Завод «Океан»: обманули и… выпроводили

Надежда Семеновна Михель проработала машинистом, а затем слесарем-ремонтником на судостроительном заводе «Океан» 27 лет. В этих тяжелых мужских профессиях она работала старательно и без замечаний. А в прошлом году с родного предприятия ее уволили. Да не просто так, а после производственной травмы, обманом и без выходного пособия, а точнее, с огромной задолженностью, которую даже по суду администрация выплачивать и не думает.

Под увольнение – всех подряд!

Горькое чувство обиды, огромное желание восстановить справедливость и заслуженное уважение в коллективе привело Надежду Семеновну в нашу редакцию.

– Вот уже год я живу с таким чувством, будто меня окунули в бочку с дерьмом, – признается она. – То, как поступили со мной на заводе, привело к резкому ухудшению здоровья: на нервной почве повысился сахар, из-за чего пришлось лежать в больнице, а затем постоянно принимать успокаивающие препараты.

Настолько остро отреагировал организм на конфликт, в который поневоле оказалась втянутой Надежда Михель.

В далеком 1989 году Надежда Семеновна пришла на завод и начала работать в доковой насосной станции – одном из самых важных подразделений, где строятся корабли. Причем док необходимо круглосуточно поддерживать работающим даже тогда, когда суда строить перестали, иначе вода может затопить производственные помещения. За более чем четверть века работы Надежда Семеновна изучила в доке каждый винтик, поэтому таких специалистов, как она, стоит еще поискать.

Тем не менее весной 2014 года ей, как и всем ее коллегам, предложили уволиться в связи с ликвидацией предприятия: «публичное акционерное общество» преобразовывалось в «общество с ограниченной ответственностью». А потому всех работающих в ПАО «Николаевский судостроительный завод «Океан» принудили уволиться. Администрация потребовала от каждого работника написать заявление о добровольном отказе от всех денежных выплат, полагающихся в таком случае по закону.

Бумагу такого содержания подписали на заводе все,.. кроме Надежды Семеновны и ее мужа Владимира, также работающего на предприятии. Супруги возмутились несправедливостью и незаконностью такого предложения.

После этого уже бывшим работникам предложили трудиться сдельно, подписав договора, которые обновляются каждый месяц. Администрации завода, по всей видимости, такая форма отношений с работниками очень удобна: чуть что не так – с человеком быстро расстаются, а условия можно диктовать какие заблагорассудится.

Лишаться работы, да к тому же еще и остаться без копейки, Надежда и Владимир были категорически не согласны и подали иски в суд.

Помешал «вонючий» вопрос

Пока дело продвигалось в суде, Надежда Михель работала сдельно с мая по сентябрь 2014 года, рассчитывая все же вернуться на свое постоянное место работы. А 21 сентября случилась неприятность.

– Я получила травму, работая в своей смене, – рассказала женщина. – В доковой насосной станции остаются открытыми каналы, в которых проходят электрические кабели высоким напряжением до 6 тыс. вольт. Я спешила запустить насос и оступилась, упала в один из таких каналов. Прямо с рабочего места с ушибами колена и смещением коленной чашечки меня на заводской машине отвезли в больницу и я ушла на больничный.

Производственную травму, как положено, зафиксировали в больнице и передали документы на расследование в прокуратуру и инспекцию по труду. И тут на заводе всполошились: предложили Надежде Семеновне перейти на постоянную работу в ООО, на прежнюю должность слесаря-ремонтника технического оборудования доковой насосной станции, написав заявление, в обмен на то, что она остановит расследование несчастного случая.

– Мне так хотелось мирно договориться с администрацией и спокойно работать, – говорит Надежда Семеновна, – я поверила своему начальству и согласилась на их условия.

Послушав своего начальника – руководителя управления эксплуатации оборудования ООО «Завод «Океан» Геннадия Браниште – Надежда Михель с травмированной нагой забрала материалы дела по производственной травме, несмотря даже на замечание прокурора: «Не забирайте бумаги, вас обманут!».

К сожалению, предположение прокурора сбылось. Пройдя полностью аттестацию и все формальности, Надежда Семеновна написала заявление, причем, как требовали на заводе уже привычно, с «нуля», как вновь принятый работник (при этом ущемляются права работника, потому что прерывается стаж, он теряет право на отпускные и оплату 10 дней между двумя назначениями на «разных» предприятиях).

Заявление подписали генеральный директор ООО «Завод «Океан» Александр Афанасенко и начальник цеха Браниште. С 1 октября 2014 года она должна была приступить к работе.

Когда же Надежда Семеновна пришла на работу, Геннадий Браниште неожиданно встретил ее сообщением: «Простите, но есть один «вонючий» вопрос: коллектив против!». И показал непонятно откуда взявшееся обращение, подписанное ее коллегами, которые обвиняли Надежду Семеновну в конфликтности и скандальности. Женщина была шокирована таким отношением. Впрочем, причину этого противления она поясняет так: «Люди, которые подписали обращение, со мной практически не работали, меня и не знают толком, а поддались на уговоры мастера А. Быковца, с которым у меня были споры. Люди боятся потерять работу, а потому соглашаются на любые предложения начальства».

По совету адвоката Надежда Семеновна собрала подписи коллег в свою защиту. Проверщик Татьяна Захарова, одна из семерых человек, которые не побоялись вступиться за сослуживицу, так отзывается о Михель:

«Мы с Надей работали в 12-м цехе. После сокращения пришли люди из чужих цехов. Надя не поделила с кем-то шкафчик. Вмешался Быковец, начальник дока. Ему не понравилось, как Надя себя вела. Он – с характером, и она – не смолчит. Вот и нашла коса на камень. А потом они написали заявление, что она – конфликтная, а начальник цеха подписал.

Надю знаю лет 20, никогда с ней не конфликтовала. У каждого из нас свой характер, но работу мы делаем сообща. Между женщинами на работе часто бывают недоразумения. Но начальству на это смотреть не надо, пусть оценивают работу. А на место Нади сейчас взяли пенсионера».

Как об одном из лучших специалистов завода отозвался о Надежде Семеновне и сам Геннадий Браниште, который, тем не менее, подписал кляузу против нее: «Как со специалистом у меня с ней отличные отношения. Человек работает с 1989 года, еще с «Вадан Ярдс Океан». Она имеет колоссальный опыт, ей можно найти подходящую работу. Но за последние полтора года она к нам ни разу не обращалась».

Вот так некрасиво и несправедливо Надежда Семеновна оказалась уволенной. Поняв, как коварно ее обманули, женщина пережила сильнейший стресс и оказалась в больнице.

А предприятие – против…

Тем временем Корабельный районный суд, рассмотрев иски Владимира и Надежды Михель, принял решение в их пользу, признав, что увольнение было незаконным, поскольку ликвидации предприятия как таковой не состоялось: в отношении ПАО «Николаевский судостроительный завод «Океан» началась было процедура банкротства, а потом остановилась, а значит, оснований для увольнения работников не было. После решения суда Владимира Константиновича на работе восстановили, а его жене – отказали, «приклеив» ярлычок «скандалистки». Причем суд не только постановил принять Михель на работу, но и выплатить ей положенные задолженности по зарплате и компенсации за вынужденный прогул – в общей сложности более 44 тыс. грн.

Признать свою неправоту на заводе упорно не желают: юридическая служба подала апелляцию, однако на заседания суда представитель завода не ходит, явно затягивая процесс. К тому же тот факт, что Михель фактически была принята на постоянное место работы, на заводе тщательно скрывают.

– 1 октября 2014 года ей подписали заявление о приеме на работу с четким указанием специальности, – говорит адвокат Надежды Михель Константин Павлов. – Документ подписан генеральным директором и начальником цеха. А ее вообще не пускают. Уже больше года завод полностью игнорирует ее законные права и лишает заработка.

А еще, по мнению Павлова, на совести администрации остается и история с травмой работницы.

– За травму должно отвечать руководство завода, – убежден адвокат. – Ее попросили скрыть это, и она сказала, что травмировалась за пределами завода, хотя это неправда. Иначе она бы получала компенсацию, как положено. Ее просто использовали и обманули.

В свою очередь, генеральный директор завода «Океан» Александр Афанасенко, услышав неудобные вопросы от журналиста «РП», сразу же их отклонил, заявил, что «не собирается обсуждать кадровые вопросы с журналистом», заговорив о какой-то «моральной стороне».

– Я не знаю, о чем вы говорите, – сказал Александр Афанасенко. – Мы ей ничего не должны. Я общался с юристами. Они не видят никаких нарушений со стороны нашего предприятия в отношении гражданки Михель. Если она считает, что ее права ущемлены, она может, как любой человек, обратиться в соответствующие органы и защищать свои права.

Что имел в виду Александр Афанасенко, говоря о «моральной стороне», он так и не пояснил, похоже, намекая на надуманную «скандальность» Михель. Ну а суд, на который ссылался руководитель завода, Надежда Михель выиграла еще в апреле этого года.

Между тем у журналиста сложилось впечатление, что мораль попирает как раз администрация. Пользуясь кризисом, безработицей, отсутствием контроля за своей деятельностью и безнаказанностью, руководители завода, видно, считают, что могут «вить веревки» из рабочих, диктовать им свои условия и попирать их законные права. Своей прямотой и обостренным чувством справедливости Надежда Семеновна как раз и стала неугодной руководству. Не случайно ее особенно терроризировали после того, как она подала иск в суд. Тогда ее издевательски спрашивали: «Какие у тебя могут быть права? Нет у тебя никаких прав!». К сожалению, слишком часто сегодня руководители воспринимают подчиненных бесправной и бессловесной «серой массой».

Все же у этого конфликта есть простое и мирное разрешение. Геннадий Браниште пообещал, что поговорит с Надеждой Михель, если она к нему обратится по поводу работы, предложит ей имеющиеся в настоящее время вакансии. И даже будет содействовать ее обучению какой-либо другой специальности. Быть может, тогда и необходимость разбираться в суде отпадет сама собой?

Тем не менее редакция «РП» будет следить за дальнейшим развертыванием ситуации по восстановлению на работе незаконно уволенного работника и информировать своих читателей.

Татьяна Филлипова "РІдне Прибужжя"



Дивитись повну версію