• вівторок

    26 листопада, 2024

  • -4.1°
    Похмуро

    Миколаїв

  • 26 листопада , 2024 листопада

  • Миколаїв • -4.1° Похмуро

«Самая большая украинская демонстрация» - концерт-триллер Вакарчука с сорванным голосом в Лисичанске

О поездке на концерт "Океана Эльзы" в Лисичанск Луганской области я договорился давно, в ходе абсолютно комфортной обстановки мирового турне "ОЭ", и ничто не предвещало каких-то особых эмоций и переживаний.

И вот 8 июня я приехал в Харьков. Отсюда мы планировали стартовать в зону АТО еще вечером 8 июня или самым ранним утром 9-го, чтобы по пути заехать в район Светлодарска для встречи в воинских подразделениях, а затем, возможно, успеть на встречу со студентами в Лисичанске. Я заехал к Святославу в гостиницу на ужин, и тут стало ясно - что-то пошло не так. 

Концерт в Лисичанске был бесплатным. "ОЭ" работал, как на благотворительном мероприятии. Перевозку техники и оборудования для концерта, обеспечение организовала по своей инициативе большая группа харьковских бизнесменов - более десяти человек, все как-то скинулись. Из них я на тот момент знал двоих – неугомонного Всеволода Кожемяко из "Агротрейда", известного организацией фонда помощи АТО "Мир и порядок", и Константина Стеценко из ICU, которого тоже знал по его помощи волонтерам (все организационные и координационные вопросы замыкали на себя Кожемяко и директор "ОЭ"). Кожемяко, как заправский продюсер, управлялся с двумя телефонами и рацией, но при этом был опечален и мрачен: "На концерте в Полтаве 7-го был кошмар – ты не слыхал что произошло? Слава потерял голос и более часа концерт вообще не могли начать, а потом начал петь так, как мог... Сказать, что он расстроен, нет, это просто... Никто не знает, что делать, раньше такого никогда не было. Голос не восстановился. Концерт в Лисичанске тоже под угрозой. Со Славой работает врач, но гарантий никаких. Говорят, это может быть из-за плотного графика. Мы ничего не знаем, сидим и ждем". 

М-да... Вечером на ужине я встретил Вакарчука – было очевидно, что он невесел, и выглядел он уставшим. 

За ужином о потерянном голосе никто подчеркнуто не говорил. По концерту в Полтаве поднял тему сам Святослав, который написал в твиттере, что в сентябре группа снова приедет в Полтаву, чтобы дать еще один концерт вместо проблемного. Он переживал, что после концерта с сорванным голосом пять человек в Полтаве пошли в кассу и сдали билеты. Что происходит с голосом, он сам объяснить не мог - простуда, вирус, нервы? 


В общем, тему музыки старались не трогать, а все начали подчеркнуто обсуждать сугубо политические вопросы – от проблемы львовского мусора до ультиматума Саудовской Аравии Катару. 

На ужине хорошее настроение сохранял неунывающий человек – гитарист Владо, который одним своим оптимизмом способен зарядить любую аккумуляторную станцию. Кстати, выяснилось, что Владимир Опсеница – серб, но с прочными украинскими корнями. Его мама – харьковчанка, вышла замуж за серба в Югославии, там родился Владо, и он часто приезжал к родственникам на каникулы, жил на Салтовке. И круг замкнулся самым чудесным образом. Мама – в Сербии, а сын вернулся в Украину и работает здесь. 

В 10 вечера Вакарчук ушел в номер спать. Он был твердо намерен восстановиться и выспаться. В 8 утра выезд уже отменился. Встречу со студентами в Лисичанске пришлось отменить. 

На следующее утро 9-го утешительных новостей не было. "Ну что, есть голос?" - снадеждой спрашивали друг у друга участники и организаторы поездки. Святослав с утра начал заниматься с врачом – обаятельной женщиной с многолетним врачебным опытом за плечами. Врач тоже решила ехать с нами. Но голос не появился ни в 9, ни в 10. То есть вообще нет возможности петь. В общем, Святослав выехал в 11. Но он не выглядел отдохнувшим и восстановившимся. Он переживал, но принял решение не отменять концерт в Лисичанске, пусть и бесплатный. Но стало ясно, что на передовую он уже тоже заехать не сможет. 

Лисичанск производил впечатление пустого города – людей мало, небо закрыто тучами. Следы войны и уличных боев в июле 2014-го здесь очень заметны, памятный знак на месте гибели командира бригады Нацгвардии Радиевского, дома, обваленные прямыми попаданиями танковых снарядов… 

Время выступления приближалось, все вокруг наэлектризовалось в ожидании. На небе тоже собрались тучи. 

Но когда мы подъехали к стадиону, на душе стало легко. На стадион шли сотни людей, причем в глаза бросалось, что многие были в вышиванках. Люди приветствовали со всех сторон, улыбались, и, несмотря на грозовое небо, в воздухе чувствовалось тепло и добро. Все было так мирно, как будто Лисичанск не был в оккупации, как будто не убивали и не похищали здесь патриотов Украины, как будто не брали Лисичанск в жестоких боях с серьезными потерями, как будто фронт где-то далеко, а не в каких-то двадцати километрах… Вышиванка в Лисичанске и поход на концерт "Океана Эльзы" - это поступок, и такие простые и обыденные вещи в Киеве здесь чувствуются по-другому. 


Всего два дня перед концертом вблизи Лисичанска шли бои на Бахмутской трассе. 

Такие яркие культурные события происходят здесь не часто, к сожалению. Но как же много людей пришло. Полиция заявила, что было 30 тысяч. Но многие сотрудники полиции и СБУ на самом стадионе давали мне оценки, кажется, более приближенные к реальности – от 5 до 10 тысяч. Цифра для Лисичанска огромная, на самом деле. Люди приезжали, конечно, и из других городов – Северодонецка, Попасной, Рубежного, Краматорска. На машине все это небольшие расстояния. 

Концерт начинался с небольшой задержкой, и на самом деле все нервничали. Вакарчук готовился к выступлению в палатке с врачом. Люди его подзарядили: чувствуя мощную энергетику полного стадиона, он стал собран, вдохновлен, распевался, аура предстоящего выступления его полностью преобразила. Я раньше не наблюдал концерт из-за кулис. Оказалось, это интересно. 

Стало понятно, что концерт будет. Но пение давалось с трудом. Вакарчук настраивал себя, часто забегал к врачу в отдельную палатку, готовился, но уверенности не было. Святослав сказал гитаристам: "Может быть ситуация, что вам придется играть без меня". И вспомнил гитариста какой-то рок-группы, который исполнял на концерте соло в течение 40 минут, что является одним из музыкальных рекордов. Оптимизма было мало, но постоянные хохмы Владо здорово поправляли ситуацию. За сцену постоянно заходили люди, не прекращалось фотографирование. Самым драматичным моментом было, когда вдруг закричали "скорая!". За сценой стояли медики и они привели под руки совсем юную девушку, она была с отцом, ей внезапно стало плохо, она была совсем бледной, и двигалась неуверенно. 

Вакарчук должен был уже быть на сцене, он шел туда, но снова свернул с пути и бросился к девушке. Сказал дать ей что-то сладкое, а сам приободрил, обнял за плечи, и предложил сфотографироваться. Как только он стал рядом и на них навели фотоаппарат, произошло маленькое чудо – поникшая девушка распрямилась и широко улыбнулась! Все вокруг грохнули хохотом от такого чудесного преображения. 

И вот концерт начался. Мне разрешили стоять в углу сцены и я наблюдал концерт изнутри. Мне так было гораздо интересней – видна реакция людей, видно, как работает группа. Оказывается, на сцене постоянно что-то происходит, не заметное в зале. Святослав особенно часто давал знаки звукорежиссеру менять параметры звука, и поначалу это происходило очень часто. Звуковики еще и выбегали на сцену кому-то что-то поправлять – в общем постоянное движение было. Вакарчуку не нравилось, как он поет, его сорванный голос был всем слышен и понятен. Но это совсем никак не ослабляло впечатление от песен – даже скорее наоборот получалось! Зрители слышали, как тяжело работает Святослав, и поддерживали его изо всех сил. По эмоциям стоять на сцене – это потрясающее чувство. На сцену направлена энергия и внимание тысяч людей – и все это чувствуется. На самой сцене тоже творят люди с мощной энергетикой – и это тоже чувствуется. Все постепенно заводятся, и этот живой океан не оставляет тебя в стороне – ты становишься его каплей.

Когда началась "Коли тобі важко” – все стало на свои места – поддержка была потрясающая, люди сами пели: “Хиба хтось казав тобі, шо буде легко” - и это были на редкость уместные слова! 

Святослав увидел, что я снимаю, махнул мне рукой, приглашая на сцену, и я вышел, чтобы заснять людей с середины сцены. Незабываемые получились кадры из самого энергетического центра!

После такого энергетического старта Святослав произнес небольшую речь: 

"Я знаю, що це дуже непроста тема для багатьох із вас. Я знаю, що ви всі дуже чекаєте, коли нарешті прийде мир у ваші оселі, і коли прийде мир у нашу країну. Я знаю, що це найбільше, що вас хвилює. Але правда в тому, що мир прийде тоді, коли ми з вами навчимося його захищати. Мир прийде тоді, коли ніхто не землі не захоче просто так прийти і забрати нашу землю. І мир прийде тоді, коли кожен із нас як один, як ті, хто тут стоять на концерті, будуть захищати нашу рідну землю. Мир прийде не від політиків - мир прийде від кожного з вас, від кожного з нас, від того, як ми будемо працювати кожен день. Від того, як ми будемо чесно виконувати свої обов'язки. Від того, як ми будемо відстоювати свої права. Від того, як ми будемо допомагати тим хлопцям, які стоять на передовій усім, чим можемо. Так, як сьогодні робимо це ми. Так, як сьогодні робите це ви. Дякую вам за це! Ця пісня - про наших героїв!" 

А затем он спел "Мить". И было хорошо слышно сорванный голос, но от этого песня звучала еще искренней. 

Я думал, что посвящение героям – это посвящение павшим 7 июня накануне концерта в бою за село Желобок близ Лисичанска украинским воинам. Это песня для бойца 93-й бригады Владимира Лайкова и бойца 146-го ремонтно-восстановительного полка Тараса Билоцкого. И уверен: каждый среди людей на стадионе думал о ком-то своем, знакомом, кто не вернулся с войны, защищая Украину и защищая этот мирный вечер, эти песни, украинские флаги, вышиванки. 

Потому что, когда Святослав запел последний куплет песни, вдруг небо заплакало и начался дождь, небо прорезали молнии, словно светомузыку включили и на небе. Природа пела и чувствовала вместе с людьми, это было необыкновенное зрелище, посмотрите сами:

А когда закончилась "Мить", Слава трижды призвал со сцены "Слава Україні!” и стадион трижды грянул в ответ: "Героям Слава!". Да, это был наш, украинский Лисичанск! 

Тучи лопнули и сплошная стена воды рухнула нам на головы, вместе с порывами холодного ветра, и концерт стал по-настоящему экстремальным. Вначале я подумал, что сейчас люди разбегутся со стадиона, потому что большинство пришло легко одетыми, когда было тепло, солнышко, а сейчас на стадионе был настоящий потоп. 

Поразительно, но несмотря на летящие водопады, большинство людей не дрогнули, спасались от дождя бегством немногие. Зато все стали двигаться и петь гораздо активней! Было просто потрясающе, что люди не ушли. Все, кто продолжал концерт, и Вакарчук это почувствовали – он вообще разделся по пояс. 

И врач, и музыканты смотрели на него с удивлением – ведь на холоде голос вообще мог пропасть. Ему принесли сухую майку и чашку чего-то горячего. Он выпил пару глотков, оделся и снова выбежал под дождь. И тут на глазах произошло небольшое обыкновенное чудо – голос начал постепенно крепнуть! 

Шел дождь, было холодно, но когда Вакарчук начал петь "Друг", улыбка к нему вернулась. У него стало получаться спеть то, что он хотел. И запись этой песни он сразу после концерта прослушал на телефоне. 

Концерт завершился без четверти 12. Но насквозь мокрые люди не расходились сразу. Последней песней на стадионе стал государственный гимн Украины! Это украинцы Луганщины спели то, что чувствовали, то, что переполняло их на концерте – посмотрите, какая гордость переполняла людей, которые там были! Я успел выбежать на сцену и заснять это необыкновенное событие.

За сценой я встретился с одним из руководителей СБУ Луганской области, который служит здесь с 2014 года и принимал участие во многих горячих делах. Он сделал лучшую рецензию: "Как жаль, что это было невозможно в 2014 году. Это была самая большая украинская демонстрация на Луганщине".

Иногда, когда трудно объяснить, что такое Украина, ее можно только почувствовать.

Юрий Бутусов,
Цензор.НЕТ 

Реклама

Читайте також: