Плутовство или пропасть недоверия

Всю соль плутовства с введением Военного положения легко осознать, внимательно отследив последовательность происходившего.

Итак, следите за руками и не переключайтесь.

Вечером воскресения Россия захватывает в Азовском море два катера и один буксир. Двадцать три наших военных моряка попадают в плен, из них шестеро ранены. Президент Порошенко созывает сперва Военный кабинет, затем – СНБО и выступает в поддержку введения военного положения (без всеобщей мобилизации и ограничения прав граждан – это важный момент, запомним его). Заседание СНБО, разумеется, закрытое, однако – по информации LB.ua – «за» инициативу главы государства голосуют все присутствующие. Секретарь СНБО Александр Турчинов уточняет: ВП предлагается на 60 дней. Избирательный процесс, по его словам, на этот период замораживается.

Закрытая (!) сессия парламента (без которой невозможно парафировать решения о ВП) анонсирована на 16:00 понедельника.

По состоянию на 14:00 понедельника – за полчаса до начала заседания профильного комитета ВР по безопасности и обороне – президентский указ о введении ВП (на основании которого представляется профильный законопроект) все еще не поступил в Раду, соответственно депутаты не очень понимают, что именно им обсуждать, что рассматривать. Около трех часов на сайте главы государства публикуется новость: Президент подписал указ, введя в действие вчерашнее решение СНБО. В указе 12 пунктов, один из них – тайный. При ближайшем рассмотрении документ производит впечатление довольно нейтральное – ни один из его пунктов особо не настораживает. Вскоре уже на сайте Рады появляется основанный на нем законопроект. И вот с этим законопроектом, предусматривающим ВП на 60 дней, частичную мобилизацию с серьезным ограничением целого ряда прав и свобод граждан, все куда интереснее. Де-факто, он прямо противоречит обещаниям Президента данным накануне вечером.

Депутатам удается настоять, дабы заседание проходило в открытом режиме. Фракция «НФ» внезапно отказывается от поддержки инициатив Президента, требуя ограничить срок действия военного положения 30 днями и четко обозначить территории его распространения. Фракция «Самопомощь», настаивавшая на введении ВП с 2014-го года, требует того же.

При этом трибуна заблокирована ляшковцами и «Батькивщиной» (в чьи интересы явно не входит отсрочка выборов), появляться «под куполом» в такой обстановке Порошенко не к лицу и он вынужденно обращается к нации посредством телевизора. В начале шестого, вещая с голубых экранов, он третий раз за сутки корректирует свою позицию: да, речь о ВП, но всего на 30 дней и права граждан ограничиваться не будут. При этом на сайте Рады продолжает «болтаться» старый указ. Подразумевается, депутаты должны поверить Президенту на слово. Важная деталь: каких-либо подробностей, способных укрепить народных избранников в решении о введении ВП, Петр Алексеевич не сообщает. Напротив – подчеркивает: «Это не означает объявление войны! Украина ни с кем не собирается воевать!». Оригинальная подача, чего уж.

Приблизительно в таком же ключе происходит и последующее обсуждение перспектив ВП в парламенте вечером. «Военный блок» ограничивается докладами Турчинова и Муженко. Слишком скупыми, как для столь особенного момента – первого в истории Независимой Украины. Говорят о чем угодно, только не о специфике военного положения как такового, ситуации на фронтах, текущей обстановке (насколько это уместно в публичном формате), готовности армии и общества. Практически ни одного слова – об экономике, инвестиционных перспективах (хотя в 2014-м Президент лично аргументировал невозможность введения ВП из-за угрозы прекращения финансирования МВФ. В 2018-м оказалось, что это не так). Пленных украинских моряков и вовсе вспоминает одна лишь Ирина Геращенко.

Наконец к трибуне выходит Президент. И тут мы узнаем, что да, таки 30 дней, но не по всей территории Украины, а лишь в ряде областей, все – в «лайт» варианте, если только не дойдет до прямого сухопутного вторжения.

Результат – 276 голосов «за». Еще 298 «за» появившееся по ходу сессии (!) – как уступка большинству нардепов – предложение Андрея Парубия закрепить дату первого тура президентских 31-го марта 2019-го (чего вечером воскресенья на Банковой уж точно не предвидели).

Итак, меньше чем за сутки Президент Порошенко четырежды менял/корректировал свою позицию относительно ВП. Очевидно, что в последние часы – под давлением парламента (что само по себе – хоть иногда и скатывалось до уровня базарного скандала – есть хорошо. Парламент – место для дискуссии, и конкуренции) и, отчасти, общественности.

Но возникает вопрос: изменилась ли за сутки степень военной угрозы? Снизился ли градус агрессии РФ?

Если да, то почему было это не признать? Если нет, то почему тогда гарант пошел на столь значительные уступки? Ведь для него, как главнокомандующего, безопасность страны должна быть приоритетом. И выбор между «бушующим» парламентом и безопасностью однозначен.

Или нет?

Теперь: хватит ли отведенных 30 дней, дабы укрепить границы, улучшить обороноспособность страны? Ведь о разрыве дипотношений с РФ, прочих логичных, хоть и радикальных мерах, речь, как мы уже понимаем, не идет. Если хватит, то каков конкретно план действий? Почему он не был представлен (в обоснование необходимости конкретно ВП) депутатам? Если не хватит, а плана нет, зачем в принципе было заваривать кашу? Не было ли это попыткой навязать свои правила игры, отсрочив – в том числе – дату избирательной кампании?

Сумма всех этих и прочих подобных вопросов сегодня серьезно усиливает пропасть, образовавшуюся между властью и украинским народом. Пропасть недоверия. Когда сумма взаимных подозрений и/или претензий столь велика, что даже в откровенно добром намерении сразу подозревается нехорошее. Именно поэтому вечером воскресения у многих в голове вертелась лишь одна мысль – опасность переноса выборов. Например, на конец мая-июнь. Когда «оттает» психотравма после платежек, утвердится новая Поместная церковь, а самое главное – кто бы ни стал Президентом, он уже не успеет сменить премьер-министра, силовой блок, правила проведения парламентских, а, значит, в октябре сохранится выгодная для нынешней власти «мажоритарка», и зайти в Раду (с последующими шансами формирования коалиции и Кабмина) будет куда проще.

Ну, а почему нет? Схема стройная, учитывавшая интересы всех ключевых игроков. Кроме Тимошенко и Ахметова. Которые (последний – руками Ляшко), по сути, и сорвали ее в понедельник в парламенте (остальные, включая «НФ», просто вовремя присоединились). На Банковой не приняли во внимание простой нюанс: блицкриг должен быть блицкригом, а не растянутым по времени сериалом.

Всем важно понимать: те, кто подозревал АП в злых кознях под прикрытием Азовского кризиса – не пособники Путина. Кто обращал внимание (спасибо расследованию «Схем») на слишком частые ночные встречи Президента с Медведчуком – не враги Украины. Те, кто озвучивал логичное: почему ВП не вводили во время Илловайска и/или Дебальцево – не «зрадофилы» (как утверждали в самой АП и – от ее лица – специально обученные ЛОМы). Нет, это просто критично мыслящие граждане, имеющие опыт наблюдения и анализа действий украинской власти. Это те, кто воюет на востоке, помогает армии и переселенцам в тылу, волонтерствует, ждет близких с войны или из плена, разыскивает пропавших; те, кто отстраивает экономику, ведет свое маленькое дело, пытаясь жить по чести здесь, на «мирных» территориях.

И, положа руку на сердце, власть сама виновата в таком к себе отношении. Сумма многолетних недоговорок, вранья, манипуляций тому причиной. Возможно ли изменить такое отношение? Полностью – уже сомнительно, улучшить – точно да, было бы желание.

В том числе, по результатам истории с военным положением.

Как мы знаем, оно введено в десяти областях сроком на 30 дней. Что изменится по прошествии этого срока? Главное: услышим ли мы публичный (настолько, повторяю, насколько возможно и безопасно в подобной ситуации) отчет о проделанной работе?

Или 26-го декабря режим «особого положения» просто «по-тихому» отменят и все об этом благополучно забудут (новогодняя суета тому в помощь)?

***

«Хвост виляет собакой» – голливудский фильм, известный нашему зрителю под названием «Плутовство». Сюжет прост: близятся президентские выборы США, а рейтинг действующего гаранта – на фоне сексуального скандала – оставляет желать лучшего. Дабы спасти ситуацию, команда соратников президента, прибегает к помощи кинопродюсера и вместе они быстро придумывают виртуальную угрозу. Конкретно – албанскую террористическую группу, из-за «деятельности» которой США вынуждены вступить в короткую победоносную войну. «Угроза» искусно атрибутируется публичной легендой – вплоть до создания фейковых «репортажных» роликов с «албанской девочкой с белым котенком на руках». Рядовые граждане безоговорочно верят телевизору, в происходящее втянута вся страна, а рейтинги горе-президента растут. Время выиграно, цель достигнута. Главная мораль: собака управляет хвостом, поскольку она умнее хвоста. Но иногда случается и наоборот.

Соня Кошкина, Левый берег

Дивитись повну версію