Северный ветер: будет ли Россия пробивать «коридор» в Крым

Начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко заявил, что в настоящее время наблюдается самая высокая с 2014 года концентрация военных сил РФ на границе с Украиной. По его словам, об этом свидетельствует, в частности, стремительное увеличение числа российских танков. Мы попробовали просчитать возможные сценарии развития событий.

О резко увеличившейся концентрации российских войск начальник Генштаба Виктор Муженко сообщил в интервью агентству Reuters. По его словам, об этом, в частности, свидетельствует стремительный рост числа российских танков Т-62М в 18 км от границы с Украиной. По данным спутниковых снимков, с середины сентября и по 1 октября их количество почти утроилось – с 93 до 250 единиц. По мнению Муженко, это говорит о скоординированном наращивании российских войск непосредственно перед инцидентом 25 ноября. Напомним, в тот день российские пограничники обстреляли и захватили три украинских корабля, пытавшихся пройти через Керченский пролив из Одессы в Бердянск.

Начальник Генштаба отметил, что в настоящее время группировка ВС РФ у границ с Украиной – самая многочисленная с 2014 года. «Крайне трудно предугадать, когда агрессору придет в голову начать активные боевые действия против Украины», – отметил Муженко.

Ранее президент Петр Порошенко отметил, что вдоль государственной границы развернута наземная группировка российских войск общей численностью более 80 тысяч военнослужащих. Она включает около 1400 артиллерийских и ракетных систем залпового огня, 900 танков, 2300 боевых бронированных машин, более 500 самолетов и 300 вертолетов.

По мнению бывшего советника президента РФ Андрея Илларионова, целью возможной военной операции могут являться города Таврийск и Новая Каховка в Херсонской области. Именно там берет свое начало Северо-Крымский канал, который до начала российского вторжения питал Крым водой из Днепра. Как известно, после аннексии Украина перекрыла подачу воды по каналу, что создало серьезные проблемы для захваченного Россией полуострова.

По большому счету, речь снова идет о формировании российскими войсками так называемого «сухопутного коридора» в Крым, который может проходить вдоль побережья Азовского моря, мимо Мариуполя и Бердянска и далее в Херсонскую область. Такая операция может включать в себя комбинированные действия – прорыв вдоль побережья с одновременной высадкой морских десантов в Бердянске и Мариуполе, а также вероятной атакой российских войск, которые дислоцируются в аннексированном Крыму. Последний удар может носить отвлекающий характер, поскольку крымские перешейки удобно оборонять, но неудобно вести через них наступление. Именно поэтому подобную атаку уже нельзя будет списать на «ихтамнетов», «отпускников» или «трактористов Донбасса», поскольку она будет вестись с применением большого количества таких сил и средств, которые доступны только российской армии.

Данный коридор пойдет вдоль стратегической автодороги М14 сообщением Новоазовск (в настоящее время занят боевиками) – Мариуполь – Бердянск (дорога проходит этот город по касательной) – Приморск – Мелитополь – Новая Каховка общей протяженностью около 350 км. В районе Мелитополя к крымским перешейкам в район Чонгара уходит трасса Е105, которая также будет являться частью этого коридора. Дело в том, что российским войскам необходимо не просто захватить истоки Северо-Крымского канала, но и полностью контролировать все его русло, пролегающее по значительной части Херсонской области, вплоть до крымских перешейков, для того, чтобы лишить украинскую сторону любой возможности вновь перекрыть поступающую в Крым воду. Отметим, что расстояние от Мариуполя до Чонгара составляет чуть более 300 км.

От Мариуполя до Мелитополя дорога пролегает вдоль побережья Азовского моря, образуя практически 200-километровый отрезок, пролегающий иногда на расстоянии всего нескольких километров от кромки воды.

Итак, гипотетический «коридор», проходящий в Приазовье, поначалу будет представлять собой узкую приморскую «кишку». Если предположить, что российским войскам удастся пробить себе путь к Крыму и к Новой Каховке, то этот «коридор» нужно будет еще и удержать. Это будет самая трудная часть задачи, потому что с одной стороны у российских войск будет море, а с другой – нависающая над приазовской «кишкой» мощная группировка украинских войск, которая дислоцируется в Донецкой области.

Таким образом, российским войскам придется выстроить долговременную линию обороны, протяженностью более 200 км на узком клочке суши (расстояние от центра Приморска до побережья всего 5 км, а от Мелитополя – не более 20), который будет свободно простреливаться артиллерией и легко может быть перерезан украинскими войсками в одном или нескольких местах. В этом случае вторгшиеся войска рискуют попасть сразу в несколько «котлов» и неминуемо будут уничтожены.

Избежать такого развития событий российские войска могут двумя способами. Первый – это попытаться сразу расширить коридор и передвинуть линию обороны хотя бы на 50-70 километров от берега. Такие действия потребуют огромного количества ресурсов. Считается, что полоса обороны бригады должна составлять от 10 до 20 км. Легко подсчитать, что для защиты «кишки» протяженностью в 200 км россиянам понадобится не менее 10 бригад, а это от 30 до 50 тысяч военнослужащих (напомним, всего на границе, по словам президента, сконцентрировано 80 тысяч военнослужащих). Эти бригады составят, скорее всего, только один эшелон обороны, поэтому совершенно не исключено, что для защиты коридора россиянам понадобится еще больше людей и техники. И это не считая тех сил и средств, которые потребуются для захвата и обороны территорий в Херсонской области.

Таким образом, операция «коридор ради коридора» потребует от армии РФ больших ресурсов и совершенно не гарантирует результата, потому что группировка в Приазовье в любой момент может быть сброшена в море. Чтобы этого не произошло, командование ВС РФ может запустить второй сценарий развития событий, при котором атака в Приазовье станет частью более масштабной операции, имеющей целью разгромить всю группировку украинской армии в Донецкой и Луганской областях либо вынудить отступить ее к Днепру. Таким образом, РФ автоматически получает в руки и сухопутный коридор, и Северо-Крымский канал. В этом случае, чтобы решить все свои задачи, российской стороне совершенно необязательно оккупировать территорию Украины. Достаточно будет по праву победителя продиктовать свои условия заключения мира.

Международная реакция на широкомасштабное вторжение РФ на территорию Украины обещает быть достаточно жесткой. Однако вряд ли Запад успеет оказать существенную военную помощь. Поэтому Украине в отражении такой агрессии придется рассчитывать только на собственные силы. По сравнению с 2014 годом цена континентальной войны с Украиной для РФ существенно увеличилась. Именно возросшая «цена вопроса» и останавливает Кремль от последнего шага.

Игорь Ветров, «Слово и Дело»


Дивитись повну версію