Почему такой «страшный» рынок «Штрассе»?
-
11:38, 20 грудня, 2018
Ржавые заборы, облупившаяся краска, киоски, стоящие в лужах, и пустые торговые ряды. Иными словами - апокалипсис на отдельно взятой улице. Улица называется Озёрная (бывшая Красных Маёвщиков), а объект, невероятно схожий с объектами периода конца света, - рынок «Штрассе», расположенный в самом «сердце» микрорайона Намыв.
Убожество в центре Намыва
В силу своего географического и исторического происхождения, Заводский район никогда не был парадным. Расположенный в стороне от центра города и основных транспортных магистралей, он являлся индустриальным центром: здесь находились тысячи субъектов хозяйствований, в том числе и ряд крупных предприятий. Некоторые из них сохранились до наших дней: «Смарт Мэритайм Груп - Николаевская верфь» (бывший завод ЧСЗ), Администрация Николаевского морского порта, предприятие «НИБУЛОН», завод «Экватор» и другие. Здесь также расположено множество торговых точек, крупнейший из рынков города – «Центральный», и другой, менее известный, – рынок «Штрассе».
Крытые павильоны, развитая инфраструктура, качественная продукция, широкий ассортимент и адекватные цены – да, да, это тоже о рынке «Штрассе», только в Германии. В Николаеве, в микрорайоне Намыв, рынок под таким же названием (а «Strasse» в переводе с немецкого означает «улица с двухсторонним движением и тротуарами для пешеходов») уродует местность, удачно спроектированную в 70-х годах николаевским архитектором Олегом Старушко.
Кстати, за последнее десятилетие Намыв из индустриального превратился в курортный: загорать на «лазурном» берегу в летнюю пору приезжают желающие со всего города. И все они с удивлением рассматривают в окно «маршрутки» или своего автомобиля главный рынок Намыва – с его выцветшей вывеской, неказистым забором и множеством ржавых ларьков, которые этот же забор призван прикрывать. И так на протяжении трехсот (!) метров вдоль главной улицы микрорайона, население которого составляет 50 тысяч человек.
Как получилось, что этот пережиток прошлого сохранился до наших дней, выяснял корреспондент «НикВести».
Прежде всего мы посетили сам рынок. Если в 2011 году фасад главного входа выглядел так
то сейчас он создает еще более удручающее впечатление: давно потерявшая цвет вывеска, покосившиеся буквы, ворота, представляющие собой погнутую сетку рабицу, с двух сторон подпертые кирпичом. Так и хочется зайти, сделать покупки…
Внутри рынок также мало напоминает цивилизованный. В ларьках времен царя Гороха представлен скудный ассортимент дешевой китайской продукции. Поскольку направленность у рынка смешанная, то продают здесь и продукты питания, - торговцы выкладывают яйца и колбасу на ржавые прилавки.
Пожалуй, единственной гордостью рынка является туалет (капитальное сооружение современной постройки) и прекрасный двух этажный особняк, в котором разместилась администрация.
Внешне базар выглядит весьма неблагополучно. Старые киоски попытались скрыть таким же старым, грязным забором с облупившейся краской.
Входов на рынок четыре: один с ул. Бутомы и еще три - с ул. Озёрной. Ворота везде настежь распахнуты, порой напоминают вход на скотный двор.
Особенно колоритно выглядит этот вход на рынок.
Такое безобразие занимает целый квартал, и не замечают его только местные (они уже привыкли). Для остальных рынок «Штрассе» кажется убожеством.
Всему виной плохая краска
Мы пообщались с торгующими здесь людьми. Они признались, что предприниматели заняли лишь четверть имеющихся торговых мест, остальные пустуют. Реконструкцию рынка, приведение его в соответствие с современным форматом торговли самостоятельно предприниматели не потянут. Руководство же рынка с ними особо не контактирует
- Администрация с нами не разговаривает. Если проводить реконструкцию, мы не сможем отработать эту сумму. Покупателей мало, рынок «живой» на четверть, - сообщили продавцы.
Тогда мы направились в администрацию. Попасть к руководителю ЧП «Штрассе», а им является Зоя Пащенко, не просто. Надо преодолеть преграды в виде двух решетчатых дверей с автоматическими замками, похожие на двери в РОВД. Когда лязганье замков прекратилось, мы оказались в уютном помещении, напоминающем зимний сад.
Стены украшает множество картин с прекрасными пейзажами, а также несколько пар рогов оленей, очевидно, убитых на охоте кем-то из приближенных к администрации. Здесь тепло и чисто. Не то, что внизу, где люди торгуют с открытых лотков, мёрзнут, ропщут и … молчат, держась за последнюю копейку.
По словам администратора рынка «Штрассе» Марины Гончаренко (самой «хозяйки» на месте не оказалось), ситуация с эстетическим видом торговых сооружений настолько плачевна потому, что под рынком расположены городские коммуникации.
- Это водонапорный коллектор, канализационный коллектор. Они находятся на глубине в 2,5 м и 9 м. Все время прорывает трубы, и нам не разрешают ничего строить. У нас должны быть такие металлоконструкции, как есть, чтобы в любой момент – прорвало, и их убрать. Раз в три года большие прорывы и большие ремонты, - посетовала Марина Гончаренко.
Последнее ЧП случилось 2-го ноября текущего года. Тогда на «Штрассе» прорвало водопровод – вода вытекала сквозь закрытую крышку люка, «наводняя» торговые ряды.
Между тем, продолжила женщина, назвавшая себя «советником администрации», руководство рынка все-таки пытается облагородить территорию. Так, было написано обращение в Николаевский горисполком относительно возможности провести на рынке реконструкцию главного входа.
- Хотим хотя бы внешне осовременить, но нужно разрешение. Тормозят. А забор у нас в соответствии с планом рынка, синий, - рассказала «советница». И добавила о том, что касается благоустройства торговой площади: - Мы об этом уже давно думаем, пару тройку лет.
В завершение обе женщины заверили, что забор рынка регулярно окрашивают. Да вот беда: качество плохое.
- Кто виноват, что краска такая? – развели руками администраторы.
Рынка «Штрассе» не будет?
В комментарии корреспонденту «НикВести» главный архитектор Николаева, начальник управления градостроительства и архитектуры Николаевского горсовета Андрей Цымбал рассказал:
- Необходимость рынка на этом месте на сегодняшний момент не актуальна.
Со слов градоначальника, аренда земли у ЧП «Штрассе» истекает через несколько лет. Арендаторы просят городские власти не только разрешения на обновление фасадной вывески, но и больше: дать добро на переформатирование рынка, создание большего количества мест для стоянки автомобилей, устройство въезда на парковку, присвоение адресов строениям, которые находятся на территории рынка, а это кафе и др. Кроме того, не решенной остается проблема доступа местных жителей в парк «Лески». Контейнеры «Штрассе» преграждают вход намывчанам в большую парковую зону, о чем последние не раз поднимали вопрос в прессе.
- Что делать с рынком «Штрассе» - вопрос рассматривается. Там не только плохой внешний вид, он еще и создает неудобства для одного из самых густонаселенных районов города. Много предложений по поводу того, чтобы изменить ситуацию: они разные, вплоть до того, чтобы не продлевать договора аренды. Пока решения нет. Работаем над этим, - сказал Андрей Цымбал.
Главный архитектор дал понять, что вопрос благоустройства «Штрассе» останется открытым до тех пор, пока не будет разработан и принят новый Генеральный план города. Его обещают закончить осенью 2019 года.
- Когда будет новый Генплан или новый зонинг, возможно, мы поменяем зонирование для этого рынка. Если по результатам общественных слушаний будет решено, что рынок там не нужен, будем менять зону. Когда закончится срок аренды, рассмотрим – продлевать или нет. Там очень небольшая площадь застройки капитальными сооружениями, а остальное – павильоны, контейнеры, - все, что может быть легко демонтировано, - подытожил Андрей Цымбал.
Глава администрации Заводского района Виктор Дмитрук также резко высказался по поводу намывского базара:
- Мое мнение: рынка «Штрассе» быть не должно. Учитывая состояние коммуникаций под территорией рынка, постоянно приходится снимать конструкции, потом их восстанавливать. Рынок не должен находиться на коммуникациях. Поэтому мое отношение к организации рынка крайне негативное. Второе: в том состоянии, в котором он находится, он априори там находиться не может. Это уродующий город базар.
Екатерина Стриль, специально для НикВести