Проверка на порогах
-
18:05, 13 червня, 2012
Попытки властей ослабить натиск контролирующих органов на бизнес носят декоративный характер
Недавно первый заместитель Главы Администрации Президента Ирина Акимова, отличавшаяся ранее взвешенностью в оценке происходящего, неожиданно заявила: «За последние два года сделаны существенные шаги для улучшения бизнес – климата. Это стало возможным благодаря настойчивой позиции главы государства относительно устранения избыточного регулирования бизнеса, упорядочения деятельности контролирующих органов, имплементации директив Евросоюза в действующее украинское законодательство".
Вице-премьер Сергей Тигипко, хорошо знающий, чем дышит бизнес, занимает другую – более адекватную позицию. Он считает, что давление на предпринимателей со стороны силовых и контролирующих органов не ослабло, и далее мириться с этим нельзя.
Недавно ему даже позволили высказать это мнение перед главой государства на традиционном совете регионов. Виктор Янукович, ни разу не слышавший от своего старшего сына Александра о фактах наезда на его бизнес, был раздосадован, ведь Акимова недавно ему говорила, что предприниматели стали дышать свободнее.
Виктор Федорович не в шутку разозлился. Так обычно злятся старые руководители больших автотранспортных предприятий, когда их ставят перед фактом, что треть машин не выйдет из парка.
Это провокация и преступление против власти, сказал он, и чуть не ударил кулаком по столу.
После той встречи в верхах на места были разосланы протокольные поручения. Одно из них требовало незамедлительной встречи с местным бизнесом для выявления проблем, которые его беспокоят.
Именно по этой, а не по какой другой причине, в Николаевской областной государственной администрации состоялось межведомственное совещание с традиционно лаконичным для этого случая названием – « по вопросам уменьшения давления правоохранительных органов на бизнес, представителей органов местного самоуправления и институты гражданского общества». Проверить выполнение этого протокольного поручения приехал даже высокопоставленный сотрудник Администрации Президента.
Бизнес не любит жаловаться государству. Вот и в этот раз оказалось, что в Управлении экономики нет ни одного обращения от обиженного предпринимателя. Губернатора Круглова это не удивило. Он признал, что получить от бизнеса подтверждение давления, оказываемого на него, очень трудно – люди боятся.
А как не бояться, если в стране насчитывается 36 контролирующих органов, и представитель каждого из них средь бела дня может вломиться в ваш офис, парализовав его работу.
И это касается не только бизнеса. К нему мы вернемся позже. Настоящим откровением стало то, что под постоянным вниманием всевозможных органов находится и местная власть. Вот некоторые цифры. В этом году областное управление здравоохранения уже успели проверить 47 раз. 12 раз приходили в управление по делам семьи, молодежи и спорта. В Управление капитального строительства облгосадминистрации приходит в среднем по 6 запросов в день. Постоянно трясут ведомство, отвечающее за жилищно-коммунальное хозяйство.
Доходит до абсурда. Не успело в областном яхт-клубе открыться предприятие, как на следующий день появился лейтенант какой-то гражданской службы с объемистым предписанием в месячный срок устранить замечания.
Стоит киоск. Милиционеру больше заняться нечем, как подойти и потребовать земельный сервитут.
Настоящим бедствием стало появление новой контролирующей структуры – Межрайонной природоохранной прокуратуры. О ее «подвигах» в последнее время предприниматели слагают легенды.
«Когда мы все правоохранительные структуры бросаем на бизнес, делами простых людей никто заниматься не хочет. Это неприбыльно», - возмущается Круглов.
Слыша такое, представители бизнеса, преодолев традиционную робость перед чиновничьим мундиром, начинают один за другим подходить к трибуне.
Слово берет менеджер кожевенной компании «Возко» из Вознесенска. Рассказывает недавнюю историю о появлении на проходной завода 15-и сот- рудников налоговой милиции из…Житомирской области. Приехали в Вознесенск на автобусе в сопровождении спецназовцев. Целый день проводили обыск. Вручили повестку явиться на допрос в Житомир.
После того, как незваные гости уехали, позвонили встревоженные иностранные партнеры. Поинтересовались: не испытывает ли «Возко» в настоящий момент финансовые трудности?
Интересно, что представители предприятия в Житомир на допрос таки съездили. Как выяснилось позже, никаких претензий к «Возко» у них не было. Налоговую милицию интересовал всего лишь один из контрагентов предприятия.
Эта новость очень не понравилась губернатору, возмутившемуся тем, что в область приезжают чужие силовики. Он даже в шутку предложил мэру Николаева Владимиру Чайке отправить николаевских спецназовцев во Львов решить на местном автобусном заводе давно наболевший вопрос поставки городу заказанного общественного транспорта. За него, дескать, давно расплатились, а товара все нет.
Наболевшим поделился и крестьянин с Баштанщины. Говорит, что в минувшем году налоговая замучила. Пострадали 30 сельхозпредприятий района, к которым выставили штрафные санкции на общую сумму 7 миллионов гривен. Причем, проводилось это в момент реорганизации местной налоговой инспекции. А когда налоговики ушли, появился инспектор по труду, показал удостоверение, и сказал, что по закону может приходить на предприятие через каждые две недели.
Директор одного из продовольственных магазинов Николаева пожаловалась на силовиков, которые во время пребывания ее в отпуске ворвались в магазин в масках и с автоматами наперевес, взломали дверь и сейф, и унесли с собой компьютер, печать и заключенные договора.
Женщина прервала отпуск, вернулась домой, стала писать в областную милицию, прокуратуру. Оттуда пришел ответ: «После тщательной проверки нарушений не обнаружено. Ваши вещи находятся на экспертизе».
Но самым громким оказалось выступление лидера местного профсоюза предпринимателей Елены Герасимчук. Она начала издалека, посетовав на произвол, чинимый в отношении бизнеса. А потом перешла к теме Коблево, назвав это курортное местечко зоной беззакония. По ее словам, с начала открытия сезона местный УБЭП только то и делает, что объезжает каждую базу отдыха и объект торговли. А еще, продолжила Елена Андреевна, в Коблево появился смотрящий – некто Николай Иванович Лысенко, который установил свой сбор: с аквапарка – 120 тысяч долларов, с каждой базы – 40-50 тысяч, с торговой точки – 4 тысячи.
В зале воцарилась мертвая тишина. Затем губернатор взял ситуацию в руки, и обратился к залу:
- Это что за смотрящий такой появился у нас? Меня Президент одного здесь поставил смотрящего за областью. Смотрящего, а не собирающего. Я прошу соответствующие правоохранительные органы провести внутреннее расследование.
Чуть позже на одном из местных блогов появилось предположение, что руководство области заранее знало, с каким разоблачительным заявлением выступит Герасимчук. Мало того, оно даже обсуждалось в кулуарах власти. Дескать, средства, собираемые в Коблево, уходят в Киев, минуя Николаев. А кому это может нравиться?
На том и разошлись, оставив на бумаге несколько протокольных поручений – разобраться. Но уже на следующий день Госэкоинспекция сообщила, что Специалистами отдела экологического контроля природно - заповедного фонда, растительного и животного мира проведена плановая проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «Автогранд Николаев».
Как вы думаете, в чем обвинили владельцев этого и ряда других автосалонов? Немного немало - в нарушении Закона Украины… «Об отходах». На предприятии отсутствовало разрешение и лимиты на образование и размещение отходов на 2012 год, и не велся первичный и текущий учет отходов по форме № 1-Вт.
За выявленные правонарушения к административной ответственности было привлечено ответственное должностное лицо ООО «Автогранд Николаев» по признакам ст.82 КУоАП и направлено предписание по устранению выявленных правонарушений.
Кроме того, Госэкоинспекция вынесла решение о временном запрете деятельности ООО «Автогранд Николаев». Интересно, что разрешение и лимиты на образование и размещение отходов на 2012 год у предприятия закончилось месяц назад.
Действия экоинспекции в этом случае бизнес-сообществом квалифицируются привычном словом «наезд». Как тут не вспомнить похожие случаи с торгово-развлекательным комплексом «Сити-центр» и частным терминалом «Ника-тера», который впоследствии сменил своего владельца. Не повторяется ли история и в случае с автосалонами?
Что- бы не говорила г-жа Акимова, только бизнес-климат в стране ухудшается, о чем свидетельствуют выводы международных организаций, и уход с украинского рынка крупных британских и немецких инвесторов. Но иностранцам легче: не удается совладать с армией проверяющих – можно перевести бизнес в страну с более благоприятными условиями для инвестиций. А как быть украинскому предпринимателю?
Игорь Данилов, "Николаевский бизнес + спорт"