ПЕЙЗАЖ ПОСЛЕ БИТВЫ, или ПАСЬЯНС «ЧЕТЫРЕ КУЧКИ»

11:43, 01 липня, 2010

КартыУкраинский политикум с самого начала своего существования неизменно остается подарком для любителей сюрреализма: изо всех возможных путей развития у нас неизменно выбирается даже не самый абсурдный, а самый невероятный и бессмысленный. Если верить словарю, то одно из определений этого художественного способа осмысления действительности гласит, что для него характерен «разрыв логических связей, заменённых субъективными ассоциациями». Точнее не скажешь! В украинской политике логика неизменно отсутствует напрочь, зато субъективных ассоциаций – хоть отбавляй. А поскольку для того, чтобы стать политиком, справку о психической нормальности предъявлять не требуется, то сами можете представить, какие ассоциации рождаются в головах вершителей судеб отечества.

Именно поэтому заниматься политическими прогнозами в нашей стране – дело совершенно неблагодарное. Любое предположение, основанное на очевидных логических предпосылках – в этой ситуации данной политической силе с электоральной точки зрения выгодно поступить так-то и следует избегать того-то – у нас не работают. Потому что поступают они всегда с максимальным бессмысленным ущербом как для себя, так и для собственного электората и страны в целом. Примеров тому – только взглядом вокруг поведи, считать устанешь. C одной стороны — судорожно-торопливый грабеж, учиненный регионалами, действующими, как ворвавшаяся в павший после длительной осады город банда мародеров; с другой — деятельность всевозможных партий и партиек, вроде как рванувшихся подбирать протестный электорат Тимошенко, но вместо внятных и последовательных действий, которые должно было бы подстегнуть известие о скорых выборах в местные советы, двигающихся, как лунатики под водой.

Ну, о Партии регионов говорить сейчас нет особого смысла – они действуют по принципу: «Вот вам, гады! Мало? Так получите еще!», торопясь при этом, как в том анекдоте, «нацарювати сто рублів», до того, как народ устанет от хорового исполнения любимой песни «Юлька-воровка» и поймет, что благодаря инициативе господина Азарова и непротивлению (а, скорее, активной поддержке) бывшего комсомольца Тигипко («партия сказала: «Надо», комсомол ответил: «Есть!»») у нас теперь считанные единицы доживут до пенсионного возраста, а торговкам семечками срочно придется обзаводиться кассовыми аппаратами. Разумеется, рано или поздно прозрение у, простите за выражение, электората наступит, но есть серьезные подозрения, что к этому времени красть в стране уже будет нечего.

А вот о партиях, чьи лидеры на протяжении всех последних выборов, позиционировались как альтернативный выбор, и для которых сейчас, казалось бы, самое время заняться укреплением позиций и формированием структур на местах в преддверии местных выборов и, того и гляди, досрочных парламентских, порассуждать, пожалуй, стоит.

Возвращаясь к началу этой статьи, логично было бы предположить, что немногочисленные карты в местном политическом пасьянсе разложатся следующим образом.

Партия регионов срочно займется восстановлением не то, чтобы утраченных, но как бы законсервированных на время премьерства Ю. Тимошенко позиций. Наградит и переведет в актив тихих саботажников, остававшихся при власти в своих управлениях и отделах на всех уровнях исполнительной власти, и вредивших Премьеру исподтишка, отберет у всяких там «попутчиков» вроде литвиновцев не просто ключевые, а попросту все руководящие посты, начнет традиционное запугивание СМИ и бюджетников… Ах, ну да, еще спустит с цепи разномастных проверяющих, натравив их на предприятия своих главных противников – бютовцев, чтобы, запугав спонсоров и активистов «Батькивщины», если и не лишить Тимошенко поддержки на местах, то хотя бы существенно ее ослабить.

Разумеется, можно было бы предположить, что регионалы, добившись столь желанной победы, наступят на горло собственной песне и попробуют доказать как собственному народу, так и международному сообществу, что их лидеры вовсе не так кровожадны, мстительны и корыстолюбивы, как говорили о них оппоненты. И сейчас, добравшись до руля, они могут сказать, как тот почтальон Печкин: «Это мы почему раньше-то злые такие были? Потому что у нас власти не было…» А, получив в руки все необходимые рычаги, сразу продемонстрируют широту взглядов, небывалый патриотизм и готовность к диалогу. Но ожидать такой метаморфозы, конечно же, всерьез не стоило, ибо Партия регионов без девиза: «Нам можно все и за это нам ничего не будет!» — явление столь же невозможное, как хищник-вегетарианец или хулиган-пацифист.

Словом, регионалы не подвели: прогнозы тех, кто загодя предупреждал о том, что с их приходом начнется жизнь по понятиям, оправдали целиком, полностью и даже с превышением. Поэтому их стопку карт в нашем пасьянсе можно считать собранной и больше на нее не отвлекаться…

Тигипко со своей «Сильной Украиной», собранной из ошметков ТПУ покойного Сироты и бизнесменов-легковеров, решивших, что за финансовую поддержку в течение президентской кампании и последующие три месяца местной (напомню тем, кто потерялся в цифрах, что выборы в местные советы планировалось провести практически сразу же после президентских) они сумеют купить места в гор-, рай- и облсоветах, подсунул своим не слишком идейным и очень прагматичным партийцам неожиданную подлянку. Уйдя в правительство Януковича-Азарова и став там крестным отцом наиболее одиозных реформ, в частности, налогового кодекса, уже прозванного предпринимателями «налоговым гестапо», он полностью лишил свою партию смысла существования. Ну, в самом деле, за него ведь голосвали те, кто не хотел отдавать свой голос ни Юле, ни Вите, и видел в нем желанную «третью силу». А он мало того, что между первым и вторым туром, будучи от макушки до пяток проектом, так заигрался в самостоятельность, что стал открыто торговаться и с Тимошенко, и с Януковичем, мол, вы там между собой подеритесь, а я потом осчастливлю победителя, так еще и после победы Виктора Федоровича не сумел выцыганить для себя пристойных политических условий, в первые же недели испустив дух в дружеских объятиях дончан. Чего теперь стоит его голос в правительстве, можно было судить хотя бы по слабому писку: дескать, со мной не посоветовались по поводу харьковских соглашений, и немедленному отлупу в прямом эфире: «Так и не должны были, чего нам советоваться со всякими…» Теперь за него нет смысла голосовать ни тем, кто был против Януковича, но не слишком симпатизировал Тимошенко, ни болельщикам бело-голубой команды – зачем отдавать голоса какому-то перебежчику, если можно прямо проголосовать за любимых регионалов? Забавнее всего в этой ситуации положение спонсоров «Сильной Украины»: уже вложенные деньги им, разумеется, никто возвращать не собирается, надежды на вожделенные места в советах, которые позволили бы отбить потраченное, кажется, растаяли даже у самых несгибаемых оптимистов, и теперь надо решить, то ли махнуть рукой на расходы и попытать счастья в более перспективных партийных списках, то ли просто присмотреть посильный для покупки округ и пойти на выборы как мажоритарщику, то ли продолжать ежемесячно носить «зеленый мед» в бездонную бочку тигипкоидов, надеясь разве что на чудо да на рецидив умственного помутнения у николаеских избирателей.

О «Батькивщине» сейчас ничего нового сказать не удастся – вопреки ожиданиям оппонентов, массового бегства из ее депутатских рядов не произошло, а сама Ю. Тимошенко, побывав в конце июня в Николаеве, четко и недвусмысленно дала понять, что если в иных областях Украины сейчас идут серьезные ротации на уровне областного и районного руководства партии, то позиции лидера «Батькивщины» в Николаеве Р. Забазалюка незыблемы – его работой она полностью довольна. Не за год и не за два выстроенная им от области до сельской первички партийная вертикаль продолжает работать, и, пройдя уже не одну избирательную кампанию, привычно справится и с этой. Тем более, что традиционные противники БЮТ — регионалы сейчас, не жалея сил, подбрасывают дровишек в уже начавший тлеть костерок народного недовольства, разворачивая колеблющийся электорат в сторону Тимошенко и ее команды на местах.

И, наконец, «Фронт перемен» — наиболее странное политическое образование в нашем пасьянсе. Рассуждая логически, можно было бы предположить, что, коль скоро его лидер, Арсений Яценюк, не очень убедительно, но все-таки продолжает изображать оппозиционера, пусть и обласканного Януковичем и его спикерами вроде Анны Герман, Михаила Чечетова и им подобных, и если он, как любой уважающий себя политический лидер, так же, как и его команда на местах, заинтересованы в победе на ближайших (как, впрочем, и любых других) выборах, то руководство «Фронта» попытается занять нишу БЮТ, подтянув к себе заколебавшуюся часть «бело-сердечного» электората. Естественно, для этого следовало бы как-то активизировать работу на уровне первичек, и, как говорится, уже позавчера, занявшись партийным строительством, начать привлечение актива, для которого грядущая избирательная кампания и станет первой настоящей пробой сил. Во всяком случае, неразумно и бесхозяйственно было бы потерять ту инерцию, которую получили «фронтовики» на Николаевщине, набрав хоть и более, чем скромные, но все-таки проценты. Спору нет, в любой команде находятся свои ноу-хау, свои изюминки, вроде той же «долгоиграющей» программы «7 чудес Николаевщины», придуманной и уже третий год реализуемой Романом Забзалюком. Но базируются все эти «фишки» на рутинной, чаще всего совершенно незаметной для стороннего взгляда работе — формировании партийных структур по всей областной вертикали, привлечении людей, которые станут работать не только за деньги, но и за какую-никакую идею, привлечении к своей деятельностьи интереса СМИ и т. д…

Всего этого могли бы ожидать от «Фронта змін» те, кто не потерял еще интереса к общественной деятельности и хотел бы реализоваться – то ли просто проголосовав, то ли попытав счастья на выборах в качестве кандидата – в лоне этой эрзац-оппозиции. Однако на практике у местных яценюковцев почему-то получается совсем другое. Здешний главный «фронтовик» Вадим Мериков, видимо, почувствовав, что рамки БЮТ ему тесноваты, и имея значительно большие амбиции, чем те, право на которые оставлял ему его тогдашний руководитель Роман Забзалюк (вспомним, что Вадим Иванович покинул ряды Блока Юлии Тимошенко после того, как Роман Емельянович заявил в телевизионном эфире, что В. Мериков не рассматривается им в качестве кандидата в мэры), посчитал, что сможет добиться куда большего, самостоятельно возглавив какое-нибудь политическое движение. И почти бесхозный на тот момент штаб А. Яценюка показался ему вполне перспективной стартовой площадкой. Но одно дело — всеукраинская избирательная кампания, на которую практически всегда выделяются деньги из Киева, а значит, есть возможность нанять для стояния в палатках и расклейки листовок всегда готовых подзаработать молодых людей, а другое – партийное строительство в «межсезонье». Тут чаще всего приходится обходиться собственными силами… И, как только отгремели президентские баталии, а вместе с ними иссякли и источники централизованного финансирования, оказалось, что николаевцы не торопятся «на фронт», чтобы повоевать теперь уже просто за идею. Попытка сделать ставку на бывших однопартийцев тоже особых успехов не принесла – лишь порядка пяти человек, связанных с В. Мериковым дружескими или деловыми интересами, пополнили ряды возглавляемой им на Николаевщине партии. И очень похоже, что ими пока и исчерпывается весь актив «Фронта». А дальше – тишина…

Честно говоря, даже обидно как-то: ведь именно «фронтовики» могли бы привнести в предстоящую избирательную кампанию оттенок интриги, придать местному политическому пасьянсу элемент неожиданности. Но пока что, как и прежде всерьез приходится воспринимать лишь Партию регионов и «Батькивщину». А остальных – как карта ляжет…

НикВестиАртем Рублев, специально для НикВестей
11:43, 01 липня, 2010
View full version