Инвестиционные проекты в Николаеве из-за коррупции простаивали годами — глава Николаевской ОГА
- Сергей Чепинский, Delo.ua
-
•
-
12:59, 29 жовтня, 2015
Крупные компании, такие как Bunge, PepsiCo и «Нибулон», заинтересованы вкладывать миллионные инвестиции в Николаевскую область. В большинстве своем бизнес-проекты в области связаны с перевалкой грузов в Николаевском порту. Хотя после оккупации Крыма у Николаевской области появились и туристические перспективы. О том, что местные власти могут предложить инвесторам, Delo.UA рассказал глава облгосадминистрации Вадим Мериков.
В июле 2014 года президент Петр Порошенко назначил главой Николаевской ОГА народного депутата Вадима Мерикова. Его биография схожа с историями большинства спортсменов 90-х: отучился на местном «физвосе», занимался кикбоксингом (мастер спорта), потом бизнесом. Только после Оранжевой революции Мериков решил заняться политикой. Сначала на должности депутата Николаевского горсовета в 2012 году возглавил штаб Объединенной оппозиции в регионе, а после Революции достоинства и перехода ряда депутатов на работу в Кабмин прошел в Верховную Раду по списку ВО «Батькивщина». Уже будучи нардепом, он участвовал в очистке центральной площади Николаева от палаточного городка заезжих «антимайдановцев». Видимо, результативность борьбы с «русской весной» 2014 года и повлияла на выбор президента в назначении губернатора.
Вадим, вы не участвовали в местных выборах. Но если бы решили баллотироваться, то от какой политической силы пошли бы?
Если бы баллотировался, то только от Блока Петра Порошенко, так как там объединены и «Народный фронт», и УДАР. Сейчас на местных выборах для меня важно, чтобы прошли качественные депутаты, которые смогут работать в местных советах, которые будут меньше заниматься политикой, а больше хозяйственной деятельностью.
Сколько инвесторов пришло в регион за время вашей работы на посту губернатора?
Мы подписали более 40 меморандумов с инвесторами относительно их поддержки и реализации проектов. В пример могу привести американскую компанию LNK, которая будет добывать биогаз из бытовых отходов, в результате чего Николаев получит электроэнергию мощностью 1 МВт/ч. Кстати, с ними я подписал меморандум через неделю после вступления в должность. Хотя они готовы были открыть свою станцию давно, но власти препятствовали им. Но даже после подписания меморандума у них возникала куча проблем на уровнях ниже. Этой компании, а также и другим инвесторам (Bunge, PepsiCo, «Лакталис» — прим. ред.) я сказал, что здание ОГА — это ваш партнерский офис, приходите, будем помогать реализовывать ваши проекты.
Кстати, Bunge должна была в этом году запустить в эксплуатацию маслоэкстракционный завод, но перенесла на начало 2016 года. Это инвестиция в сотни миллионов долларов, ведь завод будет одним из крупнейших в Европе — переработка 2400 тонн подсолнечника в сутки, после чего суммарная мощность составит 570 тысяч тонн в год. Их следующий этап — строительство элеваторов по областям.
В прошлом году PepsiCo реализовала в Жовтневом районе области проект на более чем 100 миллионов гривен по производству снэковой продукции «ХрусTeam».
Также в прошлом году начала осуществлять свои инвестпроекты в области международная компания Noble (терминалы для хранения зерновых объемом более 3 миллионов тонн в год).
То есть, у вас почти все проекты связаны с транспортировкой грузов?
Да, в Николаеве очень крупный транспортный хаб, но для его дальнейшего развития нужны государственные инвестиции в инфраструктуру. Это новые ж/д проекты, две автодороги (на Кировоград и Днепропетровск), дноуглубление 86 километров Днепробужского лиманного канала. Если мы увеличим глубину на 3 метра (до 15 м), то в Николаев смогут проходить суда до 70 тысяч тонн (сейчас же могут проходить суда до 40 тысяч тонн). В результате мы получаем не 16 миллионов тонн перевалки в год, а 45 миллионов. Но обойдутся эти работы в более чем 20 миллиардов гривен. По нашим подсчетам, проект по дноуглублению окупится через 5-7 лет, еще минимум три года понадобится на проведение самих работ.
Для улучшения судоходства нам еще нужны ночная навигация и организация расхождения судов на трех «коленах» (поворотах) Южного Буга. Это важные проекты, которые мы поднимаем (на встречах в Киеве — прим. ред.) и со временем добьемся их реализации. Ведь средства, которые зарабатывают наши порты, уходят в Администрацию морских портов Украины. А от АМПУ мы получаем копеечные инвестиции, в отличие от Одессы.
В Одессе власти борются за сокращение времени растаможки грузов. У вас такие проблемы есть?
Нареканий и жалоб в последнее время я не получал. Сейчас на Николаевской таможне новый прогрессивный руководитель Ираклий Катамадзе. Но у нас не такие товары, как в Одессе — нет контейнеров. К тому же у нас, в отличие от Южной Пальмиры, экспорт в три раза больше, чем импорт.
В свое время «Нибулон» занимался дноуглублением в порту. Какие планы у них сейчас?
Мы согласовали и направили в Мининфраструктуры и Минприроды проект по углублению дна в Южном Буге от Николаева до Вознесенска за счет «Нибулона». Этот проект не могли реализовать последние 5-7 лет по причине коррупции в ОГА.
В результате мы разгрузим автомобильную дорогу от Вознесенска до Николаева. К тому же в планах запустить по этому пути речной пассажирский транспорт.
Только капинвестиции решат проблемы с дорогами
В Николаеве многие жалуются на плохие дороги. Почему бы не направить полученные от бюджетной децентрализации средства на их ремонт?
Из областного бюджета уже направили 12 миллионов гривен на ямочный ремонт и подготовку к зиме, но этого недостаточно. Мы не можем выделить из местного бюджета деньги на ремонт и строительство дорог государственного значения. У нас две такие проблемные дороги — Н11 (Днепропетровск — Кривой Рог — Николаев) и Н14 (Кировоград — Николаев).
Днепропетровская дорога в катастрофическом состоянии, на 36-ти километрах фактически нет несущего слоя. Мы уже направили обращения народным депутатам и Мининфраструктуры относительно ремонта этой дороги (на момент публикации на ремонт дороги Н11 Кабинет министров Украины выделил 52 миллиона гривен — ред.).
По второй дороге есть прогресс. В этом году начнется финансирование Всемирным банком пилотного проекта трассы Львов — Кировоград — Николаев — Херсон, которая будет с бетонным покрытием. Сметная стоимость участка, который пройдет по Николаевской области (100 километров), составляет около $100 миллионов. Кстати, первоначально дорога планировалась на Днепропетровск, а не на Николаев.
Как же удалось обойти Днепропетровск?
Доказывали цифрами в Министерстве инфраструктуры. Ведь Николаев — это транспортный хаб. А мы к тому же намерены увеличивать грузообороты.
А не могли привлечь частных инвесторов к ремонту дорог? Ведь они же ими активно пользуются и соответственно разрушают.
Это юридически невозможно, так как это дороги государственного значения. Хотя есть спонсоры, которые ремонтируют небольшие участки дорог за свой счет.
Мы собрали все силы и резервы, в том числе привлекали и предпринимателей для ремонта дорог, но этих средств недостаточно, и дорожное покрытие разрушается на глазах. К тому же я категорически против ямочного ремонта, который неэффективен. Лучше капитально построить, и потом только содержать.
Даже коммунисты соглашаются с децентрализацией
В некоторых областях громады не хотят объединяться, согласно плану, подготовленному областными властями. Как проходит «добровольное объединение громад» в Николаевской области?
Реформа объединения громад сама по себе очень сложная. Главы и депутаты населенных пунктов не хотят изучать закон и информировать людей. Я приведу пример: 30% из 333 громад области не могут развиваться самостоятельно. Каждая из них за год собирает около 280 тысяч гривен сборов и налогов, а на администрирование их аппарата идет 220-240 тысяч. Как в таком случае можно профинансировать ремонт дорог или освещение? Допустим, государство им будет помогать в этом, но у таких громад не хватит денег даже на разработку проекта, как это предусмотрено законом. Важно, чтобы это поняли местные депутаты и люди.
Чтобы все это объяснить, я регулярно езжу по районам и организовываю встречи, на которые приглашаем местных глав и депутатов. Мы предоставляли цифры по нынешним доходам и расходам громад, и чиновники сами приходят к тому, что нужно объединяться. И только некоторые не соглашались с этим.
Какое количество сторонников децентрализации на местах сравнительно с противниками?
Трудно сказать. Но когда приезжаешь на встречу, и в зале 100-300 человек (депутаты, чиновники, активисты), то в начале разговора 70% — против изменений. В конце же встречи люди говорят, что готовы к объединению громад. Причем в Новобугском районе за это выступили даже депутаты-коммунисты. Просто нужно давать людям факты и цифры.
Перед такими встречами я беру цифры из местных бюджетов за последние несколько лет. Главы сельсоветов сидят в зале, и никто из них не встает и не критикует.
Только людям нужно говорить правду и не обещать, что завтра все будет хорошо. Нет, не будет. Может будет еще сложнее, но мы готовы делать все, чтобы было лучше.
Уже сейчас финансовая децентрализация дала возможность выполнить бюджет области на 115,4%, а местные бюджеты — на 153%. По итогам 6 месяцев мы смогли направить дополнительные средства на образование на 11,7% (146,1 миллиона гривен) больше, чем в прошлом году, а на медицину — на 13,5% (99,4 миллиона гривен).
Давайте вернемся к бизнесу. В Николаевской области владельцы новой винодельни «Бейкуш» пожаловались на обыски, которые устраивает у них милиция. Такие случаи, мягко говоря, не повышают инвестпривлекательность региона.
К ним пришли сотрудники райуправления МВД, отдел по борьбе с экономическими преступлениями. По их мнению, винодельня неправильно подала документы по компенсации государством. Я встретился с владельцами винодельни, они заявили, что у них достаточно аргументов для оспаривания действий милиции в суде. Наши юристы подготовят свое заключение по этому делу, и я буду готовить обращение в правоохранительные органы. Думаю, что все разрешится быстро.
А кто у вас самый большой работодатель?
Крупнейший производитель газотурбинных установок «Зоря-Машпроект», входящий в концерн «Укроборонпром». Там работает 12,5 тысяч человек. Также много людей работает на Южноукраинской АЭС, в портах…
Задолженность по зарплате в регионе — около 50 миллионов гривен. Кто самой большой должник?
Это судостроительные предприятия: «Океан», Завод имени 61 коммунара. Плюс Облавтодор. Мы проводим заседания комиссии при ОГА по решению вопросов выплаты зарплаты. Приходят руководители и собственники предприятий, но если компания на стадии банкротства, то там некого уже и заслушивать.
Отдельная ситуация по аэропорту: мы смогли частично из областного бюджета погасить задолженность по заработной плате. Была создана рабочая группа по выведению коммунального предприятия из кризиса. Мы понимаем, что в рамках бюджетной децентрализации средств у города больше. Наша задача — дать второе дыхание аэропорту как стратегическим воздушным воротам Николаевской области.
Министр экономразвития Айварас Абромавичус придерживается мнения, что нужно приватизировать все нестратегические предприятия. В Николаевской области есть что выставить на приватизацию?
Я полностью согласен с позицией министра, только необходимо, чтобы покупатели были профильными, готовыми инвестировать и развивать предприятие.
Мы готовы выставить на продажу здание аэропорта. Профильная комиссия облсовета уже разрешила передавать в долгосрочную аренду (более 10 лет) либо приватизировать здания аэропорта.
Также можно предоставить в долгосрочную аренду Горводоканал. На приватизацию можно выставить многочисленные пансионаты и базы отдыха, находящиеся в госсобственности. На промышленных объектах простаивают целые цеха, которые также можно было бы приватизировать.
Какое поручение вам дал президент, когда назначал вас главой ОГА?
Сохранить мир и стабильность в регионе. В июле 2014 ситуация была напряженная. У нас были блокпосты, мы организовывали дежурства на улицах, чтобы обеспечить безопасность в Николаеве, Вознесенске, Очакове… Сейчас мы оставили только два блокпоста. Это уже полноценные фортификационные сооружения с дотами и местами для бронетехники.
Более года назад было много фейковых и настоящих террористических групп. Тогда за Новороссию и другие «республики» выходило на митинги по 2-3 тысячи человек. 7 апреля 2014 года община Николаева, от преподавателей до работников «Зоря-Машпроект», ликвидировала палаточный городок сепаратистов на центральной площади.
Кстати, на территории области размещены три военные бригады и у каждой свои проблемы и вопросы к власти. В подразделения Госземагентства в Николаевской области и органов местного самоуправления обратился 4661 участник АТО по получению земельных участков. Уже приняты решения по 1764 запросам (земельные участки на 3,4 тысячи гектар).
Беседовал Сергей Чепинский, Delo.ua