Дети на трассе
  • вівторок

    27 січня, 2026

  • -1.9°
    Легкий переохолоджений дощ

    Миколаїв

  • 27 січня , 2026 вівторок

  • Миколаїв • -1.9° Легкий переохолоджений дощ

Дети на трассе

***В сельских школах катастрофически не хватает детей. Всему виной – демографический кризис. В прошлом году первоклассниками стали дети, появившиеся на свет в 2001 году. В тот год в стране родилось всего 376 тысяч малышей, в то время, как годом спустя  -  472 тысячи. Вот и получается, что в 2001 году в Украине насчитывалось 6,4 млн. школьников, а в 2007 — уже 4,6 млн. Как результат – закрытие школ.

Вместо школы – охотничий домик

Село Коштово. До райцентра – пгт. Доманевка 12 километров пути. Четыре года назад здесь еще была средняя школа – нормального вида строение, построенное в 1966 году. До того, как работу школы приостановили, в ней учились до сорока ребятишек из трех хуторов, расположенных рядом.

Потом родителям сказали: школа закрывается, у вас рядом Доманевка, будем возить школьным автобусом. Директор  школы взял детей с их родителями и отвез в Доманевскую школу № 1. Люди написали заявление, что они перебираются в Доманевку. В итоге в сельской школе не осталось ни одного ученика  и ее с чистой совестью закрыли. Как сказали, до улучшения демографической обстановки.

i Підтримай тих, хто щодня тримає місто в курсі

Клуб МикВісті — місце, де читач і редакція по один бік.

Учасники мають закритий чат, ексклюзивну розсилку із залаштунків життя журналістів, бачать новини раніше й впливають на зміни.

Приєднуйся. Разом тримаємо місто світлим

lock icon Безпечна оплата

Отримувачем внесків є ГО «Миколаївський Медіа Хаб» (ЄДРПОУ 45160758). Здійснюючи внесок, ви підтверджуєте згоду з тим, що внесена сума не підлягає поверненню та може бути використана ГО «Миколаївський Медіа Хаб» на реалізацію статутної діяльності, що включає підтримку незалежної журналістики та створення суспільно важливого контенту. Публічна оферта.

Как выяснилось позже, над улучшением демографической ситуации в отдельном селе Коштово никто работать не собирается. На здание законсервированной школы, заросшей бурьяном, уже есть в прямом смысле охотник – арендатор, готовый ее купить и переделать под охотничий домик. Для этого он уже приступил к ремонтным работам.

В сельсовете не против: в Коштово как и в любом селе ощущается острая нехватка средств для решения местной общины. Одно «но» - решение о приостановлении работы местной школы, принятой в 2007 году, признано незаконным. Такое решение вынес Окружной административный суд по иску прокуратуры Николаевской области. Здесь нужно сказать, что вердикт суда мог быть вынесен гораздо раньше. В прокуратуре долго ждали реакции областной государственной администрации на свое обращение по этому вопросу. Не дождались и обратились в суд.

 Работа над ошибками

Сегодня все соглашаются с тем, что работу Коштовской средней школы приостановили неправомочно. Вот что сказал по этому поводу губернатор Николай Круглов:

- В Николаевской области в период с 2005 по 2008 годы была приостановлена работа 28 школ. Мы разобрались по каждой школе. В большинстве случаев решения принимались с нарушением действующего законодательства – либо главой районной администрации, либо районным отделом образования. Собственником же школы является районный совет. Только сессия может принять решение о закрытии или приостановке работы общеобразовательной школы. В нашем законодательстве вообще нет такого понятия «Приостановка деятельности школы». Сегодня поставлен вопрос перед районными советами -  им необходимо определиться, что дальше делать с этими школами. Перед тем, как закрыть школу, нужно провести сходку граждан этого села. Если она даст на то согласие, следующим шагом должно быть решение сессии районного совета.

...Пример с Коштово показателен. Была нарушена процедура приостановления действия школы. Теперь от районной госадминистрации требуется свои действия узаконить. Но если все произойдет так, как того хотят чиновники в Доманевке, жители села, равно как и несколько сот селян из ближайших хуторов, могут навсегда забыть о восстановлении школы. Это следует из письма начальника районного отдела образования С.Дудко Зеленоярскому сельскому голове С.Мирошникову:

- В связи с тем, что на очередную сессию Доманевского райсовета будет вынесен вопрос о ликвидации общеобразовательных учебных заведений 1 ступени (Коштовской, Довжанской, Новокантазусовской, Антоновской), приостановивших свою деятельность на протяжении 2007-2011 годов, просим вас провести собрание жителей с.Коштово, на котором решить вопрос их согласия на ликвидацию этого заведения.

Может, и согласятся односельчане с ликвидацией  школы – есть разные мнения на этот счет, но обязательно спросят, зачем возить детей в Доманевку, если ближе есть Зеленоярская школа?  Ее директор в недоумении:  нормальная двухэтажная школа, проведен ремонт, коллектив учителей укомплектован. Государство вкладывало бюджетные деньги в Зеленоярскую школу, а детей из ближайшего села Коштово отправляют учиться в райцентр.

 Деньги ходят за детьми

Государство выделяет средства на каждого ученика. В Доманевском районе в год на одного ребенка приходится в среднем 6000 грн. Школа финансируется по количеству детей. Этим и объясняется такое внимание Доманевской школы № 1 к детям из ближайших сел.

Общаюсь с девочкой из села Коштово. Ее папа еще ходил в местную школу, а она уже ездит в Доманевку.  Сначала говорит, что ей нравится так учиться. Разговорились. Оказывается, дети ждут автобуса прямо на трассе – остановки нет. Кроме них школьный автобус подвозит и взрослых.

Час дня. Спрашиваю: «А что ты в это время делаешь дома?».  «Учителя заболели, - отвечает она, - уроков не было, и мы с подружкой решили добираться домой – не ходить же нам по Доманевке. Сели в рейсовый автобус и поехали». «А почему не остались на кружке?». Оказывается, кружков не было. Малышне, у которой уроки заканчиваются в 12 часов, еще тркуднее приходится: сидят и ждут до вечера школьный автобус. Был случай, когда девочку просто в Доманевке забыли.  Родители пришли к автобусу, а ребенка нет.

Села-призраки

Еженедельно в Украине исчезает с карты одно село. Старожилы вспоминают. Была в Коштово школа – были рабочие места. Прямой зависимости никто не делает, но все понимают: пока дети учатся в сельской школе, есть хоть какой-то шанс, что они останутся в селе.

Не лучшее положение и у тех школ, которые удалены от райцентров. Зачастую о них просто забывают. В одной из местных школ мне рассказали, как в январе прошлого года закончился уголь, и его больше не подвозили. Пришлось ходить по округе просить помощи у фермеров и зажиточных крестьян. Топили скатами и тюками с соломой. Как будет в этом году – неизвестно,  угля в школе еще нет.

Это, кстати, еще один метод в борьбе за учеников. Школа не отапливается – ее закрывают на карантин. Детей везут учиться в райцентр, где они в конечной мере и остаются.

Министр образования и науки Дмитрий Табачник ни от кого не скрывает своих намерений сократить количество школ в сельской местности. По его словам, это связано с тем, что такие школы не в состоянии обеспечить достаточно высокий уровень образования.

"Если учитель пения в маленькой школе в остальное время преподает физику и математику, мы калечим психику маленького украинца. В Канаде ограничение от места жительства ученика до школы 70 км, а это страна с достаточно высоким уровнем образования. У нас сейчас в маленьких школах ученикам на пальцах объясняют основы информатики", - сказал он.

"Так что нужно комплектовать школы хорошо, а проблему решать за счет программы "Школьный автобус" для того, чтобы каждый украинец, живущий в городе или селе, имел доступ к качественному образованию", - добавил Табачник.

Что тут скажешь? Система образования не ищет путей, как исправить ситуацию. Похоже, никто из мужей государственных не задумывается о будущем сельской школы. Если так дело пойдет и далее, у талантливых детей из глубинки не окажется шансов заявить о себе. О них могут случайно забыть. Как в школьном автобусе.




Людмила Васильева
Реклама
Читайте також:
0
Обговорення

Щоб долучитись до коментарів на сайті МикВісті.

Приєднатись до Клубу МикВісті
Можете скасувати у будь-який момент Payment systems