Покупатель завода «Океан»: Корабелы вернутся домой, в родной Николаев

В Николаеве на открытых торгах был продан целостный имущественный комплекс ПАО НСЗ «Океан». Покупателем стала компания ООО «ТД «Аннона» из Николаева. Директор и единственный владелец компании – Игорь Волошин. Сразу после оглашения результатов торгов, мы попросили его про блиц-интервью.

— Вы только что купили целостный имущественный комплекс ПАО НСЗ «Океан». Что дальше?

— Если вы про планы на предприятие, то потенциала ПАО НСЗ «Океан» достаточно для развития и судоремонта, и судостроения. Будем двигаться по всем этим направлениям. Главное, что теперь завод в украинских руках. Многолетняя спецоперация-многоходовка «друзей Путина» по развалу украинского судостроения путем, в том числе, уничтожения ПАО НСЗ «Океан» провалилась. Предприятие вырвано из «лап» представителей государства-агрессора.

— Переименовывать «Океан» будете?

— А зачем? Этот бренд известен далеко за пределами Украины и, как я понимаю, не подлежит принудительной «декоммунизации».

— Когда вы решили, что купите «Океан»?

— Как только узнал, что завод в ликвидации и может быть продан на открытых торгах. Для рожденных в Николаеве «Океан» – не просто предприятие. Это часть истории города корабелов. Без преувеличения.

— Почему не регистрировались на торгах раньше?

— Ожидал снижения цены и собирал гарантийный взнос. 116 миллионов гривен гарантийного взноса – существенная сумма, не находите?

— На фото, опубликованных на сайте Николаевского горсовета 24 октября 2018, вы встречаете японскую делегацию на территории ПАО НСЗ «Океан». Что вы делали на заводе до покупки?

— Ровно то, что вы видели на фото. Встречал японскую делегацию.

— Я имею в виду, в качестве кого вы встречали иностранную делегацию?

— В качестве директора ООО «ТД «Аннона». 28 марта 2018 года решением комитета кредиторов имущество ПАО НСЗ «Океан» было передано к ООО «ТД «Аннона» по договору.

— Это было ваше личное решение?

— Повторюсь: это было решение комитета кредиторов. Понимая, какие затраты придется нести моей компании, я был не в восторге от этого решения. Выступить против - тоже не мог. Как глава комитета кредиторов я обязан защищать интересы кредиторов. На сборах кредиторов в 2016 году я пообещал трудовому коллективу, что не дам их в обиду. Я не мог включить заднюю 28 февраля 2018 и сказать – не хочу, не буду. Я взял на себя эту ответственность.

— Вы говорите так, будто совсем не хотели этого.

— А вы бы горели желанием, не входя в права собственности, брать ответственность за предприятие, разворованное «ответственными хранителями», которые сами доводили предприятие до банкротства, и полтора последних года «хозяйничали» на территории? Хотя сумму недостачи имущества на 40 миллионов мы узнали только в мае 2018, уже в феврале было очевидно – завод разворовывался где только можно. Например, были спилены крепления кранов… Ценное оборудование просто резали на металл.

— Какую роль в покупке завода сыграл ваш дядя Василий Капацына?

— Самую непосредственную. Мне нужен был диалог с будущими партнерами, которые заинтересованы в восстановлении судоремонтного потенциала предприятия. Василий Николаевич помог наладить этот диалог.

— Диалог с кем?

— С европейским бизнесом. Который понимает потребность рынка в мощностях для качественного судоремонта по хорошим ценам.

— Кого вы имеет в виду?

— Имена и названия компании я не имею права называть.

— Скажите хотя бы страну?

— Из Скандинавского региона.

— В чем суть вашего партнерства? Они дали денег на покупку завода?

— Если вы про собственно деньги на покупку завода – то я отвечу так: «Океан» куплен за украинские, а если точнее, николаевские деньги. Это проект николаевцев для Николаева. Ради Николаева и его жителей.

— Тогда зачем вам иностранные партнеры?

— Как я уже сказал, мы планируем развивать судостроение и судоремонт. Только чтобы восстановить потенциал завода – в «Океан» нужно вложить, по самым скромным оценкам, миллиард. Не гривен. Такие инвестиции возможны вместе с нашими европейскими партнерами. Они готовы.

— Цена покупки целостного имущественного комплекса составила 122 миллиона гривен. Чьи требования будут удовлетворены?

— Насколько я помню цифры, это точно покрывает долги ПАО НСЗ Океан перед трудовым коллективом. Наверное, это самое главное в текущей ситуации – люди получат заработанное годами честного труда на родном заводе.

— Вернемся к миллиарду, который нужен для приведения завода «в форму». Допустим, вы его привлечете. Кому работать? Украинцы не верят в украинское судостроение, что подтверждает Николаевский университет кораблестроения имени Адмирала Макарова, который провалил вступительную кампанию 2018 года – студентами 1 курса дневного отделения университета в этом году стали всего 331 человек.

— А вы бы верили в возрождение судостроения на ПАО НСЗ Океан, когда на ваших глазах с территории завода вывозят грузовики оборудования и везут сдавать на металлолом? Вместо того, чтобы строить и ремонтировать корабли – завод превращают в контрабандный порт? Так что я понимаю тех молодых людей, которые в 2017 и 2018 годах не пошли в корабелы. Но я бы не был так пессимистичен. Думаю, уже в ближайшие годы мы можем увидеть другие отчеты о вступительных компаниях.

— Даже если так, к вам на завод эти специалисты смогут прийти через 4-5 лет, и их нужно доучивать. Кем будете перекрывать кадровый голод?

— Николаевцами, которые сегодня зарабатывают в судостроение на европейских верфях. Тысячи моих земляков были вынуждены стать «заробитчанами». Когда они поймут, что достойные деньги можно заработать на «Океане», многие вернутся и будут работать в родном городе. Будем просить ваше и другие СМИ про поддержку. Давайте выйдем с призывом, например, «Корабел, вернись домой. Тебя ждет семья, работа и зарплата». Напишете так? Обязательно напишите. Слово в слово. И другие напишут. И корабелы вернутся домой, в родной Николаев.

Олег Зинченко, РБК-Украина

Дивитись повну версію