Андрей Антонюк пошел по следам Пикассо и Параджанова
- Тарас Креминь, кандидат филологических наук
-
•
-
10:00, 29 серпня, 2012
Один из самых известных в мире николаевских деятелей искусства, народный художник Украины Андрей Антонюк решил испробовать себя в концептуально новой для себя технике, заимствованной у кубистов и дадаистов: коллаже.
Подобно Пикассо и Параджанову, в новой работе, которую он назвал «Українська стіна плачу», наш земляк создал некий прототип школьной стенгазеты под номером один, выпущенной к 1 сентября. О ней он мечтал еще в молодости вместе с известным поэтом-шестидесятником Н.Винграновским. Хоть художник и указал, что эту работу «детям до 16 лет необходимо увидеть», однако неподготовленным глазом тут непросто прочесть целую систему подтекстов – определенных историософских рефлексий.
Используя принципы инкрустации, трансформируя жанр ассамбляжа, заимствуя использованный в поэтическом творчестве В.Стуса эффект палимпсеста, А.Антонюк в своем коллаже внедряет разнородные по своей внутренней природе и происхождению элементы, накладывает один на другой многочисленные культурные контексты, углубляется в украинскую историю, применяя фоторепродукции своих известных во всем мире работ. В частности, его шедевры стали неким обрамлением стенгазеты: «У казематі», «Великдень з Миколою на Богополі», «Це наше з тобою, Дмитре, джерело», «Ой, Богдане, Богданочку», «Гайдамаки», «Мамина весна», а также фрагменты стихотворений Ф.Рабле, Т.Шевченко, Д.Креминя, слова самого Н.Винграновского. Другими словами, в основе коллажа, украшенного маминым рушныком, представлено то, что стало духовным ориентиром в системе мироощущения художника.
Центральное же место на этой «Стене плача» занимают уникальные документы, которыми мало кто похвалится из современных деятелей культуры: поздравления, благодарности и грамоты, отправленные художнику от трех украинских президентов. Все они выражали А.Антонюку «благодарность за большой вклад в духовное развитие украинского государства», «за непоколебимую веру в победу добра» и прочее.
Однако единственным исключением в этом списке ценителей современного украинского искусства стал нынешний, четвертый президент, во времена которого нашим художникам, как объяснил сам А.Антонюк, нелегко живется. К примеру, на открытии как персональных выставок, так и лучших работ современного украинского изобразительного искусства, которые проходили во многих столицах мира, дань уважения нашим мастерам оказали не только руководители соответствующих министерств и ведомств, но и лидеры держав.
«Зато на моих выставках, которые я провожу за свой собственный счет в Украине, я никогда не видел ни одного чиновника ни с министерства культуры, ни с министерства образования. Поэтому этот коллаж с его определенной эмоциональной насыщенностью – это своеобразный ответ диссидентов-шестидесятников на безобразия, с которыми приходится сталкиваться изо дня в день».
«Поверьте, - добавил А.Антонюк, - такого беспредела, говоря словами первых лиц государства, не было даже во времена тоталитарного режима! А кому рассказать, как от сотрудников КГБ меня защищал сам В.Васляев, а уберег от тюрьмы опальный академик А.Сахаров?!»
Добавим, что в своем визуальном обращении к первым лицам государства – В.Ф.Януковичу и Н.Я.Азарову – выдающийся А.Антонюк просит лишь об одном: «Якщо буде на те Ваша воля, то до тих прекрасних поздоровлень Ваших «попєрєдніків» насипте, будь ласка, трошечки фарб в мою торбинку, щоб було мені чим прославляти Ваші великі здобутки в розбудові нашої держави».
Что касается этого коллажа, а также следующего – стенгазеты №2 «Вавилонська вежа», в котором будут не менее увлекательные персонажи и такие же фантасмагорические сюжеты, то они предстанут на суд николаевцев на осенней выставке работ Андрея Антонюка, которая состоится традиционно ко дню рождения Н.Винграновского в муниципальном выставочном зале.
Тарас Креминь, кандидат филологических наук