СКОЛЬКО СТОИТ НИКОЛАЕВ? - ЧАСТЬ 3. ПОСЛЕДНИЕ ИЗ МОГИКАН

10:37, 31 серпня, 2009

От редакции: Владимир Аркадьевич уже знаком николаевцам своими публикациями на финансовую тематику в городской прессе, издал две книги «Николаев 100 лет спустя» и «Сколько стоит Николаев?». Кроме того, автор готов бесплатно поделиться своими знаниями с николаевцами, обучив их зарабатывать на скачках курса доллара, правильно продавать и покупать, формировать бюджет, работать с прибылью, конкурентами, позиционировать товар и многое другое – читайте подробнее здесь.   

Обретение Украиной независимости, переход от плановой экономики к рыночной  был, в основном, реализован при активном и широком участии партийно-хозяйственного актива некогда могучей страны.  Именно эти люди в большинстве регионов, районов, городов и сел возглавили местные советы, исполнительные комитеты и иные структуры власти.  Будучи опытными администраторами, они продолжали руководить так, как умели.   Но теперь уже без оглядки на партийную идеологию и дисциплину.  Тому способствовали с одной стороны, их возраст, а с другой – отсутствие реальных возможностей по иным методам управления.  

     Политика того времени, в основном, формулировала цели и концепции национального развития-согласия,  выдвигала новых лидеров и делала первые практические шаги на территории теперь уже самостоятельного  государства. 

     А экономика только стала на рыночный путь.  Семимильными шагами шла массовая приватизация и усилия в прошлом партийно-хозяйственных руководителей, зачастую, концентрировались на разделении ранее государственной и коммунальной собственности. В стране появились частные владельцы фабрик и заводов. Финансовый сектор страны развивался и рос, как грибы после летнего дождя, но в формате акционерных обществ, где государству уже не принадлежала ведущая роль.  Бизнес-элита того периода, в своем подавляющем большинстве, формировалась при поддержке местной власти, сосредоточившей в своих руках материальные, финансовые и административные ресурсы.

     В целом роды новых хозяев национальной экономики прошли успешно.  Младенцы-владельцы  быстро пошли в рост, набрали вес, нарастили финансовые счета  и перестали, зачастую, нуждаться в услугах и советах тех, кто их породил. Дети переросли «родителей»: поколение администраторов из прошлого перестало быть необходимым, но еще могло быть полезным. Но, в основном, теперь понадобились «гувернеры»: знающие, умеющие и послушные. Чтобы и дальше быть востребованными, «старшим товарищам» следовало или учиться новым методам управления и хозяйствования, или смириться с участью подчиненных у молодых хозяев.  Конечно, это не все варианты поведения администраторов территорий, но зачастую именно они   выступали в роли границ возможностей успешных руководителей из прошлого.

    На рубеже веков лидерами Николаева оказались Бердников А.Я., Олейник А.А. и Чайка В.Д.  В тот период  эти люди возглавляли городской совет и руководили его исполнительным комитетом.  Каждый из них вместе со своими командами вложил немало сил, чтобы город стал более богатым, красивым и уютным. Однако многое из того что,  можно было сделать,  оказалось не исполненным, вопреки желанию многих, в том числе и лидеров громады. И за этим часто стояли не объективные, а субъективные причины – плохое взаимопонимание внутри команды местной власти и очень широкий круг целей ее участников. Нередкое пересечение личных интересов членов команд с потребностями громады  соответствовало естественным чувствам любого человека.  С одной стороны, присутствует желание стать благополучнее, в том числе и за счет своих административных возможностей, а с другой – необходимость решения социальных и экономических  проблем своих избирателей. В тот период руководители многих городов, особенно провинциальных,  еще не могли быть или декларировать себя успешными в бизнесе.   Поддержку громад на выборах в органы власти тогда получали не богатые, а коллеги по работе, представители интеллигенции, руководители трудовых коллективов и командиры (особенно боевые).  

    Естественно, что руководители Николаева конца ХХ и начала ХХI веков немногим  отличались друг от друга и от своих коллег по иным большим и малым городам.  Большинство из них имели техническое образование, и пришли на свои посты после комсомольско-партийной или инженерной карьеры.   Свое стремление к вершинам материального благополучия руководители  этого периода нередко  подкрепляли  административными возможностями должностей. Они привычно поддерживали линейно-административную процедуру принятия решения, хотя уже тогда ее ценность была больше историческая, чем практическая.  Верится, что это были заключительные шаги административно-командного метода по   проблемам полумиллионного города.  

    Территории и  города, ставшие всего лишь 10 лет назад на рыночный путь с реальным воплощением системного подхода к развитию городского хозяйства, теперь кажутся почти недосягаемыми авторитетами на национальных просторах.  К сожалению, нашего славного Николаева в этом перечне пока нет, но надежда на наше присутствие в числе украинских грандов  жива не безосновательно.

     В отличие от признанных лидеров национального развития (Киев, Донецк, Днепропетровск, Харьков, Одесса, Львов) Николаев пока не сумел  обзавестись мощной плеядой бизнесменов, не занял авторитетное место на производственных и экономических просторах страны, не сумел объединить свои возможности в формат хотя бы одной финансово-промышленной группы.  Многочисленные банки, торговые сети и  производители товаров и услуг, в основном, имеют иногороднюю прописку. Статус провинциального города продолжает проявляться еще и в том, что маркетинговый подход к управлению городским хозяйством широкого развития так и не получил.   Не очень приятно, но поколение городских администраторов из «партийно-хозяйственных активов» прошлого Николаева так и не смогло обеспечить динамичное развитие, заложенное в закон Украины «Специальная экономическая зона «Николаев».  Да, приоритеты были определены, налоговые льготы узаконены, но результат получить не удалось.  

    Сегодня Николаев находится в сфере  влияний мощных финансово-промышленных групп из столиц: административной, металлургической, машиностроительной, морской и так далее.   Такое положение дел заставляет местных администраторов уделять значительную долю своей любви и внимания  нашим иногородним партнерам. Происходит это зачастую в ущерб местной бизнес-элите, обрекая ее тем самым на роль пасынка в собственном доме.  Думается, что это не совсем правильно, своих надо все же более активно поддерживать и стремиться к тому, чтобы они как можно быстрее вошли в число лидеров национального масштаба.  Не существует ограничений и препон такому лоббизму, если грамотно этим пользоваться.  А город и жители от таких действий  местной власти только выиграют. У нас быстрее появятся классные специалисты из многих сфер деятельности: от чемпионов по футболу до лауреатов из интеллектуальных областей.  Для этого надо не так уж и много:  находить и реально внедрять все то передовое, что существует в практике управления территориями. Например, программно-целевой метод, использованный в  Донецке в середине 90-х годов прошлого века, у нас начал получать прописку только в начале следующего столетия.  Но ведь за это время передовые территории продвинулись еще дальше в своем развитии, а мы опять оказались в кильватере.  Думается, что такая задача по плечу администраторам, не обремененным воспоминаниями о прошлом, а нацеленным на будущее с опорой на сограждан, коллег по бизнесу, партнеров по потребностям развития. 

    В целом на рубеже веков руководители Николаева были  личностями разными, но их методы управления, по сути, были одинаковыми.  Законодательство начала ХХI столетия, по сути, не позволяло  уволить городского голову с должности. Такое положение делало городского лидера личностью неприкасаемой, и значит весьма сильной.

    Как правило, штатная структура исполнительной власти формировалась с подачи городского головы, а затем постоянно изменялась под девизом  «оптимизация». Для простого горожанина это создавало неудобства в решении повседневных вопросов, но чиновникам такой подход очень нравился. Их функциональные обязанности постоянно менялись, а ответственность размывалась.

    Зачастую мнению городского головы по вопросам жизни громады придавался формат коллективного решения.  Депутаты городского совета, не будучи профессионалами в области городского строительства и развития, в таких случаях нередко руководствовались только  общечеловеческими ценностями. Они верили, что решение, предлагаемое лидером громады,  является наиболее правильным.  Проекты таких решений готовились  исполнительным комитетом и зачастую не имели  альтернативы.   Рассмотрению проекта решения в городском совете предшествовали публичные слушания, в которых  общественные организации оценивали его с позиций здравого смысла и не  более.   

    Именно в это время не редко создавалось и  декларировалось громадное количество программ развития  без средств на их реализацию. Спустя некоторое время после их широкого обсуждения и принятия проводились дополнения и вводились изменения.  Этот процесс резко сокращал число людей, понимающих суть самих программ развития в сочетании с различными дополнениями и изменениями.  Так местная власть создавала видимость активной работы без реальных существенных изменений.

     При появлении существенных недостатков в работе какой-либо отрасли городского хозяйства применялся испытанный  прием: его руководитель  увольнялся. С вновь назначенным руководителем связывались надежды на быстрое улучшение работы отрасли.  Но этого, как правило,  не происходило, и административный подход к управлению городом делал свой следующий оборот.

     Конечно, так происходило не во всех городах страны.  Там, где сама громада была более богатой, интеллект был не потенциальным, а реально востребованным,  городские менеджеры в своем большинстве вышли из юристов, финансистов, экономистов, а не из инженеров, учителей и врачей,  дело обстояло совсем иначе. К сожалению, для Николаева пока это не очень реально.  Сильных  высших учебных заведений по направлениям юриспруденция, экономика, финансы в городе нет. Есть только коммерческие филиалы, основной преподавательский состав которых сформирован из местных специалистов, имеющих техническое или гуманитарное образование. Поэтому подготовка юристов, экономистов, финансистов в Николаеве зачастую не соответствует  уровню задач городского развития.   Надежды на появление в городе классных менеджеров из каких-либо столиц сегодня весьма призрачны: там они тоже желанны, а условия там лучше николаевских. Кроме того, разность в условиях соблазняет многих наших талантливых и перспективных искать лучшей карьеры в Киеве, Одессе, Донецке и т.д.  Как говорили раньше, так происходит утечка мозгов.  Чтобы остановить утечку, надо создать условия, а для того чтобы создать условия необходимо изменить подход к управлению городом.  Как показало начало ХХI столетия, городу это пока не удалось. Возможно, громаде надо несколько изменить свое понимание того, кто должен работать в органах местного самоуправления.   Инженеры, учителя и врачи, как показало время, на должностях городского головы, его заместителей, членов исполнительного комитета принимают решения только на уровне здравого смысла. Но этого совершенно недостаточно для того, чтобы сегодня быть успешным. И если человек на поприще управления свои бизнесом стал успешным, то это означает, что он умеет хорошо работать и решать реальные задачи. Так почему же не доверить таким людям руль города? Сегодня наши богатые не могут сделать дороги проезжаемыми, тротуары проходимыми, школы с целыми стеклами и без решеток на окнах, троллейбусы с видимой датой рождения, больницы без образного подхода «лечиться даром – даром лечиться»,  воздух без запаха разложений и еще многое, многое другое.   В настоящем у большинства из местных богатых нет прямого влияния на принятие важных для города решений. Кроме того, у нас не очень принято озвучивать открыто свои возможности, особенно материальные. Конечно, с такой точкой зрения можно спорить и не соглашаться. Однако сейчас на каждого жителя города приходится по 1 тонне гниющих отходов, которыми дышат  все: губернатор и городской голова, банкир и директор, рабочий и служащий, бомж и студент, пенсионер и новорожденный. И если последние, в общем-то немощны, то первых это не слишком красит за дверью с табличкой «Денег нет». 

     Однако так в Николаеве было не всегда. Сто лет назад в городе было уже более 100 тысяч жителей.  50 гласных (как теперь депутаты) еженедельно заседали в Николаевской Городской Думе и успешно решали многие острые вопросы. Правда, в отличии теперешних депутатов заседали они только вечером с 19 до 22 часов, так как днем им надо было работать.  Усилиями именно этих гласных в городе регулярно (с интервалом в 5-6 минут) ездила конка, был построен и исправно работал водопровод,  улицы хорошо освещались фонарями (после захода солнца), дворники убирали мусор (до начала рабочего дня), работали порт, фабрики, заводы, школы, больницы, а дороги и тротуары регулярно мостились и ремонтировались.  Из  7 работающих в городе банков 2  были николаевскими.  А наш торговый порт был тогда третьим в Российской империи по экспорту зерна, которое к нам везли из Киевской, Харьковской, Полтавской, Екатеринославской и других губерний.

   Гласных того времени отличало от депутатов настоящих то, что они были в основном богатые, но не из должности, а из сословия.  Тогда в Николаеве проживало почти 10 тысяч дворян,  более 43 тысяч мещан и 1700 купцов. Несмотря на свою небольшую численность, именно купеческое сословие владело и управляло основными ценностями общины. В частности,  под руководством тогдашних гласных доходы николаевской казны от городской  собственности многократно превышали доходы от нынешнего коммунального хозяйства.  В тот период Николаевом руководили люди богатые и сегодня эти традиции начинают возрождаться.  Так, мэр Киева отличается от мэра Николаева тем, что он стал богатым до прихода во власть и не боится ее потерять – бедным он не станет. И прошедшие недавно повторные и досрочные выборы городского головы Киева вновь отразили мнение жителей столицы: если в кресло мэра избран богатый человек,  то это хорошо. 

   Для провинциального города это звучит не очень привычно – здесь традиции предыдущих десятилетий еще достаточно сильны.  Однако именно успешные и уже состоявшиеся люди быстрее любых других справятся с целым ворохом проблем, которые накопились в коммунальном, жилищном,  дорожном и других хозяйствах города, в образовании, здравоохранении,  культуре и спорте. В местном бизнесе, где нет места слабым, они уже стали победителями. Не очень приятно, но многим из богатых николаевцев дороги в Одессу, Киев, Москву и другие столицы мира не совсем по пути - там они чужие.  Там уже живут и работают свои богатые, у них другой уровень доходов и еще много, много совсем иного для провинциалов. Местным богатым в нашем городе  комфортно, здесь их дом -  это хорошо и для них и для жителей славного Николаева. 

     Очень скоро столбы и заборы, газетные полосы и телеэкраны вновь украсят  портреты новых соискателей кресла городского головы и депутатов всех уровней.  Опять будут печататься биографии многочисленных претендентов со ссылкой на пролетарское происхождение, формироваться команды учителей, соседей, сослуживцев для создания красивого образа и рассказов.  Но, может быть, пришла пора поступить так, как в столице или других успешных городах.  Поддерживать голосами соискателей кресел мэра и депутатов не  по происхождению или по количеству пройденных ступенек административных лестниц, а по тому, что реально сделано на благо территории, широко известно и одобрено громадой.

     Если опираться на исторический опыт Николаева, то именно купцы в креслах руководителей города сделали его процветающим не только для себя,  а и еще для 90 тысяч мещан, крестьян,  военных и детей.

     Богатые не могут быть хорошими исполнителями, и они не могут быть плохими руководителями,  им доступно быть только хорошими хозяевами в любом кресле, так как  это их жизненное кредо.  Именно это и является главным аргументом в пользу того, что во власти должны быть не исполнители, а хорошие хозяева.

Николаевские вести
10:37, 31 серпня, 2009
View full version