Девальвация власти

В январе временный мэр Николаева Юрий Гранатуров обещал кадровые перестановки, если не изменится ситуация на дорогах и тротуарах. Много воды утекло с тех пор – и в прямом и в переносном смысле, но николаевцы до сих пор, переходя дорогу, соревнуются в познании русского языка. Власть, неспособная убрать снег с улиц, априори не может сделать человека лучше. Если, конечно, речь не идет об отдельно взятом человеке.

Власть поплыла

Говорят, что все познается в сравнении. Город Винница – такой же областной центр, как и Николаев. Оба имеют равный бюджет – порядка 1,7 миллиарда гривен. Давайте посмотрим, как работают коммунальные службы у них.

Как от снега чистили Николаев
Очистка памятника Ленина

Фото: Архив НикВестей, 21 января 2014 года

Автодороги и скверы Винницы обслуживают пять предприятий: КП «Винницкое дорожное управление», КУП «ЕкоВин», ООО «Магистраль», ПМПБ «Надежда» и ООО «Терция». Работы по расчистке дорог, в зависимости от погодных условий, могут длиться на протяжении всех суток, в таком случае, учитывая большую загруженность дорог города, днем снегоочистители, грейдеры и тракторы, а также разбрасыватели противогололедных материалов работают несколько меньше, чтобы не создавать заторы на дорогах. А для уборки от снега тротуаров применяют тракторы с отвалом и щеткой.

В период непогоды каждую ночь снег с улиц и магистральных дорог расчищает более 20 единиц специализированной техники. В среднем за сутки при снегопаде в среднем используется 175 тонн соли.

В этом году материально-техническая база винницких предприятий усилена тремя новоприобретенными специализированными машинами, одна из которых при понижении температуры от 0 до -3 градусов по Цельсию поливает дороги города рапой. Следовательно, даже при большом количестве осадков автодорожная сеть города остается очищенной от снега.

Новые машины зимой выполняют несколько функций - посыпка дорог специальными материалами, расчистка дорог от снега с помощью отвалов и полив специальным против гололеда раствором. Летом они используются для механизированной уборки улиц и для полива водой покрытия дорог при высокой температуре.

В Николаеве потеплело
и пошел дождь
превратив улицы в реки

10 февраля 2014 года

Властям Винницы, конечно, легче. Им не нужно спасать судостроение, выводить людей в защиту русского языка и собирать деньги для муниципального футбольного клуба. Да и у городского головы Владимира Гройсмана несколько иные заботы. Он выбран в 2006 году,  и все это время пытается реализовать стратегию развития города.

А у нас после смерти Владимира Чайки никак не могут решить, кому передать ключи от городской ратуши. Ну скажите, какая может быть мотивация у Юрия Гранатурова, если он знает, что через полгода будут назначены выборы, а хочет ли в них участвовать – за него еще не решили.

Письмецо в «конверте»

На минувшей неделе заместитель прокурора области Дмитрий Ефименко сделал сенсационное заявление о разоблачении конвертационного центра с оборотом в полмиллиарда гривен. По городу разнесся слух, что накрыли высокопоставленных налоговиков,  отчего просвещенные люди сразу воскликнули: «Боже мой, и как с этим жить?».

Успокоим общественность: в Николаеве конвертационные центры существовали, существуют и будут существовать до тех пор, пока будет работать эффект Артура Лаффера, доказавшего, что повышение налоговых ставок возможно только до определенного момента.

Мало кто знает, что незаконная конвертация с ежегодным объемом в 500 миллиардов гривен давно уже перестала быть Бермудским треугольником украинской экономики. Это системный рынок со своими законами и правилами, и, конечно же, абсолютным контролем со стороны власти.

Легче всего было при президентстве Ющенко. Государственной политики в этом вопросе не существовало – каждый работал сам по себе. Размер комиссии за обналичивание редко превышал 5 процентов с суммы сделки (2  % платили за крышу, 2 % оставляли себе и еще процент тратили на бизнес).

А потом появился царь Виктор Второй – собиратель с земель украинских, и дело приобрело совеем другой оборот. Расставив на ключевых постах проверенных людей из Енакиево и Константиновки, власть первым же делом негласно получила указание взимать с «обнальщиков» дополнительно еще и 8% в государственный бюджет.

С тех пор размер комиссии за вывод средств из-под налогов в тень увеличился в несколько раз, доходя в некоторых случаях четверти от оборота. Многие возмутились: уходили от одного государственного контроля – наткнулись на другой. Самые смелые стали прятать деньги через собственные схемы.

Увидев это, в Киеве встрепенулись, пообещав жестко бороться с теми, кто пойдет против воли Царевой. В 2010 году до всех была доведена новая модель регулирования теневого рынка конвертации. Она заключалась в создании наверху так называемого Главка – суперобразования, контролирующего финансовые подразделения силовых структур. Сам процесс конвертации оказался сосредоточен на двенадцати компаниях, которые координируются  некой структурой-фильтром.

Другими словами, рынок теневой конвертации в Украине оказался монополизированным. Не все с этим смирились, и с укрывателями ведут беспощадную борьбу. Время от времени мятежные конвертационные центры раскрывают, как это и произошло на днях в Николаеве. 

Подобные публичные порки выгодны всем. Правительство показывает, что в стране идет борьба с коррупцией, а органы прокуратуры, СБУ и милиция демонстрируют, что не зря едят казенный хлеб. В проигрыше остаются лишь сотрудники налоговых администраций – их делают крайними, оставляя один на один с судебной системой.

И знаете, что самое интересное? Зная, какие финансовые потоки текут под конвертационными «крышами», государство продолжает выделять налоговикам и таможенникам внушительный социальный пакет. Так, расходы по Министерству доходов и сборов на 2014 год, а это в основном заработные платы, составят 5,4 миллиарда гривен, или 2/3 всех расходов Государственного бюджета на здравоохранение.

Осторожно: обвал гривны

Подобные указатели вы не встретите на улицах нашего города. Зачем? И так все знают, что американский доллар загнал украинскую гривну в темный угол, и делает с ней разного рода бесчинства.

Справедливости ради отмечу, что и страны-соседи испытывают неудобства. Российский рубль и турецкая лира переживают девальвацию наравне с гривной. Правда, и причины для этого там другие. В Украине же справжне лихо. По словам известного экономиста Владимира Ланового, раньше баланс страны держался за счет займов. В год государство одалживало $12-15 млрд. для стабилизации,  а сейчас никто не хочет давать нам кредиты. Россия заморозила транш, на внутреннем рынке тоже проблемы — банки больше не хотят покупать валютные облигации, потому что боятся, что правительство эту валюту не вернет.

Средства массовой информации уже сообщают, что с депозитов украинских банков только за последние пять дней января физическими и юридическими лицами снято свыше 5 миллиардов долларов и около 7 миллиардов гривен. Для многих, и в особенности таких монстров как Приватбанк и Ощадбанк, это может больно ударить по ликвидности. А там уже и до паники недалеко.

Эксперты считают, что Рубикон еще не пройден, и ситуация далека от критической.  Сейчас средняя ставка по гривневым депозитам в банках — 16%, а это значит, что хранение средств в гривне выгоднее, чем конвертация сбережений в валюту. Гривневые депозиты перестанут быть доходными, если доллар подорожает до 9,5. Но даже при достижении данной отметки, разрывать депозитные контракты и терять большую часть накопленных процентов банкиры не советуют.

Обменник в Николаеве, 5 февраля

Девальвация гривны – палка о двух концах. С одной стороны, в ней крайне заинтересованы предприятия-экспортеры, которые после продажи валютной выручки получат больше финансовых средств. С другой стороны, удешевление национальной денежной единицы играет против правительства, которому позарез нужна валюта для расчетов с Россией за газ. Но есть и политической аспект в этом вопросе, и он достаточно циничен. Многие полагают, что в Национальном банке и Кабинете министров не спешат наводить порядок на валютном рынке по одной-единственной причине: падение гривны выгодно списывать на Майдан. Дескать, вот к чему привели волнения в столице.

Это очень рисковая политика, но эти парни готовы рисковать. Раньше они покупали фишки, а теперь, похоже, готовы играть людьми.

Игорь Данилов для НикВестей

Дивитись повну версію