«Следи за ними, жги машины, прослушивай и угрожай, тебе ничего за это не будет», или как давят на журналистов «Схем»

Последние две недели на журналистов и сотрудников программы «Схемы: коррупция в деталях» системно давят. Сначала в квартире журналиста Михаила Ткача нашли признаки прослушки, а теперь водителю программы Борису Мазуру сожгли авто. Именно на этой машине авторы «Схем» регулярно выезжали на съемки.

Национальная полиция возбудила уголовные дела в отношении обоих случаев, но редакция заявляет, что все это неэффективно. Что известно сейчас о прослушке и поджоге, и как реагирует власть — в материале hromadske.

Авто Бориса Мазура загорелось под окнами его дома в Броварах ночью 17 июля. Восстановить машину невозможно.

Мужчина не первый год работает водителем программы расследований «Схемы». Именно это авто — одно из тех, на которых журналисты снимали свои резонансные материалы, в частности расследования Михаила Ткача о нарушении чиновниками правил дорожного движения «Короли дорог», цикл материалов журналиста о несоблюдении народными депутатами и олигархами карантинных требований, расследования о автопарках МВД , СБУ и Генеральной прокуратуры, тайные отпуска президентов Украины и еще ряд других.

Редакция «Схем» подозревает, что машину водителя сожгли умышленно. Да и полиция открыла уголовное дело по статье «умышленное уничтожение или повреждение имущества путем поджога». На месте пожара взяты материалы для экспертизы о причинах возгорания авто.

«Из очевидных мнений — где-то год назад Андрей Портнов опубликовал все персональные данные наших водителей — их паспорта, номера авто, адреса проживания и угрожал редакции. В Нацполиции есть даже уголовное дело по этому поводу, которое, впрочем, не двигается с места. А в прошлую пятницу Портнов в очередной раз опубликовал следующее: «маргинальное Радио Свобода — продолжаю комплекс учебно-воспитательных мер». Но вряд ли приходится ограничиваться только этой версией. Эту машину очень хорошо знают в широком кругу фигурантов наших материалов», — написала главный редактор программы Наталья Седлецкая.

В ответ на это, Андрей Портнов написал, что у него и редакции «Схем» публичные отношения и открытые судебные и уголовные процессы. «Я продолжу в отношении вас запланированный комплекс законных учебно-воспитательных мероприятий. А за сегодня жду публичных извинений». — написал Портнов.

Один из фигурантов расследований «Схем» — действующий президент Украины Владимир Зеленский — отреагировал на поджог авто сотрудника программы. Он заявил, что не допустит, чтобы при его президентстве критика власти влекла за собой преследование или запугивание. «Надеюсь, что и в этот раз правоохранительные органы максимально быстро найдут и привлекут к ответственности злоумышленников, которые подожгли авто программы "Схемы"», — написал Зеленский.

Народные депутаты фракции «Слуга Народа» в парламенте подготовили и направили обращение к министру МВД Арсену Авакову и генеральному прокурору Ирине Венедиктовой с просьбой контролировать ход расследования.

За неделю до поджога авто, журналист-расследователь программы «Схемы: коррупция в деталях» Михаил Ткач написал, что нашел в своей квартире признаки прослушивающего устройства. На фото, которые он опубликовал, видно отверстие в потолке на кухне квартиры. Поскольку Ткач живет на последнем этаже дома, то проем из кухни ведет на чердак, выйти на который можно из нескольких подъездов.

На вызов журналиста приехал сперва патруль, а затем и следственно-оперативная группа.

На видео, опубликованном журналистами, видно, что следователи осматривали место предполагаемого преступления с помощью веток и железных прутьев из сушилки журналиста. Под строительной пылью на чердаке они нашли три круглых отверстия, одно из которых ведет в квартиру Михаила Ткача.

В тот же день главный редактор "Схем" Наталья Седлецкая заявляла, что редакция просила полицию охранять чердак, чтобы сохранить вещественные доказательства. В ответ полицейские посоветовали журналистам обратиться в райотдел.

В конце концов, было зарегистрировано уголовное дело о «нарушении неприкосновенности частной жизни». В сообщении Национальной полиции говорится о том, что правоохранители осмотрели квартиру и крышу дома, но никаких технических средств там не нашли.

«В течение нескольких недель я несколько раз получал предупреждения о том, что моя журналистская деятельность раздражает чиновников и в отношении меня начали активно работать. От одного источника была информация о том, что планируют «сверлиться». Сегодня понял, что это значит», — написал Михаил Ткач в день, когда нашел отверстие в потолке квартиры.

Через три дня журналист официально пожаловался в прокуратуру на бездействие следователей, которые начали уголовное производство.

«Следи за ними, жги машины, прослушивай телефоны, угрожай, и тебе ничего за это не будет. У меня вопрос к президенту Зеленскому — какие шаги будет предпринимать власть, чтобы прекратить безнаказанность за нападения на журналистов? Безнаказанность остается на старом уровне — и это ответственность власти», — комментирует события исполнительный директор Института массовой информации Оксана Романюк. Она называет это «практикой безнаказанного давления на независимые медиа» и замечает, что в последнее время их эксперты фиксируют рост количества нападений на журналистов.

Татьяна Безрук, hromadske

Дивитись повну версію