказать связей Питирима с КГБ, но работать с кадрами он умеет так, что любая спецслужба позавидует.
Немногочисленная оппозиция поначалу активно распространяла истории о выращивании и торговле луком под эгидой епископа, о каких-то историях с отписанными дачами и т.д. И таяла, таяла, таяла. А вот влияние епископа, а затем архиепископа в Николаеве росло. Росло и количество храмов и приходов. Восстановился Свято-Михайловский Пелагеевский монастырь, уникальный не только для юга Украины. И для этого действительно очень много сделал Питирим. Поговаривают, что Пелагеевский монастырь стал для Питирима настоящей крепостью: во всяком случае, во время приезда Кашпировского и иных, враждебных церкви персон, владыка стремительно ретируется в свое надежное убежище.
В отличие от других церковных иерархов, владыка Питирим очень требователен к создателям храмов и часовен, прославлять их не спешит, а если не уверен в своем полном контроле, может и притормозить возведение нового храма, сколь бы значителен он не был. Так, только из-за жесткой позиции Питирима заморожено строительство уникального, не имеющего аналогов в мире храма святой Екатерины в Яхт-клубе, инициатором и создателем которого является предприниматель Панна.
Задолго до получения сана митрополита Питирим стал очень влиятельным человеком в Николаеве. Любой архиерей должен находить общий язык с местными властями, как минимум, для получения землеотводов для церкви. Питирим сумел вернуть епархии архиерейский дом, расположенный рядом с кафедральным собором, несмотря на то, что во времена советской власти там размещался Дом учителя, получить участок под новой собор в одном из самых дорогих районов города, не говоря уже об уступках помельче. Но года четыре назад его отношения с мэром Владимиром Чайкой испортились. Чайка не простил владыке поддержки конкурента, Виктора Загоруя, протеже тогдашнего губернатора Алексея Гаркуши. А Питирим, как истинный князь церкви, не считал, что он должен отчитываться перед мэром в своих действиях. Кроме того, общеизвестная бесцеремонность мэра в напоминании своих благодеяний вкупе с его катастрофическом невежестве в понимании православия, теплоты в отношении этих двух людей добавить не могла.
При этом на архиерейских приемах перед великими праздниками можно регулярно встретить и экс-губернатора, народного депутата Николая Круглова, и кое-кого из депутатов областного и городского совета. Наибольшее количество сторонников Питрима можно встретить среди депутатов-регионалов и витренковцев, но и в ярдах других партий и беспартийных все большее количество людей с большим вниманием прислушиваются к словам церковного владыки. В 2008 году местный еженедельник «Николаев за неделю» даже поставил владыку Питирима на седьмое место в рейтинге самых влиятельных людей Николаева (выше главы областной налоговой, губернатора и председателя облсовета!).
Возведение Питирима в сан митрополита резко повысило его вес, не только в структуре УПЦ Московского Патриархата, но и, в особенности, в городе Николаеве. Тем более с учетом новой политики активного влияния на общественную жизнь, которую проводит Патриарх Кирилл. В феврале 2010-го, в отличие от предыдущих выборов, листовки «За Януковича» в храмах не раздавали, что отнюдь не означает смену политических симпатий или отказ от наставления мирян столь важном деле, как политика. Просто происходит это в форме, менее заметной для светской прессы. Учитывая, что Патриарх Кирилл претендует на особую роль во влиянии России на Украину, новоиспеченному митрополиту также забот добавится.
А вот в части награждения Питирима званием «Человек года», по-моему, просматривается не столько желание самого митрополита в общественном признании (это как если человек, получивший погоны генерала, будет вожделеть юбилейной медальки), сколько попытка Владимира Чайки сделать шаг к примирению. Сегодня иметь в своих врагах митрополита Питирима – роскошь непозволительная для политика.