Археологи рассказали об исследовании древнего поселения в Большой Коренихе: таинственное захоронение и жизнь без денег
-
13:37, 30 June, 2017
30 июня николаевские археологи представили результаты проведенных в 2017 году спасательных археологических исследований памятника археологии местного значения «Поселение «Большая Корениха ІІІ». Археологические исследования начались в 2015 году в балке между южной и северной частями микрорайона Большая Корениха в пределах территории Заводского района Николаева.
В этом году спасательные исследования проводились в мае–июне. Заказчиком выступило управление по вопросам культуры и охраны культурного наследия Николаевского городского совета. К раскопкам были привлечены сотрудники и студенты учебно-научного института истории, политологии и права Николаевского национального университета имени Василия Сухомлинского, передают НикВести.
Как рассказал начальник археологической экспедиции Александр Смирнов, исследована большая по размерам (более 200 м2) площадь памятника. В ходе работ обнаружено цокольные фундаменты помещения, исследованы ямы с остатками кострищ и выходы материковых каменных отмосток. В одной из кладок обнаружен скелет остова крупного рогатого скота (возможно, ритуальное посвящение).
– Нами исследована большая площадь и теперь мы можем точно говорить о западных границах поселения. Соответственно, мы полностью определили все поселение Большая Корениха III. Теперь мы может планировать дальнейшие работы с учетом того, что нам осталось исследовать около 400-600 м2 поселения, – сообщил Александр Смирнов.
Исследования этого сезона подтвердили выводы прошлых лет, в частности о времени существования этого памятника. Его культурный слой был образован в V – IV веке до нашей эры.
– Обнаружили ряд интересных артефактов, которые подтвердили нашу теорию, что это поселение ольвийской хоры – сельскохозяйственной округи Ольвии. И мы можем говорить, чем же занимались жители поселения. Оно разрасталось в сезон лова рыбы. Скорей всего, это была черноморская сельдь, которая приходила в Николаев на нерест. Греки весной приходили на поселение, занимались промыслом рыбы, доставляли ее в Ольвию. А потом уже оставалось 5-6 семей, которые маркировали северную границу принадлежности к Ольвийскому государству и занимались: женщины – пряжей и ткачеством, а мужчины – выпасом мелкого рогатого скота. Костей крупного скота у нас практически не обнаружено, – отметил Александр Смирнов.
Еще один интересный вывод, к которому пришли археологи, – жители Большой Коренихи III не использовали деньги, ведь до сегодняшнего дня не найдено ни одной монеты.
– Хотя монетное дело V – IV века в Ольвии было уже на высоком уровне. Даже мелкой меновой ольвийской монеты мы не нашли. Говорить, что это сделали грабители – неправильно, потому что ярких следов вмешательства мы не обнаружили. Скорей всего, характер торговли был меновый. Жители поселения получали определенные задания из Ольвии: например, заготовить рыбу. Они привозили рыбу и за это получали вино, оливковое масло, посуду или тому подобное, – рассказал Александр Смирнов.
По его словам, поселение погибает в середине IV века до нашей эры. Это связано с сокращением ольвийской хоры и походом войск Запириона (военноначальника армии Александра Македонского) в наш регион.
– Правая сторона Бугского лимана была завоевана македонскими войсками. По свидетельствам, которые мы знаем, жители при приближении войск бросили свои поселение и спрятались за стенами Ольвии, помогая ее защищать. Обратно они уже не вернулись, – отметил Александр Смирнов.
Начальник отдела охраны культурного наследия управления по вопросам культуры и охраны культурного наследия Николаевского городского совета Ирина Бондаренко считает, что проведенные исследования крайне важны для более глубокого понимания волн освоения нашего региона греческими колонистами.
Окончательно определиться о необходимости музеификации этого памятника с целью дальнейшего экскурсионного посещения, по ее словам, можно будет только после его полного исследования. Однако уже сейчас есть общее понимание того, каким должен быть городской музей.
– Он не должен повторять областной музей. Мы уже ушли от названия только Дикий сад, потому что это сужает наши возможности работать с такими объектами, как Большая Корениха III. На сегодняшний день концепция такова, что это музей под открытым небом, который объединяет точечные объекты на территории города. Должно быть общее руководство, которое отвечает за эти объекты, проводит экскурсионные маршруты и обслуживает посетителей. Именно работа с археологами вывела нас этот результат, – сказала Ирина Бондаренко.
Ранее археологи нашли архитектурное сооружение античного периода на территории Николаева, которое датируется 4-5 веком до нашей эры.