Архитекторы заявили, что в разработанном генплане Николаева нет стратегии: Где перспектива хотя бы на 20 лет?

11:40, 31 жовтня, 2019

Николаевские архитекторы раскритиковали проект генерального плана и отчет о стратегической экологической оценке Николаева, заявив, что в документах нет стратегического видения развития города, а также не учтены важные факторы жизнедеятельности города.

Об этом шла речь вчера, 30 октября, во время заседания архитектурно-градостроительного совета в мэрии Николаева, - передает корреспондент НикВести.

Архитектор Виктор Москаленко раскритиковал отчет об экологической оценке Николаева, который является составной частью проекта генерального плана Николаева. 

— Если почитать документ с конца, заключение, то Николаев находится в экологически чистой зоне, здесь у нас все прекрасно, все хорошо. По заключению - у нас все прекрасно, - отметил архитектор.

Виктор Москаленко также раскритиковал предложение разработчиков стратегии о создании в северной части города, в микрорайоне Матвеевка, промышленной зоны для строительства там перегрузочного терминала сельскохозяйственного предприятия «Нибулон».

— Посмотреть на генплан - как бы такая манипуляция произошла. На севере Николаева располагается сельскохозяйственное предприятие «Нибулон». Перегрузочный комплекс не является сельскохозяйственным предприятием. Он даже проектируется по рыночной переработке и перегрузке зерна. Это промышленный объект. Промышленный объект находится на севере Николаева, где преобладают северные и северо-восточные ветра. И все, что там будет происходить, будет идти к нам в город. Следующий вопрос, из учебников. Выше по течению реки не допускается размещение промышленных объектов. То, что мы на сегодняшний день закладываем промышленное предприятие выше по течению реки. Вроде бы этот разговор шел, что там не будет промышленного предприятия, и это предприятие не дает развитие Николаева, жилой зоны. Поскольку промышленное предприятие — это санитарная зона, 300 метров, 500 метров и так далее. Мы этот участок развития Николаева заблокировали, - сказал Виктор Москаленко.

Далее он заявил, что в генеральном плане не отображена необходимость решения проблем с ливневыми и канализационными стоками на территории порта.

— Следующий вопрос - это промышленная зона. Она начинается от речпорта и заканчивается спецпортом («Ольвия, - прим.). Вот в эти все причалы скатывается вся ливневая канализация. На Черноморском заводе, стапель ноль, там выходит ливневая канализация 2 на 2. В эту ливневую канализацию все, что есть, сбрасывается. И выброс после дождя в этом районе достаточно страшный.  Морской порт, причал 1. Канализация тоже где-то таких размеров. Кроме того, что туда ливневая канализация идет, туда подключены городские канализационные сети.  Морской порт, его развитие никак не отображено на этом генплане. Строится там уже и 14, и 15 причал, но по генплану он никак здесь не отражен. Причал №14, стык между 13 и 14 причалами. Идет ливневая канализация, две трубы диаметром в 2 метра. Та кроме ливневой канализации водоканал сливает с насосной станции стоки.  Здесь не столько вреда акватории приносит морской порт, сколько стоки и недобросовестное обращение водоканала. На сегодняшний день по морскому порту уменьшается количество перегрузки сыпучих грузов, таких как руда, уголь и так далее. Морской порт в большей степени переходит на зерновые продукты.  Поэтому генплан не проработан, не поставлены задачи для морского порта стратегические, что должно быть сделано. Для «Нибулона» стратегическая задача есть. Здесь это комплекс, морской порт ушел в небытие, - сказал Виктор Москаленко.

Еще одной проблемой стратегического характера для Николаева является работа аэродрома в микрорайоне Кульбакино. По словам архитектора, необходимо подымать вопрос о его переносе за черту Николаева.

— И один из таких немаловажных вопросов - это аэропорт, который находится в Кульбакино. В свое время он был для проведения регламентных работ самолетов и обучения персонала. Аэродром, в который он на сегодняшний день превратился, военный стал, там дислоцируются военные самолеты. Взлетно-посадочная полоса больше трех метров - он переходит в первый класс аэропорта. У него достаточно большие ограничения по взлету и посадке, плюс сопровождение самолетов - радиолокационные станции, которые работают круглосуточно на 365 градусов и создают достаточно большое электромагнитное излучение, и от самолетов шум, который по тем нормативам, которые есть, он недопустимый. И по законодательству, все строительство должно быть согласовано с Министерством обороны. И плюс, этот аэропорт не дает развитие Николаеву. Это один из таких вопросов, о переносе военного аэродрома за черту населенного пункта, который надо решать. Тем более недавно был случай, когда на взлетно-посадочной полосе, не долетая до полосы, разбился Су-27. Это одна из таких мин в Николаеве,- сказал Виктор Москаленко.

В свою очередь архитектор Александр Домарацкий заявил, что проект генерального плана не предусматривает обновление и реконструкцию существующих застроек. Вместо этого, по его словам, увеличивается их количество, занимая все больше свободных территорий.

– Всем известно, что Николаев далеко не является образчиком прекрасной архитектуры в Украине. В просторечии его даже называют будкоград, как это не прискорбно и не печально. Анализируя этот генплан, мне показалось, что эти будки трансформировались, выросли в размерах и начали уже появляться в других масштабах на свободных территориях Николаева. Так делать нельзя. Мировой опыт развития городов говорит о том, что основной концепцией развития является реновация существующих территорий, а не застройка свободных. То есть в Николаеве большое количество промзон и селитебных территорий, которые нужно правильно реновировать, реконструировать, не захватывая территории скверов, существующих парков и чего-либо подобного, - сказал Александр Домарацкий.

Также он высказался и о планах сельскохозяйственного предприятия «Нибулон» построить перегрузочный терминал в микрорайоне Матвеевка.

— Меня в последнее время очень возмутила ситуация с «Нибулоном». Это вообще театр абсурда, когда мы в центре селитебной зоны, в Матвеевке, на берегу разлива Южного Буга, создаем себе промзону какую-то, которая потом впоследствии будет разъедать, разрушать экологию, опять же, этого микрорайона, северной части Николаева. Разумно ли это? Правильно ли это? Мне кажется… Может, я что-то не понимаю? Это вопрос. Мне кажется, что этот генплан - это манипуляция. Когда мы в отсутствие конкретной четкой стратегии развития города, направленной на то, чтобы максимально сохранять экологические объекты, берега рек, существующие скверы, парки, мы пытаемся что-то где-то как-то так закрыть, какими-то участками что-то где-то залепить, - сказал Александр Домарацкий.

Свое отношение к проекту генерального плана Николаева высказал также архитектор Анатолий Зубик. По его мнению, в документе нет стратегического видения развития города и масса недостатков, которые необходимо исправлять.

— Смотрим среднестатистическую температуру - все хорошо. Начинаем ковыряться в каждом квартальчике, в каждой улице - миллион проблем. Невозможно сидеть в таком кворуме, в такой позиции и продумать все - это нереально. Раньше, когда делался генплан, согласовывался, была какая-то согласительная комиссия, которая заседала раз 10, 12, 15. И там пытались пройти поквартально, по микрорайонам, что-то пытались учесть и то не смогли. Это невозможно. Процедура закона - это одно, а «для себя» - это другое. Если мы хотим «для себя», надо придумать какую-то более углубленную процедуру. Может быть, нужно собирать согласительную комиссию с представителей организаций, локальную комиссию, которая пройдет все, доложит общественности, общественность увидит, что проговорены все проблемы и потом легче будет это проходить, и мы будем уверены, что это все мы учли. Если мы говорим, что экологическая схема должна предшествовать генплану - мы видим, что она никак не предшествует, она тупо повторяет генплан с этими нашими недостатками, как бы узаконивая их, какие-то мелкие недочеты и недоработки. Сам генплан действительно, насчет стратегии - у нас ее нет лет 20, к сожалению. Еще в те далекие годы, большие планы Советского союза, мы думали, куда развивать город - на север, на правый берег… Была стратегия, о чем-то думали. Сейчас вообще ничего не понятно, что мы… Мы вообще сегодня находимся в стадии какой-то замороженной, мы просто заморозили ситуацию и мы просто живем, внутри ковыряемся, что-то добавляем. Нет глобальной стратегии. Реально, город будет расти? Будет расти темпами реновации кварталов или расти стратегически в какую-то сторону? Опять-таки, к сожалению, даже тот генплан, который был, мы тут на месте, перекрестили все. Вещи, которые были заложены, некие вещи, мы тут их разрушили. Брать ту же Матвеевку, где было стратегически в том генеральном плане хоть кусочек чего-то. что могло быть таким, знаете, перспективным развитием. Мы там пораздавали эту землю, уничтожили эту единственную часть развития нашего города. А сегодня вообще нет ничего. Я не понимаю. Там переработку мусора мы будем делать, в той части перспективной промышленной зоны, правильно это или не правильно, кто это оценивал, не понимаю. Потому что мы не видим, куда наш город будет двигаться. Мне кажется, в идеале надо было создавать некую локальную профильную комиссию, которая бы пробежалась по всему проекту.  Я пробежался поквартально, помикрорайонно, и вижу, что на сегодняшний день даже те коммунальные или промышленные зоны, которые были в генплане и повторяются в генплане, продолжают называться коммунальными. Хотя правообладатели этих зон уже хотят. Вот даже взять желтый квадратик в зоне за автовокзалом, где строят сейчас успешно многоэтажные жилые дома - мы видим, что это нонсенс, это коммунальная зона, и никто не понимает, как это происходит. Где перспектива хотя бы на 20 лет? Про «Дормашину» я уже молчу, ее уже нарисовали как многоэтажную жилую зону. Я думаю, там миллион вопросов, которые никто не скажет, но мы потом увидим, - высказался Анатолий Зубик.

Как известно, на сайте Николаевского городского совета обнародован проект государственного планирования - генплана и отчета о стратегической экологической оценке.

В рамках обсуждения этого генплана, который включает и стратегическую экологическую оценку, 9 ноября в Николаеве пройдут общественные слушания.

Депутат Николаевского городского совета Татьяна Суслова считает, что при проведении стратегический экологической оценки в рамках разработки нового генерального плана не было проанализировано влияние работы морских портов на Днепро-Бугский лиман и город.

11:40, 31 жовтня, 2019
View full version