«Сажали на цепь, связывали и избивали», — одессит рассказал об «арбузном рабстве» в Николаевской области
-
10:25, 09 серпня, 2021
Одессит рассказал, как в попытках заработать во время полевых работ попал в артель, где людей буквально держат в рабстве, заставляя бесплатно трудиться и избивая.
Свою историю житель Одессы Владимир Шаклевич рассказал «Стране».
Мужчина осенью прошлого года был освобожден полицейскими из рабской артели. По его словам, он был завербован в артель сборщиков лука знакомым, с которым вместе когда-то отбывал наказание в исправительной колонии.
— Вышел из тюрьмы, где топтал срок за кражу, оказалось, что хату давно отжали какие-то люди. Бомжевал полгода, потом встретил знакомого, с которым вместе на зоне был. Он предложил поехать в Николаевскую область собирать арбузы, сказал, что платят хорошие деньги — по 500 гривен за день, причем платят ежедневно. Знакомый и отвез в артель. Когда приехал, со мной очень ласково поначалу говорили. На базе было человек пятнадцать, женщин человек пять. Несколько наркоманов, почти все раньше в тюрьмах бывали. Жилье было в хижинах в лесопосадке рядом с полем, а еда была еще хуже — утром чай и хлеб, в обед то ли похлебка, то ли баланда из рыбных скелетов. Раз в неделю выдавали по стакану водки паленой, — вспоминает он.
По его словам, владельцы артели устанавливали рабочим неподъемные нормы по сбору арбузов, а когда люди порывались уйти, им заявляли, что они проштрафились и избивали.
— Мрак начался на следующий день после приезда. Вывезли в поле, все на карачках собирают арбузы. Норма триста арбузов за день. Это вообще нереально, очень трудно под палящим солнцем. Нужно нести тяжеленные кавуны к горкам, после аккуратно грузить их в машины. За каждый разбитый арбуз штраф. В первый день собрал сто пятьдесят арбузов, вечером попросил дать зарплату, сказав, что мне не нравится такая работа и буду уезжать домой. Мне сказали, что я не выполнил норму, подставил старших артели и поэтому денег мне не положено. Более того, я еще должен остался — за еду и ночлег. Когда возмутился, накинулись втроем, потоптали, сломали ребра. Бросили избитого в загородку из досок с колючей проволокой, связали на ночь. Утром еще раз побили. Вышел в поле работать, попытался сбежать. Догнали на машине, затащили и отвезли на базу. После этого сидел на цепи почти неделю, избивали постоянно по утрам, а других заставляли смотреть на это. Били пока старшим не надоело, — рассказал мужчина.
Он также заявил, что владельцы таких артелей сотрудничают с правоохранительными органами.
— Через месяц сбежал еще один. Говорят, добежал до полиции и рассказал о беспределе. Но сами менты его и выдали старшим артели. Били его вообще насмерть, а потом он пропал. Может умер и его закопали. Освободили нас полицейские только через четыре месяца. Но старшим артели ничего не было, знаю, что по-прежнему вербуют в рабы людей и держат артели, — рассказал одессит, попавший в рабство.
Также, по словам сельскохозяйственных невольников, сбежавших ищут целые группы охранников с удостоверениями неких «активистов» и внештатных помощников полиции.
Интересно, что при раскрытиях случаев использования рабского труда, люди, которых рекрутеры обманом и угрозами заманивали в такие артели, часто отказываются от подачи заявлений в полицию.
— Большая часть таких рабов из сезонных артелей, это наркоманы, алкоголики, бомжи, многие с тюремным прошлым. Они либо уже заранее сломлены психологически, либо их ломают уже во время работы. Эти артели похожи на фашистские концлагеря. Есть штатные надсмотрщики, есть старшие, наподобие «капо» в нацистских лагерях. Причем надсмотрщики часто сами бывшие рабы — старшие артелей выбирают из завербованных тех, кто посильней и понаглей. Повышают их статус — дают процент от собранного и дубинку. И те уже избивают своих бывших товарищей по несчастью. Методики ломки людей в артелях также похожи на нацистские. Сначала обманом вербуют людей, которые попали в тяжелое положение и хотят подработать. Потом привозят на базы, замаскированные под сельхозбазы. Сразу отбирают телефоны, документы под предлогом сохранности, мол, могут украсть, пока работаешь в поле. Затем вывозят в поле и дают норму выработки. Если не собрал норму, жестоко избивают. При попытках побегов избивают и бросают в карцер, привязывают цепями и даже садят в клетки. Я участвовал в нескольких десятках раскрытий таких преступлений. И в каждой артели мы находили специальные карцеры и людей доведенных до состояния животных. Но когда мы просили освобожденных рабов написать заявления на их мучителей, почти все отказывались. Поэтому многие производства по ст. 149 буксуют еще на досудебном следствии — нет заявителей. А на судах потом организаторы рабских артелей не стесняясь говорят о том, что пострадавших нет. Значит нет и доказательств. С 2014 года в Херсонской и Николаевской областях, многие рабские артели и их хозяева контролируются охранными фирмами, близкими к националистическим общественным организациям, — рассказал Стране полицейский Михаил В.
Напомним, на Херсонщине полицейские задержали троих мужчин, которые держали около 20 человек в трудовом рабстве.