В Николаеве умирает «Украинская Троя». И всем на это начхать

Еще в начале 2010 года издательство Ирины Гудым выпустило небольшую иллюстрированную брошюру «Степная Троя Николаевщины». Книжку написали Кирилл Горбенко, Юрий Гребенников и Александр Смирнов.

Они рассказали историю исследования городища «Дикий сад», дали характеристику древнейшего памятника археологии на территории Николаева.

Молодцы! Получился грамотный текст библиотечного урока-экскурсии, целью которого является «формирование у подрастающего поколения интереса к истории родного края, патриотизма и гражданского самосознания».

Экскурсия написана для детей. Взрослые чиновники мэрии и горсовета на библиотечные уроки не ходят.

«Гомеровский брэнд»

За последние 20 лет на археологическом пространстве бывшего СССР появилось 24 Трои. Самую последнюю из них обнаружили в Санкт-Петербурге.

Вот что пишет об этой сенсации «Российская газета-Неделя» от 15 октября 2009 года: «За три года археологических раскопок на мысе, образованном Невой и Охтой, выявили четыре крепости разного времени и поселение эпохи неолита. Согласно полученным радиоуглеродным датировкам, люди жили здесь еще 3–5 тысяч лет назад. В те времена еще даже не было Невы, а вместо нее плескалось Литориновое море, предшественник нынешней Балтики. На площади около 25 тысяч квадратных метров найдены остатки сорока древних жилых и хозяйственных сооружений... Однако все идет к тому, что Петербургская Троя будет уничтожена — на этот раз окончательно. Весной 2010 года здесь должно начаться строительство небоскреба «Охта-центр».

Легендарные Трои появились в Крыму, Эстонии, Молдавии, на Урале, в Сибири, Приамурье, Башкирии и... Биробиджане. Легендарный город сегодня триумфально шествует по миру. Почему Троя, а не Вавилон? Почему не Микены или Дидимы?

Зачем опытным николаевским археологам эксплуатировать именно «гомеровский брэнд»?

Маленькая брошюра, выпущенная издательством Ирины Гудым, заставляет о многом задуматься.

Прямая аналогия

Вначале был ветер. Не было бы ветра — ничего бы не было вообще. Он дул с северо-востока почти круглый год. Мореходы месяцами не могли пройти через Дарданеллы в Черное море. Бескилевые суда бронзового века не способны лавировать против устойчивого шквала.

Корабли останавливались в ближней бухте. Купцы долго ждали попутного бриза. Некоторые искали проводников и перевозили товары по суше. Постепенно здесь возникла стихийная торговля, и появилось небольшое местечко, которое затем и стало легендарной Троей. Выгодное расположение города сотни лет приносило троянцам богатства и власть.

Соседи завидовали. Они стремились напасть на счастливцев и завладеть выгодным портом. В течение только одного тысячелетия длина стен вокруг города увеличилась в пятнадцать (!) раз. Каждому поколению жителей Трои приходилось защищаться от врагов в своей «троянской войне».

Теперь есть смысл привести цитату из брошюры николаевских археологов: «В геополитическом плане укрепленное городище „Дикий сад“ замыкало самую северную точку Черноморского торгового пути и контролировало сухопутные товарные артерии на северо-восток до Днепровских переправ; на север — в Лесостепь; на северо-запад — в Центральную Европу, а также переправу через Южный Буг — путь на Балканы. Поймы рек с песчаными косами — идеальное место переправы наземных караванов. „Дикий сад“ контролировал важный транспортный узел международной торговли. Водный путь на север был не удобен. Приходилось плыть против небольшого, но течения. Зато обратный путь экономил массу времени и сил. Стратегическая привлекательность такого торгового центра несомненна»

«Дикий сад» и Троя идентичны в архитектурном плане. Оба города устроены по одинаковой схеме: цитадель — предместье — посад. Гомеровская крепость и древнее николаевское городище похожи своей материальной и духовной культурами.

Троянские мегароны напоминают по форме жилые помещения «Дикого сада». Погребальный и культовые обряды населения несут единую мировоззренческую нагрузку. В общем, все — хронология, культура и экономика — одинаковое. Разная у этих мегаполисов только судьба.

Разная судьба

Троя и «Дикий сад» — дописьменные памятники. Среди миллионов фрагментов керамики археологи не обнаружили ни одного граффити. Нет процарапанных имен на погребальных стелах, нет посвящений богам и героям на камне.

О биографии Трои нам известно только из поэмы Гомера «Илиада», о судьбе «Дикого сада» — из археологических отчетов Юрия Гребенникова, Кирилла Горбенко и Александра Смирнова. Послушаем всех. Начнем с Гомера.

***

Когда-то боги спускались на Землю. Они любили земных женщин, и от этой любви рождались герои. Герои совершали подвиги. Они спасали смертных людей от чудовищ, наказывали злодеев и воевали в междоусобных войнах. Когда Земле стало тяжело от героических забав, боги решили избавиться от своих сыновей. Герои перебили друг друга в Великой Троянской войне.

Второе название Трои — «Илион». Именно гомеровская «Илиада» рассказывает нам о боевых действиях под стенами города. Гомер выбрал всего один эпизод из долгой десятилетней войны и развернул его в целый героический век. Эпизод называется «Гнев Ахилла».

Война началась со свадьбы. Герой Пелей женился на морской богине Фетиде. Это был последний брак между богами и смертными. Именно в этом браке родился Ахилл. На свадебном пиру богиня раздора бросила золотое яблоко, предназначенное «прекраснейшей». Из-за яблока стали спорить сразу трое: Гера, Афина и богиня любви Афродита. Зевс приказал рассудить женский спор троянскому царевичу Парису.

Каждая из богинь хотела выиграть в этом кастинге. Гера пообещала сделать Париса царем над всем миром, Афина — героем и мудрецом, Афродита — мужем красивейшей из женщин. Парис подумал и... отдал яблоко Афродите. Так началась вражда богов, в которую втянулись герои.

Афродита помогла троянскому принцу обольстить и похитить красивейшую из женщин — Елену, дочь Зевса, жену царя Менелая. Когда-то к ней сватались лучшие богатыри со всей Греции и, чтобы не перессориться, сговорились так: пусть сама выберет, кого хочет, а если кто попробует отбить ее у избранника, все остальные пойдут на него войной.

Елена выбрала Менелая. Бывшие женихи сдержали слово. Они пошли на Трою войной, чтобы наказать Париса.

1186 кораблей собрал предводитель похода царь Агамемнон. Десятки греческих вождей участвовали в экспедиции. Перечень имен занимает несколько страниц. Могучий Аякс, пылкий Диомед, хитроумный Одиссей, старый мудрый Нестор, юный Ахилл, его друг Патрокл и другие.

Ахиллес не хотел мстить Парису за Елену. Он, в отличие от всех, не участвовал в сговоре царей и отправился на войну только за доблестью и славой. Пока Ахилл не вступал в бой, ахейцы терпели поражения, но... погиб его друг Патрокл. Погиб от руки старшего сына троянского царя —Гектора.

Разъяренный Ахиллес ввязывается в битву. Он убивает Гектора и загоняет врагов за стены города. Гибель троянцев неминуема. Однако в войну вступают боги. Аполлон дает Парису смертоносную стрелу, которая поражает Ахилла в единственное уязвимое место — пятку («Ахиллесова пята»).

Герой умирает

Греки, потеряв Ахилла, уже не надеются взять Трою силой — они берут ее хитростью, заставив троянцев ввезти в город деревянного коня, в котором сидят греческие воины. Об этом позже расскажет в «Энеиде» римский поэт Вергилий. Троя была стерта с лица земли, а уцелевшие герои пустились в обратный путь.

На победителях лежало проклятие богов. Оставшиеся в живых цари гибнут во время бури или становятся жертвами заговоров у себя на родине. Дольше всех по свету скитается царь Итаки Одиссей, но и он не находит желанного покоя в своем доме. Вот такова фабула поэмы.

Большинство археологов считают, что Троя была разрушена в 1180 году до нашей эры. Гомер же написал свою «Илиаду» только спустя 450 лет, в 730 году до н.э.

450 лет древние аэды-сказители передавали из уст в уста легенды и былины о Великой Троянской войне. Предания росли как снежный ком, дополняя и противореча друг другу. Весь этот набор попал в руки гениального поэта, который прославил обычный торговый порт в веках.

***

«Дикому саду» повезло меньше. Здесь не было великих поэтов. История городища доходит до нас в сухих археологических отчетах.

Первооткрывателем памятника считают известного николаевского археолога Феодосия Тимофеевича Каминского. Он начал собирать материал с территории поселения и его окрестностей 15 августа 1927 года.

Ему удалось в те далекие годы сделать поступок — открыть на территории Николаева поселение древних людей и сформировать первую коллекцию древностей городища «Дикий сад». В нее вошли: венчики глиняных сосудов с орнаментом, обломок жаровни, фрагмент бронзового ножа, костяной наконечник стрелы, зернотерка, бронзовый кинжал и прекрасно сохранившийся бронзовый киммерийский котел объемом 37 литров.

Директор историко-археологического музея Феодосий Каминский был репрессирован в 1929 году. Из лагеря он вернулся только в 1956-м.

Следующего археолога «Дикому саду» пришлось дожидаться долгих 27 лет.

Второй этап раскопок городища связан с именами киевских археологов Л.М. Славина, Н.Н. Бондаря и А.М. Малеванного. Они вскрыли северо-восточную часть оборонительного рва, окружавшего цитадель, и обнаружили более 1000 фрагментов керамики. Эта территория сегодня разрушена природной эрозией. Город утратил ее навсегда.

После киевлян за «Диким садом» закрепилась репутация второстепенного памятника сабатиновской культуры, который частично обвалился в лиман. Таких поселений в Северо-Западном Причерноморье в 50 — 80-х годах ХХ века раскопано несколько десятков.

В начале 90-х годов прошлого века для николаевского городища наступила новая жизнь. Сенсационное открытие Юрия Гребенникова и Кирилла Горбенко сегодня признала вся мировая археологическая наука. Появились сотни научных статей и публикаций. В корабельный край «на экскурсию» потянулись археологи из Европы, Азии и Америки. Началась современная биография «Дикого сада».

Современная биография

Раскопанный археологический памятник «умирает» для потомков, если ход раскопок не зафиксирован в послойных чертежах, если нет дневника, где описана последовательность работ, нет описи находок, итогового отчета и т.д., и т.п. Целая гора документов сопровождает труд археологической экспедиции. Без этих бумажек научная деятельность теряет смысл.

В 1871 году Генрих Шлиман приступает к поискам Трои. Руководствуясь текстами Гомера, он предположил, что легендарный город находился на возвышенном плато Гесарлык. Холм имел явно искусственное происхождение. Его вершина представляла собой плоское четырехугольное плато, каждая сторона которого равнялась 233 метрам.

Немецкий энтузиаст принимает решение вести раскопки прямо в центре холма. Ему сразу улыбается удача: первая траншея обнажает остатки крепостных стен.

Дилетант-кладоискатель не ведет дневника, не делает чертежей и выбрасывает мелкую керамику в отвалы. Охваченный азартом, он приказывает рабочим копать глубже. И... опять удача! В одном из помещений найден знаменитый «клад Приама» (24 ожерелья, 6 браслетов, 870 колец, 4066 брошей, 2 великолепные диадемы, перстни, цепочки и множество мелких украшений).

После смерти Шлимана его соратник Вильгельм Дерпфельд доказал, что клад Приама и город гомеровского времени находились тремя слоями выше. Покойный кладоискатель ошибся горизонтом. На территории Гесарлыкского холма современными археологами обнаружено целых 46 культурных слоев, которые оформлены в 9 городов, существовавших здесь в разное время. Шлиман просто угробил легендарный город.

Гомеровская Троя сегодня — печальное зрелище. Автору статьи удалось попасть на экскурсию «по гомеровским местам». Картинка такая: бетонная дорога ведет к городскому валу, она искривлена остатками стен. Справа от нее — фундамент римского времени, который позволяет проследить изменения строительной техники.

По ступеням современной лестницы можно подняться выше по холму мимо жилых домов легендарного города. Внутрь помещений туристов не пускают. Современная Троя «богов и героев» по площади равна четвертой части нашего «Дикого сада». Остальная территория заповедника заполнена сооружениями эллинистического и римского времени. В конце маршрута экскурсовод доложил: «... Ежегодный оборот туристической инфраструктуры Трои составляет 48 миллионов евро».

***

«Дикому саду» повезло с грамотными археологами, но... не повезло с городской общиной. Культурный слой уникального городища уже 220 лет уничтожается хозяйственной деятельностью людей. Улица Набережная и современная насыпь ограждают поселение с южной стороны. С севера современные постройки чугунолитейного завода уничтожили большую часть памятника. С запада современные жилые дома «убили» окраину цитадели. С востока поселение медленно сползает в сторону реки.

Сегодня общая площадь «Дикого сада» — всего около трех гектаров. Живописная территория у воды привлекает строительных подрядчиков, интересы которых лоббируют депутаты горсовета.

В апреле 2008 года николаевские гласные единодушно приняли решение отвести землю прямо на цитадели бизнесмену и депутату Леониду Подольскому для строительства 16-этажного дома.

Тогдашний начальник областной инспекции по охране памятников Галина Тимофеенко, используя подложные документы, завизировала передачу этого участка. Только протест прокурора, финансовый кризис и внезапная смерть Подольского спасли городище от окончательного разрушения. Было еще несколько попыток «отбить» здесь место для строительства приватных коттеджей.

Перспективы музеефикации «Николаевской Трои» призрачны. Южный офтальмологический центр в лице бизнесмена Вячеслава Недбая озвучивал в 2008-м корпоративное желание поучаствовать в строительстве музея «Дикий сад» при условии, что он будет частной собственностью, но... из-за кризиса желание исчезло.

Сегодня памятник выглядит ужасно. Население окрестных домов и водители, которым лень везти строительные отходы на свалку, засыпают раскопанную территорию древнего города. Местные бомжи облюбовали удобные террасы и устроили здесь свой летний лагерь.

Николаевские депутаты молчат и... ждут, когда мусорник добьет поселение.

Городские общины Москвы и Санкт-Петербурга уже давно поняли опасность бесконтрольной застройки городов. Они создали свои общественные организации «Архнадзор» и «Живой город», которые отстаивают каждый памятник культурно-исторической среды своих мегаполисов. Люди устраивают акции протеста, демонстрации и митинги. Если верить телерепортажам, — «ложатся под бульдозер». Чиновники в столицах достаточно осторожны и формально «блюдут» закон.

Николаевские общественные организации пока молчат. Значит, не пришло время.

«Дикий сад» — уникальный памятник не только в Украине, но и на всем постсоветском пространстве. Аналогов ему нигде нет. Это наша Троя, за которую придется ответить перед будущими горожанами, если, конечно, у города есть будущее.

Сергей Гаврилов, ФрАза

Дивитись повну версію