Зашаталось здание бывшего Николаевского горисполкома?

Этот прекрасный фамильный особняк рубежа XIX и XX веков принадлежал супруге известного николаевца. Позже здесь был штаб военного комиссариата, банк, телеграф, а в 70-х годах разместилось руководство Николаевского горисполкома. Дальше здание перешло газетчикам, а сейчас … Сейчас памятник архитектуры местного значения признали аварийным. Впервые за более чем вековую историю здание на Никольской пустует.

Хозяйка дома

Принято считать, что этот дом принадлежал Г. Никоновой – супруге дворянина Павла Дмитриевича Никонова, церковного старосты Свято-Николаевской (Греческой) церкви. Так сообщает сайт «Архитектура Николаева» о доме на ул. Никольской, 46, расположенном в квартале между улицами Фалеевская и Декабристов. 

Однако заместитель директора Николаевского областного краеведческого музея Валерий Чернявский опровергает эту версию. Говорит, что в 20-х годах ХХ столетия адреса домов на некоторых улицах Николаева, в том числе и на Никольской, сместились на 15 позиций. Поэтому адрес дома, в котором в советское время размещался горисполком, в дореволюционные времена был другой – ул. Никольская, 30. А значит, и его хозяином был иной человек. Точнее, хозяйкой.

– Никольская, 30 – это не дом Никоновой. Согласно Адрес-календарю Николаевского градоначальства на 1915 г., там обитала семья Штейнберг. Особняк личный, фамильный. В то время в Николаеве было известно два человека по фамилии Штейнберг: Штейнберг Л.Р. и Штейнберг Рувим Иосифович – он был купцом и членом комиссии Арбитражного Николаевского Биржевого Комитета, - говорит Валерий Чернявский.

При этом старший научный сотрудник Николаевского краеведческого музея Игорь Гаврилов дополняет:

- Владелицей дома на ул. Никольской, 30 была жена купца - Рива Лейзеровна Штейнберг. Вероятно, при ней этот дом и строился. 

Также николаевский краевед отмечает, что украинский поэт, член Союза писателей Украины, почетный гражданин Николаева Эмиль Январев также носил фамилию Штейнберг. 

- Может, потомок? – задается он вопросом.

Впрочем, с этой фамилией столкнулись и основатели сайта «Николаевский базар» во время одного из своих путешествий по родному краю. Они выяснили, что в 1806 г. окраину села Кирьяковка, расположенного вблизи Николаева, но в то время относившегося к Петровской волости Одесского уезда, населяли немецкие колонисты. Называлась окраина Штейнберг. Там до сих пор сохранились дома, крытые зеленой глазурованной черепицей, которую сами немцы и производили. 

Что же касается Рувима Штейнберга, то, изучая архивы Николаевской областной универсальной научной библиотеки имени А. Гмырёва, мы не раз встречали информацию об этом человеке. Известно, что в 1915 г. купец Рувим Иосифович проживал на ул. Торговой, 1/7. Однако как в предыдущие, так и в  последующие года не раз менял место жительства, приобретая все новое и новое имущество.

Но еще более интересный документ мы получили в отделе охраны культурного наследия Николаевского горисполкома. Это выдержка из перечня владельцев недвижимости в Николаеве и его оценочная стоимость в период с 1909 по 1917 гг. Так, в документе говорится, что первой хозяйкой дома на ул. Никольской, 30 была Грекке Анна Ивановна, жена губернского секретаря. И уже позже (очевидно с 1915 г.) хозяйкой дома стала Штейнберг Рива Лейзеровна.

Советский период

Об истории здания со времен революции 1917 г. и до 1991 г. вкратце нам рассказала глава Николаевской областной организации профсоюза государственных учреждений Тамила Бугаенко, которая сейчас работает здесь же, в левом крыле здания, юридический адрес которого: ул. Никольская, 44.

Стоит отметить, что согласно информации балансодержателя памятника архитектуры на Никольской, 46, а им является Николаевский областной совет, здание на Никольской единое, а вод юридических адресов два: Никольская, 44 и Никольская, 46. Однако визуально видно, что зданий два. Построены они хоть и вплотную друг к другу, но на разных уровнях (одно выше другого). Имеют две разные крыши и два отдельных внутренних двора. И даже сохранились они по-разному: правое крыло (где сейчас редакция газеты «Рiдне Прибужжя») сохранилось хуже своего соседа. Здесь отсутствует часть лепнины, фасад и балконы выглядят более ветхими. Как получилось, что два здания оказались единым целым, остается неизвестным.

Как бы там ни было, продолжает Тамила Бугаенко, в правом крыле дома (Никольская, 46) в 1919 г. находился штаб военного комиссариата, о чем долгое время свидетельствовала табличка на стене. Позже здесь размещался банк, потом – почтовая контора или городской телеграф. В качестве здания Николаевского горисполкома оно использовалось с 70-х годов до 1992 г.

О том, как работал горисполком на Никольской в советский период, помнит Николай Балакирев, который позже, в 1991 г., занял должность заместителя председателя центрального райисполкома Николаева.

- В советские времена в горисполкоме работало около 50-ти человек. В том крыле, где сейчас «Рiдне Прибужжя», находились кабинеты председателя горисполкома и его пяти заместителей. Фактически горисполком находился в этом крыле. Здесь было руководство горисполкома, приемные – всего около 15-ти человек. Внизу, в пристроенном к Никольской, 46 здании, находился организационный отдел, управление экономики, общий отдел. В двух других флигелях располагался квартирный отдел (самый большой по численности – около 10 человек), комитет «Народного контроля», другие организации. Все остальные управления горисполкома были «разбросаны» по городу, - рассказал Николай Балакирев.

Как же получилось, что здание, расположенное в самом центре города, оказалось в собственности области? Тамила Ивановна Бугаенко говорит так:

- Здание на ул. Адмиральской, 20 было построено для обкома коммунистической партии. Когда компартию упразднили, то стали думать, кому отдать это здание. Решили, что там будет мэрия, и горисполком туда переехал. А здание на Никольской, видимо, по обмену, передали в собственность области. Там разместились общественные организации и газета областного совета «Радянське Прибужжя». Произошло это в апреле 1992 г.

Но предшествовали этому, вспоминает Юрий Ицковский, тогда помощник депутата городского совета, протестные акции студентов института культуры. Молодым людям не хватало помещений для занятий в стенах их учебного заведения, и они стали претендовать на правое крыло здания бывшего обкома партии (сейчас там расположен Центр предоставления административных услуг, а тогда находилась редакция газеты «Радянське Прибужжя»). В результате газетчики переехали на Никольскую, а в административном здании нынешнего горсовета еще долго репетировали музыканты.

- Во время приезда какой-то иностранной делегации зарубежные гости выразили удивление: что, мол, здесь делают эти люди? Им ответили: «Репетиция муниципального оркестра», - с улыбкой вспоминает Юрий Ицковский.

Времена «РП» и смутное «сьогодення»

Двадцать шесть лет назад в уже переименованной газете «Рiдне Прибужжя» трудилось около 40-ка человек. Большой штат в составе редакторов, журналистов, корректоров, верстальщиков, рекламщиков и других сотрудников создавал полторы сотни выпусков популярного и авторитетного издания в год. Газетчики занимали все здание на ул. Никольской, 46, включая пристроенное одноэтажное помещение. 

С судьбой этого помещения, появившегося в 70-х годах исключительно для проведения сессий горсовета, сейчас сравнивают будущее всего старинного особняка на Никольской, 44 и 46. 

История пристройки следующая: в 90-х годах в ней находилось два кабинета редакции газеты «Рiдне Прибужжя», а также редакция молодежной газеты. Позже, в 2000-х, помещение арендовал Николаевский областной союз ветеранов-интернационалистов и запаса. Они использовали его в качестве спортивного зала. А примерно в 2008 г. областная власть инициировала проведение якобы ремонта этого помещения, сдав его в аренду частному предприятию «Лана». В результате так называемого «ремонта» здание оказалось внутри полностью разрушенным (уничтожены внутренние перегородки и даже пол, разделяющий первый этаж и подвал). Здание готовилось под снос, но так и осталось на долгие годы огороженное забором.

Сейчас, когда управление коммунального имущества Николаевского облсовета вдруг озаботилось состоянием вверенного ему старинного объекта, в срочном порядке признав его аварийным, журналисты опасаются, что такая же участь может ожидать и весь дом.

Главный редактор газеты «Рiдне Прибужжя» Татьяна Фабрикова так объясняет действия власти:

— Думаю, кто-то его заприметил и хочет сделать коммерческий объект. То ли жилой дом на месте нынешнего построить, то ли бизнес-центр, ведь здание находится в самом центре города. В коммерческих целях существующее сооружение не нужно: оно несет ценность только как исторический объект. А значит, должно быть на балансе области, за ним нужно следить. Но следить никто не будет: мы там находились 26 лет, и нам не выделили ни рубля на проведение хоть какого-то ремонта. А между тем рушился фасад, появлялись трещины, нужно было ремонтировать балконы. Несколько раз мы обращались в областной совет, как к собственнику, но ответ был один: денег в бюджете нет. За счет редакции мы делали ремонт фасада, «латали» крышу.

Лишенные электричества и отопления, осенью нынешнего года газетчики были вынуждены покинуть свою редакцию и временно переехать в другое помещение. Оставили свои офисы и другие арендаторы. Сейчас здание на ул. Никольской, 46 пустует. Такое же будущее и у других общественных организаций, находящихся по адресу: ул. Никольская, 44. Все они, согласно предписанию руководства областной власти, обязаны выехать из якобы аварийных помещений уже в январе 2019 г.

Защищая свои законные права находиться и после ремонта в занимаемых ранее помещениях, редакция газеты «Рiдне Прибужжя» подала иск в Николаевский окружной административный суд, а также в Хозяйственный суд Николаевской области.

- Пока идут судебные разбирательства, здание не могут продать. Мы единственная организация, которая мешает областной власти реализовать свои намерения, - резюмировала Татьяна Фабрикова.

А пока в пустых помещениях памятника архитектуры местного значения на ул. Никольской, 46 холодно и сыро Мы измерили температуру в редакции – пять градусов тепла.

Главное – не надышать

Корреспондент НикВестей попросил начальника отдела охраны культурного наследия Николаевского горисполкома Ирину Бондаренко прокомментировать ситуацию, сложившуюся с бывшим зданием Николаевского горисполкома. Впереди зима, а кабинеты без отопления – безопасно ли это? В ответ чиновница провела аналогию с московским музеем-усадьбой Останкино:

- В 1984 г. мы были во дворце-театре Останкино. Нас не хотели туда пускать, потому что на зиму отключалось отопление. Помещения огромные, и когда люди заходят, то от дыхания создается конденсат. В итоге нас с трудом пропустили. Сказали, что здание за зиму охладилось, но наступит весна, придет лето, и оно постепенно отогреется. 

Вот и в николаевском старинном особняке, по мнению Ирины Бондаренко, главное, чтобы не было перепадов температур. А «придет весна, видно будет».

И еще главное, говорит она, чтобы здание не было запущено надолго. 

- Надеемся, что будет выполнен проект реставрации, и здание будет отремонтировано. Будем надеяться, что зиму оно переживет, - сказала Ирина Бондаренко.

Стены «плывут». Как бы народ не «поплыл»…

Чтобы узнать планы областной власти относительно старинного дома, мы обратились к начальнику управления коммунальной собственности Николаевской облгосадминистрации Ольге Видиной. Она заявила, что является всего лишь исполнителем, и посоветовала задать этот вопрос руководству администрации области.

- Я знаю, что планируется, в рамках имеющегося финансирования, реставрация всего здания на ул. Никольской, 44 и 46. Для дальнейшего использования территориальной громадой. Это здание административное, и его профиль менять не планируют. 

Со слов Ольги Видиной, 4-я, последняя стадия аварийности, присвоена пристройке к зданию на ул. Никольской, 46. У самого же здания, якобы, 3-я стадия аварийности. В настоящее время эксперты (а они как из Николаева, так и из Одессы) изучают состояние несущих конструкций, и только после этого будет готовиться Проект реставрации.

- Необходимо заказывать геодезию, геологию, потому что здание стоит на катакомбах и стены «плывут», - о длительности процесса чиновница предупредила уже сейчас. 

На вопрос о том, сохранят ли здание, она ответила: «Конечно, сохранят».

Почувствовать запах старины

Говоря об архитектурном стиле старинного дома, специалисты сходятся во мнении, что их два: историзм (эклектика) и модерн. И все же тяготеет к модерну. 

И хотя фасад здания на Никольской, 46 не богат архитектурными деталями (многие из них как будто «срезаны»), некоторые все же сохранились. Так, каждый из трех балконов здания бывшего Николаевского горисполкома украшен картушью. Главная из них – над главным входом – прекрасно сохранилась, и представляет собой изображение некой женщины. Кто она? – вопрос николаевским краеведам. 

Еще два изображения задумчивой девушки находятся над старинными балконами, слева и справа от входа. 

Межоконные простенки обрамлены декоративными прямоугольными колоннами и пилястрами на них.

Аристократический вид зданию придают более выраженные колонны цилиндрической формы, украшающие вход в здание.

Из любопытства мы заглянули и во внутренний двор. Он просторен, и здесь все как бы происходит вокруг старого дерева с широкой раскидистой кроной. 

Задняя часть дома, построенного из ракушечника, не поштукатурена, сохранился естественный темно-серый цвет.

Видно, что здание типичной южной планировки: есть внутридворовые лестницы, крылечки, открытые веранды. Здесь бы все привести в порядок, и появился бы прекрасный оазис для горожан, желающих вдохнуть запах старины.

Уникальна и левая часть здания – Никольская, 44. Фасад украшен множеством декоративных колонн, над многими окнами сохранились картуши. 

Но удивительную находку мы обнаружили внутри. Оказалось, что в обоих подъездах этой части дома сохранились редкие металлические лестницы братьев Донских. На них так и написано: «Механическiй заводъ бр. А. и Л. Донскихъ въ Николаевъ». Домов с такими лестницами, изготовленными в конце ХIХ – начале ХХ веков, во всем Николаеве осталось два или три.

Снести старый дом, который является частью исторического наследия, или бездарно его реставрировать, или просто молчаливо ждать его разрушения – значит совершить преступление перед нынешним и будущим поколениями николаевцев. Тяжкое преступление. И допустить его нельзя.

Екатерина Стриль, специально для НикВести

Дивитись повну версію