• понеділок

    23 вересня, 2024

  • 17.1°
    Похмуро

    Миколаїв

  • 23 вересня , 2024 вересня

  • Миколаїв • 17.1° Похмуро

Станет ли Украина «новой криптогаванью»? Интервью со Станиславом Подъячевым, Blockchain Lab

Действительно ли Украина – среди ведущих криптодержав мира?

Украина относится к мировым лидерам по многим вопросам функционирования криптовалют и технологии блокчейн вообще. В Министерстве юстиции Украины развивается один из первых в мире государственных блокчейн-проектов, причем делают его в сотрудничестве с компанией, имеющей украинские корни. Что касается криптовалют – если копнуть поглубже, то из 10 ведущих глобальных стартапов в этой сфере шесть или семь так или иначе связаны с Украиной.

Сейчас мы пока еще наблюдаем в Украине уникальную ситуацию, которая позволяет нам активно развивать это направление и работать эффективно в нынешнем правовом поле.

Вы сказали, что 6-7 из основных криптостартапов связаны с Украиной. Как именно?

Да, например, Bitfury – очень крупный проект, связанный с криптовалютами. Они занимаются оборудованием для майнинга. Все начиналось с процессоров, которые паялись где-то в киевской квартире на табуретке, а сейчас это огромная компания, которая собирает в Китае мощные установки для майнинга. А, например, украинский блокчейн-эксперт Павел Кравченко сотрудничал со многими ведущими криптостартапами, включая Stellar. В других ведущих проектах мы также можем найти украинцев на ведущих ролях. Большинство из этих компаний по разным причинам развиваются за пределами Украины.

Но и внутри страны есть очень серьезные проекты. В 2013 году был запущен сервис по продаже биткоинов в 4000 терминалов по всей Украине. Эта сеть стала крупнейшей на тот момент в мире. Бизнес по-прежнему активно развивается: на сегодняшний день к сети подключено уже 18 000 терминалов, в которых можно купить биткоин, эфир или DASH.

Правда ли, что Украина среди лидеров и по объемам майнинга?

Я думаю, что Украина сейчас не входит в десятку крупнейших стран-майнеров, но в двадцатке точно есть. Дело в том, что многие богатые украинцы инвестируют в майнинг за пределами страны.

Какой объем рынка криптовалют в Украине?

Свежих исследований на эту тему нет. Последние достоверные данные датируются весной 2017 года. Тогда дневной оборот криптовалют в Украине приближался к $2 млн – это был май 2017 года. Понятно, что за этот год и количество участников, и оборот увеличились, скорее всего, в разы. Тогда посчитать было проще – участников рынка было не так много, и несколько крупных операторов, сложив свои обороты, вышли на эту сумму. Что происходит сейчас, сказать невозможно, потому что большая часть операторов остается в серой зоне.

Владельцы криптовалют не хотят «светиться», потому что это стало опасно?

После того, как цена одного биткоина перевалила за тысячу долларов, эта сфера резко перестала быть публичной. С тех пор к теме криптовалют стали проявлять повышенное внимание силовые органы. В то же время, многие государственные деятели указывают биткоины в своих декларациях – из депутатов, например, Алексей Мушак, Дмитрий Голубов и другие.

Рынок криптовалют в Украине на данный момент вообще никак не регулируется?

В Украине – анархия в сфере криптовалют. Даже не анархия, потому что анархия предполагает какую-то завершенность. А тут, скорее, бардак. Мы неоднократно обращались к представителям Нацбанка и других госорганов по поводу того, что необходимо закрепить основные определения, законодательно обозначить рынок криптовалют, чтобы он вышел из серой зоны, начал платить какие-то отчисления в госбюджет – речь может идти об очень серьезных суммах.

К сожалению, пока что мы видим отклик только со стороны отдельных народных депутатов, которые этой темой интересуются и считают ее перспективной. Те два законопроекта, которые уже есть в Верховной Раде на сегодня – это не что иное, как неприкрытый бессовестный лоббизм и попытка создать дополнительные регулирующие органы, которые будут решать, кто может быть игроком на этом рынке и зарабатывать на нем, а кто не может. Там прописано дополнительное лицензирование и все прочие прелести, которые дают основания для коррупционной деятельности, как и в других сферах нашей экономики.

А что предлагаете вы?

В идеале – полноценный честный законопроект, который регулировал бы все направления, связанные с технологией блокчейн и криптовалютами. Если нет возможности разработать и принять его в ближайшее время, то хорошо бы, чтобы кто-то из трех ветвей власти наконец-то вышел с нормативным документом, который хотя бы даст определение, чем является блокчейн, что может считаться криптовалютой, что такое майнинг, в каком правовом поле он существует. Это очень важно для того, чтобы предприниматели, которые стараются честно работать на этом рынке, были защищены от воздействия силовых структур.

И есть необходимость законодательно закрепить мораторий на регулирование и любое ограничение возможности заниматься этими видами деятельности в Украине. Потому что если сегодня этого не сделать, то все эти бизнесы вместе с основателями перекочуют, например, в Беларусь, которая недавно создала очень комфортные условия для этого рынка. Декрет, который подписал Лукашенко, действительно дает уникальные возможности криптобизнесменам. Нам нужен такой закон для Украины, причем не для какой-то определенной территории, а для всей страны.

Вы сами верите в то, что в Украине такой сценарий возможен?

Я считаю такой сценарий вероятным. Наша позиция такая: мы не ждем будущего, а стараемся сами его создавать. Всеми своими действиями, выступлениями и диалогами с госорганами мы пытаемся донести эту позицию. И рассчитываем, что нашу позицию услышат, и здравый смысл возобладает.

Сейчас этот бизнес находится в серой зоне. Это связано как с пробелами в законодательстве и в налоговой сфере, так и с потенциальной опасностью, которой подвергаются участники рынка. На самом деле, у Украины как государства в отношении криптовалют есть два пути. Первый – создать условия для выхода этого бизнеса на белый свет. Второй – создать условия, которые заставят предпринимателей уйти в черный сегмент или эмигрировать.

Много ли потеряет Украина, загнав этот бизнес в черную зону или вынудив эмигрировать?

Как посмотреть. Есть группа в Telegram – 2000 украинских предпринимателей и крупных криптоинвесторов. В рамках большой страны 2000 человек – вроде бы немного. Но если посмотреть на суммарный потенциал этих людей – интеллектуальный, предпринимательский – то это другое дело. Это все люди, которые хорошо разбираются в новых технологиях, способны продуцировать высокомаржинальный товар и услуги. Это fintech-разработчики, это предприниматели. И они действительно могут уехать, потому что до Минска – несколько часов на машине.

Мне кажется, что хотя бы ради этого надо дать этому рынку выйти на свет и не трогать, скажем, в течение пяти лет. Пусть эта индустрия обрастет какой-то инфраструктурой, приобретет целостную форму.

Но вы наверняка видели заявление Турчинова, который сказал, что государство должно регулировать рынок криптовалют. Как вы расцениваете этот сигнал?

Это очень понятный сигнал. Когда в рабочую группу по регулированию какого-то рынка входят представители НБУ, СБУ, полиции, службы секретной связи и всего прочего – и ни одного предпринимателя, ни одного ученого, ни одного преподавателя, ни одного юриста, ни одного экономиста, финансиста, ни одного даже банкира… Сразу ясно, что они могут только наломать дров и запретить, создать коррупционного монстра, с которого они же потом будут кормиться.

Нам хочется верить, что Александр Валентинович действительно получает объективную информацию о том, что такое биткоин, о том, какие плюсы дает технология блокчейн и почему ее качественная реализация перспективна для Украины. Но в том заявлении, которое было сделано в сторону НБУ, мы видим только очередную попытку загнать реальных участников рынка в тень и не получить никаких бонусов для страны от того, что она на протяжении нескольких лет находится среди мировых лидеров в реализации этой технологии.

А какие бонусы могло бы извлекать государство? Обложить налогом операции с криптовалютами?

Находясь в серой зоне, различные криптовалютные сервисы не инвестируют деньги в рекламу, маркетинг – а они могли бы тратить эти деньги в Украине. Но не делают этого, потому что к ним могут прийти ребята в погонах или без – и попросить чем-то поделиться, а то и забрать все.

В конце концов, смысл же не в том, чтобы обложить налогом все операции с биткоином. Допустим, компания занимается майнингом, и у нее есть 50 сотрудников. Сегодня эти 50 сотрудников, скорее всего, получают зарплату в биткоинах. А если мы им скажем –ребята, вы как были ФОПами, так и остаетесь, только еще нужно заплатить чуть-чуть в Пенсионный фонд и в Фонд соцстрахования. А за это вы получаете бонусы от государства, вам будет начисляться пенсия. Думаю, они согласятся.

Или, допустим, установить стоимость лицензии на торговлю криптовалютой в размере $10 000. Я гарантирую, что примерно 100 000 человек в Украине захочет купить такие лицензии, а это уже миллиард долларов. Да, звучит как очень смелое предположение, но оно основано на том, что я вижу в специализированных Telegram-каналах и закрытых Facebook-группах.

Сейчас у нас вообще никак не урегулированы криптовалюты?

В 2014 году было приснопамятное письмо НБУ от 2014 года, которое практически один в один – калька соответствующего постановления российского Центробанка. В нем чиновники Нацбанка позволяют себе в официальном письме слова типа «денежный суррогат» по отношению к криптовалютам. Самое смешное, что если мы почитаем постановления судов, связанных с делами о криптовалютах и майнинге, то увидим, что правоохранительные органы ссылаются на письмо Нацбанка, не имеющее никакой юридической силы – оно носит сугубо рекомендательный характер. Они ссылаются на это письмо, чтобы получать основания на обыски, на изъятие аппаратуры и всего остального. Вот это действительно страшно. При этом проблема остается – никто из госорганов пока не дал хотя бы определения того, с чем мы имеем дело.

Есть ли международный опыт, который Украина могла бы наследовать?

Украинский. Нужно делать самим, никого не наследовать, потому что это догоняющая позиция. Не нужно ни в коем случае мыслить тем, чтобы повторять чей-то опыт, нужно идти своим путем. В конце концов, сейчас гибнут люди, чтобы у Украины был свой путь.

У нас есть один очень интересный пример. Мы проводили выставку Blockchain Art в Верховной Раде по приглашению народного депутата Алексея  Мушака. Под выставку, под тематику криптовалют он создал неформальный экспертный круглый стол. Там были мы от Blockchain Lab, представители нескольких мировых криптобирж с украинскими корнями, несколько экспертов с научным бэкграундом, криптоюристы… К нам присоединился руководитель комитета Верновной Рады по информатизации и связи Александр Данченко.

У нас был тяжелый разговор, иногда – на повышенных тонах. Полчаса мы спорили, местами ругались. Но за полчаса мы выработали систему, которая могла бы быть применена в Украине как первый шаг и реализована в законе. Которая устраивала и Данченко, и Мушака, и операторов рынка, и юристов, и биржи, и людей с научным подходом. Зачем нам смотреть на чей-то опыт, если Украина все равно пока еще впереди? Экспертиза украинцев востребована в мире, на нас смотрят другие страны. В 2016 году швейцарцы нам рассказывали, что они в Швейцарии смогли запустить обмен биткоинов в шести терминалах по продаже криптовалюты. В Украине на тот момент уже было несколько тысяч таких терминалов! Они не поверили – пришлось везти и показывать.

Параллельно Турчинов предложил Нацбанку запустить свою криптовалюту. Это зачем?

Это к предыдущему вопросу. У украинцев есть национальная черта – составлять свои законы из кусков чужих законов. Вот, мол, есть хорошие конституции в США и Нидерландах – давайте оттуда надергаем. Точно так же сейчас, когда многие страны заговорили о создании собственной криптовалюты, в Украине тоже решили, что нам это нужно. А зачем? Ну, как же – все так делают.

Самое интересное, что к нам в Blockchain Lab обращаются представители госорганов, но, как правило… не украинских. И многие страны как раз понимают, зачем им государственная криптовалюта. Например, для начисления безусловного дохода для граждан своей страны.

Еще одна возможное основание – экономия на эмиссии банкнот и монет. Выпуск монеты номиналом в одну копейку может обходиться государству в 25 копеек. Это невыгодно. Вопрос полного перехода на электронные платежи – это в том числе отказ от банкнот, отказ от физического удорожания денег. Такую задачу тоже можно решить с помощью государственной криптовалюты. Что конкретно Александр Валентинович имел в виду и какие возможные задачи будет решать криптогривна в условиях Украины, нам пока не ясно.

В последнее время криптобизнесом интересуются не только силовые структуры, но и преступные группировки. Обеспокоены ли такой ситуацией в криптосообществе?

Очень сильно обеспокоены. И здесь тоже могло бы помочь государство. Как раз из-за того, что нет определений, нет соответствующей нормативной базы и возможности эту базу использовать для своей защиты от кого угодно, бизнес все больше и больше уходит в тень.

Роман Судольский, К750.

Читайте також: