• понеділок

    25 листопада, 2024

  • -2°
    Переважно ясно

    Миколаїв

  • 25 листопада , 2024 листопада

  • Миколаїв • -2° Переважно ясно

«Хопан - это боль моего детства»: Как тысячи армян из Грузии уезжают на заработки в Россию

Каждый год от 2 до 9 месяцев мужчины из армянской общины региона Самцхе-Джавахетия на юге Грузии, проводят в Российской Федерации на заработках. Сложное экономическое положение региона и отсутствие здесь работы привело к тому, что дети проводят свое детство без отцов, а женщины сами «тянут» на себе все домашнее хозяйство. 

Фото: Lragir.am

Исторически так сложилось, что в двух муниципалитетах грузинского региона Самцхе-Джавахетия – в Ниноцминдском и Ахалкалакском – армяне составляют около 95% населения. Другой особенностью региона является то, что в Джавахети почти нет предприятий: экономическая деятельность региона сводится к продаже потребительских продуктов, а сельское хозяйство является основной деятельностью населения.

По словам мэра города Ниноцминда Анивард Мосоян, больше половины жителей ее города не имеют работы. Местные власти ищут инвесторов, которые бы построили в городе предприятия по переработке продуктов сельского хозяйства, но пока тысячи мужчин уезжают за границу в поисках заработка, что армяне коротко называют «хопан» - буквально это означает «целина». Таким образом в настоящее время денежные переводы являются вторым по величине источником дохода в муниципалитетах Ниноцминда и Ахалкалаки после социальных пособий от государства. 

— По оценкам, 23,9% семей в Ахалкалаки получают финансовую поддержку от эмигрантов или сезонных мигрантов, работающих за границей, - говорится в Стретегии развития Ахалкалаки на 2018-2020 годы.

Римма Гарибян, редактор местного информационного агентства города Ахалкалаки, подсчитала, что в год в их муниципалитет, поступает около 26 миллионов долларов заработков местных жителей в России. 

— Если бы тут все остались, и перестали ездить в Россию, здесь бы нечего было кушать, - говорит журналистка.

 

Журналистка Римма Гарибян говорит, что молодые парни сначала с воодушевлением ждут момента, чтобы уехать в Россию за хорошим заработком, но после нескольких лет тяжелого физического труда мечтают больше никуда не ездить

 

По ее словам, трудовые мигранты из Джавахетии в России занимаются в основном строительством и асфальтированием. В месяц в среднем каждый из них получает одну тысячу долларов или больше. 

До военного конфликта Грузии с Россией в 2008 году проблем у армян Джавахетии с работой в России не было. Но после того, как между странами были разорваны дипломатические отношения, для того, чтобы продолжать зарабатывать деньги в России, жители Джавахетии стали брать армянские паспорта. 

Как рассказал руководитель общественной организации «Здравое общество Джавахетии» Агаси Залалян, по возврату обратно на грузинской границе у экономических мигрантов стали отирать грузинские паспорта – двойное гражданство в Грузии запрещено. Таким образом армяне Джавахетии у себя дома стали иностранцами – домой они могли возвращаться только на 90 дней. 

Спустя какое-то время грузинское правительство нашло решение – армянам стали разрешать двойное гражданство, но с ограничениями – трудовые мигранты с двумя паспортами не имеют права избираться и не смогут бесплатно получать социальные услуги. 

Учет точной численности трудовых мигрантов в муниципалитетах Ниноцминда и Ахалкалаки не ведется. По данным Национальной службы статистики Грузии Сакстат, около 20% трудоспособного населения муниципалитета Алхакалаки ежегодно покидают муниципалитет весной, возвращаясь домой в конце осени - зимой. Но жители Джавахетии говорят, что на самом деле уезжают на заработки намного больше людей. Как указано в Стратегии развития Ахалкалаки на 2018-2020 годы, большинство мигрантов — это молодежь и население среднего возраста со средним образованием.

 

На улицах или парках города Ахалкалаки в летний период вероятнее встретить женщин, детей и стариков, чем молодых мужчин

 

Когда Асмик, жительнице небольшого городка Ниноцминда, исполнилось 5 лет, ее отец стал ездить в Россию на заработки. Вспоминая о хопане, она явно злится и говорит о нем с ненавистью. 

— Этот хопан – это очень для меня тяжело, это было тяжелое время, это боль моего детства, - вспоминает Асмик. 

По ее словам, мужчины в Ниноцминда стали уезжать за границу зарабатывать деньги уже очень давно. Весной уезжают – осенью возвращаются. 

Реклама

— Хорошо, что есть Новый год, тогда все собираются вместе. А весной снова уезжают. Но мы, женщины, привыкаем к этому – когда понимаешь, что все зависит от денег, приходится привыкать к такой жизни. Но я так не люблю этот хопан. Да никто его не любит. Если бы здесь была хоть какая-то работа, то не уезжали бы, - говорит женщина.

Сегодня отец Асмик уже не ездит в Россию – ему уже 60 лет. Ездил на 6-8 месяцев, работал на стройках. 

— Это для меня всегда был шок, когда папа начинал собирать вещи. Я сразу начинала плакать. Из-за этого плакать начинал он. Поэтому один раз он решил сбежать, не попрощавшись. Сказал своей сестре – пойди попрощайся от меня с детьми, потому что я не могу это пережить. Так и говорили – как вспоминаю слезы дочери, чуть не падаю со стройки. Он так все мое детство проездил. Это сейчас хорошо – телефоны есть, интернет, можно позвонить, увидеть лицо, и не так сильно скучать. А у нас тогда этого всего ничего не было, и было очень сложно, - не сдерживая слез рассказала Асмик.

 

Асмик рада, что ее дети не переживают то, что переживала она в детстве, когда папа уезжал в Россию

 

Поэтому, чтобы ее дети не переживали такой стресс, который переживала она, Асмик решила, что возьмет себе такого мужа, который не будет ездить в Россию на хопан. А даже если и поедет – то только вместе с ней и детьми. Так они прожили 7 лет в Тольятти, он укладывал асфальт, она - работала в закусочной. 

«Но мы вернулись, нам не нравится в России жить, тут у нас все родственники, там - никого. Сейчас мы здесь живем, торгуем, у нас есть магазин, который мы открыли на деньги, которые в России заработали». 

Так делают, по ее словам, немногие. Но многие мужчины, говорит женщина, остаются в России - заводят себе там новые семьи и уже не возвращаются назад. По началу они присылают какие-то деньги сюда, но потом и вовсе перестают это делать. Женщины здесь остаются с детьми сами и без денег, потому в этом регионе это не удивительная история, когда братьям приходится помогать своим сестрам, оставшимся без мужей, уехавшим на заработки в Россию навсегда.  

У Сюзанны Подосян из села Спасовка, что в 10 километрах от города Ниноцминда, именно такая история. Ее с двумя детьми муж бросил после того, как поехал в Россию на заработки, после чего остался жить там с новой семьей. Сюзанна осталась одна наедине с множеством проблем, которые возникали у нее из-за отсутствия грузинского паспорта – документ, получения которого она добивалась 8 лет, она получила только в прошлом году.

Сюзанна Подосян (справа) с родителями Андраником и Розой Подосян

— Мне его не хотели давать, потому что для этого нужно было показать свои доходы. А какие у меня доходы, когда я без работы? - рассказала она. 

Помимо того, что население Джавахетии массово выезжает на заработки, другой проблемой региона является то, что после нескольких лет «хопана», отсюда люди выезжают целыми семьями уже на постоянное место жительство. 

Согласно статистическим данным, предоставленным Национальной службой статистики Грузии Сакстат, за 2 года, с 2012-ого по 2014-ый, население муниципалитета Ахалкалаки снизилось на 30% - с 64 тысяч человек до 45 тысяч. 

«По оценкам населения, каждая пятая усадьба заброшена, а население сократилось на 40%. Это может объясняться тем фактом, что эмигранты, выезжающие за рубеж (в основном в Россию, в меньшем числе в Армению) на работу, приобретают жилье или гражданство и не возвращаются в Грузию», - говорится в Стратегии развития Ахалкалаки.  

Брат Сюзанны Ашот Подосян со своей семьей много лет назад покинули дом в Спасовке и уехали жить в Москву – он работает в хлебопекарне и снимает для себя и семьи однокомнатую квартиру. Родители Сюзанны и Ашота – тракторист Андраник и его жена Роза – вслед за сыном сами несколько раз ездили на несколько месяцев на заработки. А теперь решили и вовсе уехать жить в Москву – Ашот уже купит пять соток земли, на которой они вместе собираются строить дом для всей семьи. Свое жилище в Спасовке Подосяны собираются продать – уже сделали об этом объявление. 

Роза Подосян показывает их семейное фото вместе с уехавшим жить в Россию сыном Ашотом. С ним родители видятся раз в год – либо он приезжает на родину, либо Роза с Андраником ездят к нему в Москву

— Нам здесь очень нравится, здесь очень хороший воздух. Но у нас нет почвы здесь. Это наша родная земля, мы любим ее. Если бы у нас было грузинское гражданство и работа, мужчины никуда бы не ехали на заработки. Это не мы выбирали. Тут просто нет работы, - говорит Роза Подосян. 

Хопан для жителей Джавахетии уже давно стал нормой жизни, неотъемлемой ее частью. Тем не менее, родственники трудовых мигрантов продолжают надеяться на то, что когда-то им больше не будет необходимости уезжать на долгие месяцы зарабатывать деньги. Ранее правительство Грузии обещало построить перерабатывающие заводы в регионе, но пока этого не произошло, жители Джавахетии продолжают заботиться о том, чтобы работодатели в России не обманули и заплатили, и чтобы в принципе ничего не мешало ехать зарабатывать. 

К примеру, в текущем году, из-за проведения в 11 городах России Чемпионата мира по футболу, как пишет «Jnews», у трудовых мигрантов появились проблемы: из соображений безопасности кого-то не пустили в страну, а кого-то депортировали. 

 Андрей Лохматов, специально для «НикВести»

Реклама

Читайте також: