Город людей, улица псов

15:13, 08 грудня, 2011

...«Скользкая тема», «мне не хотелось бы это комментировать», «не нужно там ставить мою фамилию» - вот самые частые фразы из разговора о бродячих собаках с чиновниками департамента ЖКХ, представителями милиции, ветеринарной медицины, кинологами.

Есть три статистики по бездомным собакам на улицах Николаева. Начальник управления охраны окружающей среды и благоустройства департамента ЖКХ Владимир Корчагов весной 2011 года называл одной из николаевских газет цифру 10-11 тысяч. Руководитель Николаевского городского общества защиты животных Муза Махова говорит о 12-13 тысячах, подсчитанных работниками и волонтерами общества. Гендиректор ООО «Крот» Олег Колесник, который профессионально занимается проблемами бродячих животных с 1995 года, ссылается на европейский принцип подсчета. По нему в Николаеве не меньше… 30-40 тысяч бродячих собак! И количество не уменьшается, а только растет. 

Все цифры для меня, как для горожанина, выглядят внушительно. Каждый случайный прохожий, я подчеркиваю, каждый, кому я задавал вопрос о сложившийся ситуации, вспоминал как минимум один случай из жизни, когда был свидетелями нападения уличных собак. Кстати говоря, в данной статье не будет привычной статистики об укусах от травмпункта БСМП. Эта статистика не отражает реальной ситуации. За медицинской помощью обращаются в острых случаях, когда есть кровь. А сколько нападений оканчивается порванными штанами и стрессом? 

Чиновники в один голос отправили меня общаться на тему о бродячих собаках к директору коммунального предприятия «Центра защиты животных», депутату горсовета Андрею Агнянникову. У меня даже создалось впечатление, что только от него и зависит судьба животных на улицах Николаева. Планы по приюту на улице Коминтерна, 36 выглядят впечатляюще. Когда николаевский приют заработает, механизм будет выглядеть так: отловленное животное содержится неделю в карантинной клетке. Здоровое – стерилизуется и, если не нашлось желающих его взять домой – выпускается обратно на улицу, доживать свой век (по разным оценкам от 2 до 7 лет). Больное животное – усыпляется. Решение по усыплению принимает не менее двух ветврачей. То есть консилиум.  Расчетная пропускная способность будущего комплекса – 100 животных в месяц.

На базе приюта планируется создание горячей линии. На нее можно будет сообщать и об агрессивных собаках или о нападениях. Также в планах открыть на базе приюта отдел платной регистрации домашних животных методом чипирования. Возможность введения обязательного чипирования для всех домашних любимцев Андрей Агнянников видит уже через 1-2 года.  

Но по приюту пока только готовится проектно-сметная документация. Стоимость ожидаемого проекта - более 1 млн. гривен. И это без учета дальнейшего его содержания. Не лишним будет напомнить, что содержание среднего по величине приюта, например, в Германии, обходится около 1 млн. евро в год. Сейчас Министерство экологии и природных ресурсов согласно помогать городам Украины в строительстве приютов. Недавно мэр Николаева повез в министерство второе обращение с просьбой о помощи. Какой будет ответ и как скоро – не известно.

...Вопрос о том, сможет ли город в будущем поддерживать условия в приюте и обеспечивать его всем необходимым, как, скажем, больницу – остается открытым и стремится быть риторическим. И главное. Пока приюта нет, что делать с теми собаками, которые на улице уже сейчас? И что делать потом, когда стерилизованных собак будут отпускать обратно на улицу? Ведь проблемы, создаваемые собаками, остаются нерешенными. Это по-прежнему шум, фекальное загрязнение улиц (в 500 тыс. городе собаки «выдают» более 12 тонн фекалий в год!), болезни, дорожные происшествия, угроза нападения на прохожих. Особенно на детей.

По этому поводу я встретился с руководителем Николаевского городского общества защиты животных Музой Маховой. Можно сказать, с главным лоббистом метода ОСВ в городе Николаеве. Настороженность, с которой общественница подошла к обсуждению проблемы, озадачила. Даже само слово «усыпление» Муза Махова произносит с трудом, как будто оно причиняет ей боль. Она настаивает на создании так называемых опекунских советов. Если, скажем, во дворе, есть приблудившиеся собаки, их давно подкармливают местные неравнодушные жители, общественники предлагают им взять на себя ответственность за четвероногих.

Муза Махова говорит, несколько таких советов уже существует, они неплохо себя зарекомендовали. Но на главный вопрос я ответа не получил: кто будет в таком случае нести ответственность, если собака, скажем, случайно или не случайно нападет на прохожего? И кто будет убирать за ними? Получается, опекуны это, скорее, безопасность и комфортные условия для собак, но не для горожан.

Прокомментировать ОСВ я предложил еще одному человеку - генеральному директору ООО «Крот» Олегу Колеснику. Должен сказать, это был самый содержательный и интересный разговор по проблеме. В 1995 году, после изучения Британского опыта, Олег Колесник написал программу по популяризации и внедрению новейших подходов, связанных с перепроизводством популяции домашних и диких животных «Бродячая собака». На сегодняшний день по этой программе работает 166 городов Украины! Ее применяют в городах 7 государств бывшего СССР, а также в Болгарии, Хорватии, Пакистане и других государствах. Однако внедрить программу в Николаеве не удалось. С тех пор о ней никто не вспоминает. К сожалению.

Программа написана без иллюзий. В тоне, каким сейчас говорят те, кто причисляет себя к набирающему обороты движению реалистической защиты животных. Предлагаемые ныне николаевцам методы решения проблемы с бродячими животными Олег Колесник считает малоэффективными.

- Пусть это будет непопулярное заявление, но чтобы ситуация выровнялась и установился баланс, нужно сначала уменьшить поголовье. Никто не даст гарантии, что стерилизованное в выпущенное обратно на улицу животное не несет угрозу. Есть разные исследования. На кобелей ОСВ еще как-то действует. Суки наоборот, переносят его хуже, становятся более вспыльчивы. Нужно помнить, собака – это охотник. Любой движущийся предмет для нее – предмет преследования. Любой нарушитель территории – угроза. Никто, идя по городу, не может определить, зашел он на собачью территорию или нет.

Колесник согласен, без приюта не обойтись. Но с 2006 года, когда был введен мораторий на умерщвление, в городе выросли целые поколения собак, не знавших человека, как хозяина. Это дикие собаки. Как их собираются отлавливать без применения спецсредств? Кто их захочет забрать из приюта? Сам процесс лова стерилизации и возврата очень затратный. Как говорит Колесник, по принятому ныне методу работы одна собака будет стоить от 500 до 700 гривен. При условии, что в Николаеве от 30 до 40 тысяч бродячих собак… откуда возьмутся деньги? А ведь меры нужно принимать как можно скорее. В противном случае, пока неспешно простерилизуешь тысячу собак, будет зачато еще две тысячи.

...Прогнозы разные. Музы Махова настаивает, проблема с бродячими животными решится в Николаеве через 5 лет. Андрей Агнянников более сдержан в своих прогнозах: 10-15 лет, не раньше. Олег Колесник вообще не берется прогнозировать. И пока дела обстоят так, как есть, в новостях то и дело мелькают репортажи то о нападениях бездомных собак, то о самовольных расправах над ними. Все, как это часто бывает, перевернуто с ног на голову. Вместо того, чтобы сначала построить приюты, проработать законы и способы их контроля, а потом уже говорить о внедрении тех или иных способов регулирования бездомных собак и о запретах, у нас происходит наоборот. Ситуацию заморозили, позволили ей усугубиться, а теперь ищут выход, который отдалился, как никогда раньше. 

Как вести себя с агрессивной собакой

(из сборника документов для специалистов собаконадзора):

 - Не подходите к собаке близко

- Не загоняйте ее в угол, оставьте ей возможность бежать.

- Не делайте резких движений

- Уйдите с территории, которую собака считает своей

- Уходите пятясь, не поворачиваясь к собаке спиной

- Постоянно держите собаку в поле своего зрения

- Никогда не смотрите собаке прямо в глаза – это  может быть воспринято ею, как вызов

- Не раздражайте собаку криками

- Не раздражайте собаку резким размахиванием рук

- Если вы взяли что-то, что принадлежит собаке (кость, миску)положите обратно

- Если есть дверь – спрячьтесь за нею 

- Собака перестанет вами интересоваться, если вы покинете ее территорию

- Попросите хозяина (если он есть), чтобы он успокоил свою собаку 



Евгений Цымбалюк, "Николаевский бизнес"
15:13, 08 грудня, 2011
View full version