Таинственный остров

10:11, 13 вересня, 2010

3Моя нога ступила на эту землю спустя много лет после тех детских представлений, когда, отдыхая в Рыбаковке, я смотрел на клочок суши, оторванный от материка, и в моей голове рождались невиданные фантазии.

Попасть на остров Березань удалось благодаря организаторам акции «Семь историко-архитектурных чудес Николаевщины». Ее инициатор – народный депутат Роман Забзалюк пригласил журналистов своими глазами увидеть то, что так и не смогло быть погребено под песками истории.

Остров, конечно, неподходящее слово для определения территории в десять гектаров. Если посмотреть на фотографии, сделанные с высоты, то кажется, будто это вовсе не остров, а край подтопленной косы.

Эти слова не так далеки от истины. В давние времена это был полуостров, соединявшийся с материком в районе мыса Аджияск. Тогда Березанский лиман являлся  устьем реки, впадавшей в море. Когда уровень моря повысился на 6-8 метров, оно затопило долину реки, и образовался Березанский лиман. Кстати, мой друг, когда я рассказывал ему эту историю, утверждал, что в детстве по невидимой с берега косе подходил близко к Березани. Подойти ближе боялся из-за шума в камышах – опасался змей.

3

Их на острове действительно много, но как объяснили археологи, это безбидные бычколовы. Жители близлежащих сел специально приплывают за ними на Березань, ловят и делают из них консервы.

У острова разные берега. Его северная часть – низкая. Она приспособлена для подхода суденышек. Когда-то здесь останавливались купцы, позже – запорожские казаки. В индустриальное время причал оборудовали у западнего берега. Сегодня о нем смутно напоминают разрушенные железные балки – вероятнее всего причал был разрушен во время бомбежек.

В Великую Отечественную здесь было очень жарко. 85-я зенитная батарея Очаковского укрепрайона прикрывала подступы к порту и защищала корабли и суда на выходе из Днепровско-бугскогго лимана. Сражались до последнего, и только потом под покровом ночи на спасательном боте уходили на Тендру. В трех километрах от острова в море и сегодня можно обнаружить сбитый немецкий Юнкерс.

А в начале двадцатого века в центре Березани была сооружена крепость-мишень с лабиринтом блиндажей как артиллерийский полигон для испытания дальнобойной морской артиллерии. Тогда военное ведомство решило подвергнуть одновременно испытанию новые конструкции покрытий казематов, разработанные в 1909 г. Общая сумма расходов на опыты была определена в огромной по тем временам сумме - свыше 1,5 млн. рублей. Работы начались в июле 1910 года, а к лету 1912 – го  опытная постройка была закончена. Непосредственно стрельбы производились в сентябре-октябре 1912 года.

5

Сегодня об этом напоминают прекрасно сохранившиеся казематы. Исключение составляет разве что гигантский круглый проем, образованный вследствие прямого попадания снаряда. В остальном мощные фортификационные сооружения время практически не потрепало. Оно как-бы застряло в этом бетоне, останавливая нас и заставляя задуматься о свершениях инженеров русской армии.

И все-же главной легендой острова Березань является лейтенант Петр Петрович Шмидт. Помню, и в детстве этот остров часто называли его именем. 6 марта 1906 года его вместе с несколькими сподвижниками расстреляли здесь за организацию восстания на крейсере «Очаков».

-  "Мне будет хорошо умирать на Березани…Надо мной будет высокое небо, вокруг меня море - моя любимая стихия ", - говорил перед казнью молодой лейтенант, ставший впоследствии одним из символов победившей пролетарской революции.

4

Тело Петра Шмидта уже давно перевезено в Севастополь, но его связь с таинственным островом видна и сегодня в виде развалин недостроенной часовни и памятного знака, сооруженного в советские времена. В 1968 году на самой высокой точке южной оконечности острова студенты Одесского инженерно-строительного и Николаевского кораблестроительного институтов воздвигли несколько 16-метровых железобетонных стелл, расположенных друг относительно друга на 120 градусов. Теперь в ясную погоду этот монумент виден издалека. Ночью же мореплаватели могут увидеть тусклый зеленый свет небольшого маяка, возвышающегося над прострелянным казематом.

Про такие места говорят: «Чужие здесь не ходят». В теплое время года работают лишь археологические экспедиции Академии наук Украины и Петербургского Эрмитажа, где, как свидетельствуют очевидцы, есть небольшой зал, посвященный истории острова Березань. Время от времени гуляют по острову и небольшие экскурсионные группы, которые в курортный сезон набираются на расположенном вблизи побережье.

Местных жителей нет, и быть не может -  какая тут жизнь? К тому же территория  является частью историко-археологического заповедника НАНУ «Ольвия». А любой заповедник, как известно, охраняется. Видели и мы двух охранников. Пока работает экспедиция – они несут вахту. Но как только экспедиции сворачиваются, на смену белым на острове появляются черные археологи. Однажды они совершенно случайно наткнулись на клад – спрятанные в земле заготовки для изготовления монет. Вроде бы продали все по дешевке, а спустя некоторые время находку обнаружили в богатых европейских коллекциях.

Вообще, для археолога Березань – настоящий кладезь. Здесь есть, что искать. В конце прошлого века в северо-восточной части острова археологи открыли самое древнее на территории СССР поселение греков. С конца VII века до н. э. на этом месте существовало древнегреческое поселение Борисфен , основанное выходцами из Милета. Первоначально территория колонии была застроена землянками. После середины VI в. до н.э. здесь строятся многочисленные наземные дома, появляется святилище Афродиты с небольшим храмом. Жители поселения занимались земледелием, торговлей, рыбной ловлей, на раннем этапе основным их занятием было производство металла. Во второй половине VI в. до н.э. начинает активно развиваться город Ольвия. Предположительно в это же время исчезает коса, соединявшая полуостров с сушей – находиться здесь более теряет всяческий смысл.

Прикоснуться к другой легенде острова Березань археологи не в силах. Речь идет о гипотезе николаевского исследователя Анатолия Золотухина, будто это и есть сказочный остров Буян, воспетый Пушкиным в поэме «Сказка о царе Салтане». Вот что говорит исследователь:  

5

- В «Сказке о царе Салтане» поэт так описал остров: «В море остров был крутой, Непривальный, не жилой; Он лежал пустой равниной; Рос на нём дубок единый» . Все характеристики описания острова Буяна-Березани настолько точны, что не оставляют сомнения в том, что Пушкин его не только видел, но и как утверждает он в конце сказки – «Я там был…». Известно, что со времен плавания из варяг в греки на Хортице и Березани были ритуальные дубы, которым приносились жертвоприношения язычниками. Пушкин об этом знал. Возможно, этот дуб в то время ещё и сохранился, так что поэт мог его видеть. Видел он и Лукоморье, которое окружает остров Березань. Оно хорошо просматривается на снимке из космоса. Царство славного Салтана поэт расположил в Николаеве,- если бросить бочку здесь, то течением её вынесет к острову Березани-Буяну. Да и корабли плыли в царство Салтана мимо острова Буяна на восток.

Попробуй тут что-нибудь докажи. Остается нам только жить с этой красивой гипотезой, гордясь перед приезжими тем, что великий Александр Сергеевич выбрал именно наш крошечный островок.

Не знаю, какое место займет остров Березань в итоговом голосовании конкурса «Семь историко-архитектурных чудес Николаевщины». Край у нас удивительный – номинантов много. Но знакомство с этим объектом способно всколыхнуть, дать очень многое каждому из нас. Давайте спросим себя: многое ли мы знаем о культурном наследии, оставленном  нам нашими предками, и что, собственно, нового мы можем дать будущим поколениям? Может, стоит беречь хотя бы то, что досталось. Есть о чем задуматься, не правда - ли.

НикВестиИгорь Данилов, специально для НикВестей
10:11, 13 вересня, 2010
View full version