О рабстве и достоинстве
  • четвер

    1 січня, 2026

  • -4.8°
    Мінлива хмарність

    Миколаїв

  • 1 січня , 2026 четвер

  • Миколаїв • -4.8° Мінлива хмарність

О рабстве и достоинстве

1В современной жизни очень многие вещи, ранее имевшие весомое значение, нивелируются, ограничиваются, или вообще стираются. Вот, к примеру, достоинство. Спроси любого человека, что это такое, не ответит ведь… Начнет путаться, мяться, вспоминать, что этим словом принято называть нечто «мужское». В общем, не скажет. Ладно, поговорим о достоинстве.

Для начала, скажем, что слова «достоинство» и «стоимость» - однокоренные. Иногда говорят: купюра достоинством 2 гривни. То есть, все имеет свою стоимость.

Итак, достоинство. Оно бывает разным, но сейчас напомним, кто не знает или запамятовал о том, что такое человеческое достоинство, личное достоинство и гражданское достоинство.

Человеческое достоинство. Это абсолютная ценность человека как такового, прежде всего как просто биологической особи со всеми ее потребностями, общими всему человеческому роду. Физическое насилие, притеснение, возмущает человеческое достоинство (точно так же как оно возмущает, то есть злит и склоняет к отпору, любое животное). Но, кроме этой общей со всеми сферы, в которой биологическая особь не вольна, есть в каждом человеке более или менее выраженная сфера того, в чем он должен оставаться именно вольным, свободным, то есть всегда отдельным и «другим» – это его внутренний мир. Быть не в стаде, не чувствовать себя стадом, если можно так выразиться.

Личное достоинство. Человек, чувствующий себя личностью, может существовать только среди других таких же личностей. В этой среде и на этих условиях личность обнаруживает, определяет естественные границы и отстаивает свой независимый, неподконтрольный никому и непросматриваемый внутренний мир. И вход, и взгляд в него без приглашения является вторжением, насилием.

Реклама

Гражданское достоинство. В древности звание или «достоинство» гражданина государства означало его право на покровительство со стороны этого государства, его законов. Например, гражданина нельзя было безнаказанно убить или ограбить, а раба или иноземца – в принципе можно. Раба защищал лишь его статус чьей-то собственности, иноземца – статус чьего-то гостя. Прогресс человечества внес в понимание гражданского достоинства несомненные коррективы, заключающиеся в том, что законные права стали пониматься как права естественные, то есть определяемые не государственной властью, а исключительно самой природой человека и составляющие основу его личного, неотъемлемого и абсолютного человеческого достоинства. То есть, все не противоречащее в законодательстве естественным правам, или «правам человека», как их еще называют, только и может быть признано законным, тогда как иные законы в государстве, напротив, могут быть расценены как правонарушающие и в этом случае должны быть отвергнуты.

Так вот, гражданское достоинство человека – это его чувство собственного достоинства, отстаивающее себя в государстве и, если надо, от самого государства. Готовность же подчиняться любым, даже бесчеловечным, законам – это готовность подчиниться не справедливости, а власти как таковой, – и есть рабство. Можно смело сделать вывод о том, что гражданское достоинство –  это противоположность рабской психологии.

Ну вот, с определениями немножко разобрались. Теперь можно и о земных делах поразмышлять.

Вспоминая выступление президента Януковича по случаю Дня Конституции, приходит на ум его упоминание о первом письменном своде законов, который, в принципе, можно считать прообразом Конституции, как таковой – «Руськой правде» Ярослава Мудрого. Так вот, удалось раскопать, что мудрый князь ввел тогда в этот закон своеобразные даже на тот исторический момент вещи, хотя, по правде сказать (извините за каламбур, - авт.) там все было проще и яснее, чем в Конституции нынешней. Итак, читаем:

«За княжеского тиуна – 80 гривен. И за убийство старшего конюшего при стаде платить 80 гривен… А за убийство княжеского старосты, ведавшего селами или пашнями, платить 12 гривен. А за княжеского рядовича платить 5 гривен. И за убийство смерда или холопа платить 5 гривен. Если убита раба-кормилица или дядька-воспитатель, то платить 12 гривен».

Видите? Все чинно-благородно, жизнь рядового солдата равна жизни раба, княжий чиновник в шестнадцать раз дороже. В чем отличие от нынешнего времени? А в том, что древние законники были просто… честнее и прописали стоимость человеческой жизни, вернее – ее разницу, сразу на папирусе (бумаги тогда еще не было, - авт.). Кстати, викинги называли Ярослава Мудрого конунгом Ярицлейвом Скупым. Но это к делу не относится.

К вопросу о напугавшем всех до смерти (и продолжающем пугать) Налоговом кодексе. Читаю свежее заявление одного из вице-премьеров: «…после принятия проекта Налогового кодекса в первом чтении в Верховную Раду поступило более 6 тысяч замечаний». Вот кто мне скажет, какими нужно быть «специалистами», чтобы допустить шесть тысяч ошибок в худшем понимании этого слова? Ибо не грамматическими они были и пока что есть.

К другому вопросу, повеселившему пол страны – о том, как президент в Интернете наркотики покупал, а потом гневно «долбал» министров за кошмарную ситуацию в стране с этими самыми наркотиками. При этом показывая красивую красную бархатную папочку с пробирочками. И за все про все – где-то около тысячи гривень. Конечно, если без шуток, то ситуация с распространением наркотиков действительно критическая. Но, в то же время, любой участковый милиционер прекрасно осведомлен о том, что можно спросить любую бабульку, из тех, кто годами сидит у подъездов и знают всех и вся, и бабулька пальцем ткнет туда, где и самогон продают и наркотой торгуют. Тем не менее, никого, ну или почти никого не трогают. Почему, никто не знает. В то же время, кабинет министров делает любопытное действие – увеличивает квоты на промышленное выращивание конопли более, чем на 800 процентов. Якобы, это экономически необходимо. Кому необходимо, остается загадкой.

Это тоже самое, как если бы ввели сухой закон и начали строить ликеро-водочные заводы одновременно.

Вы спросите, при чем тут вопросы, касающиеся достоинства и политика с экономикой. Мне кажется, что все очень взаимосвязано. Глупости, которые позволяет себе государство в лице депутатов, чиновников, министров и прочее в отношении граждан, должны встречать на своем пути то пресловутое гражданское, в данном случае, достоинство. Вспомним: готовность подчиняться любым, даже бесчеловечным, законам – это готовность подчиниться не справедливости, а власти как таковой, – и есть рабство.

Но мы ведь не рабы, правда?

НикВестиИгорь Пох, специально для НикВестей
Реклама
Читайте також:
0
Обговорення

Щоб долучитись до коментарів на сайті МикВісті.

Приєднатись до Клубу МикВісті
Можете скасувати у будь-який момент Payment systems