Николаевский глиноземный завод - бомба замедленного действия?

11:45, 18 квітня, 2011

Алексей МосковкоНиколаевский глиноземный завод – это бомба замедленного действия. Еще во времена Советского Союза, будучи генеральным директором завода, Виталий Мешин отмечал, что предприятие рассчитано на 20-25 лет, а сегодня пошел уже 31 год его работы. Не дай Бог, произойдет землетрясение в 5-6 баллов, первыми треснут шламохранилища НГЗ. И тогда прощай лиман, прощай села и город.

Такое мнение высказал депутат Жовтневого райсовета Алексей Московко во время заседания круглого стола на тему: «Основные принципы и направления государственной политики в сфере поведения с отходами», посвященном выбросам красного шлама на Николаевской глиноземном заводе. В мероприятии принимали участие экологи, представители управления МЧС, Государственной экологической инспекции в Николаевской области, а также депутаты городского, районного советов. Заседание было организовано Николаевской ВО «Батьківщина».

1

- Я проживаю в селе Галициновка с 80 года, как только начал работать глиноземный завод. И теперь я могу сравнить, что было тогда, и что происходит сейчас, - сказал А.Московко.

По его словам, только смертность людей в близлежащих селах с того времени выросла на 90%.

- Вы посмотрите на речку, в ней уже купаться нельзя, рыбы нет, вода красная, и никто ни о чем не говорит, все у нас в порядке. Да это все липовые экспертизы! Но ведь если есть вещество, которое не предусмотрено природой, значит оно уже лишнее, - уверен депутат.Начальник отдела охраны окружающей природной среды Департамента ЖКХ Дмитрий Мац

Однако присутствующие представители государственных структур, которые принимали непосредственное участие в мероприятиях по ликвидации последствий выбросов шлама, в частности, экоинспекторы, представители СЭС, УМЧС в один голос озвучили весь тот багаж информации, который до этого уже несколько раз был сообщен в СМИ, представили присутствующим на заседании имеющиеся документы, наработки и результаты экспертиз, заявляющие о том, что шлам на самом деле безвредный.

Сергей КорогодПо словам представителя УМЧС Сергея Корогода, на сегодняшний день у сотрудников, ликвидировавших последствия выбросов, нет никаких отклонений в состоянии здоровья.

- Возможно, независимый экологический аудит и даст нам другие итоги и выводы. Тем не менее, тот комплекс документов, который есть, говорит о том, что на сегодня эти вещества (шлам – авт.) неопасны, - отметил Сергей Корогод.

Вместе с тем никто из выступающих не смог ответить на один простой вопрос – почему у жителей сел, которые находятся поблизости со шламохранилищами, "пекут глаза"? Как объяснил кандидат технических наук Юрий Кербунов, причиной этого является повышенное содержание щелочи в шламе, которое старательно отрицали представители СЭС.

По словам организаторов мероприятия, на заседание круглого стола были приглашены представители НГЗ, однако они отказались принять участие в мероприятии, отметив, что «на протяжении двух месяцев работники завода приняли участие в 22 встречах с представителями общественных организаций, органов власти, депутатского корпуса. По итогам встреч была утверждена комплексная программа по пылеподавлению и эксплуатации шламохранилищ…».

1

- Представьте себе, позиция глиноземного завода: они не пришли сегодня. Смотрим в Японии после взрыва на Фукусиме, каждый день премьер-министр извиняется перед людьми, хотя он там вовсе и не виноват. А у нас, видите ли, они там где-то на 22 встречах присутствовали. На 120 должны быть! И просить у всех извинения за содеянное, - возмутился Алексей Московко.

В свою очередь Юрий Кербунов поделился своими соображениями по поводу того, как можно было бы избавиться от залежей шлама. Он рассказал, что в Большой Коренихе существует проблема загрязнения подземных вод из-за расположенного поблизости полигона по захоронению твердых бытовых отходов. Красный шлам можно было бы использовать для строительства подземных барьеров, подобно тому, как это делают в Европе. Такие барьеры пропускают через себя загрязненную воду, очищая ее. Из шлама производится материал — пористый бетон, очень удобный для этих целей.

По словам Юрия Кербунова, если бы удалось реализовать строительство подземных барьеров, то за 10 лет Украина бы переработала имеющийся у нее шлам.

Итогом круглого стола стало решение о необходимости проведения государственной экологической экспертизы.

НикВести
11:45, 18 квітня, 2011
View full version