Приезжие среди николаевцев. Или… наоборот?

Женщины в хиджабах на детских площадках, чернокожие младенцы на руках у своих, не менее смуглых, матерей, многочисленные компании молодых людей «кавказской наружности» – все это в Николаеве, некогда закрытом для иностранцев, а сейчас активно пополняющемся выходцами из стран Ближнего и Дальнего Востока.

Чем манит мигрантов николаевская земля, узнавал корреспондент НикВести.

«Сколько нас? Пройдет война, посчитаем»

На данный момент не существует официальных данных о численности населения Николаева и, в частности, количестве представителей национальных меньшинств в нашем городе. Есть только информация 18-летней давности. Так, согласно Всеукраинской переписи населения 2001 г., в Николаевской области проживали представители 133 национальностей. Из них самые многочисленные: украинцы - 81,9 %, россияне - 14,1 %, молдаване – 1 %, белорусы - 0,7 %, болгары - 0,4 %, евреи и армяне - по 0,3%, а также корейцы, азербайджанцы, ромы (цыгане), поляки, татары, немцы – по 0,1 %. Представители других национальностей, таких как чехи, дагестанцы, грузины, греки, курды, месхетинские турки в 2001 г. составляли менее 0,1 %.

Подозреваем, что за последние годы перечень и количественный состав национальных обществ Николаевщины существенно изменился. Но как именно, мало кто говорит. Главный специалист отдела по делам национальностей и религий управления культуры, национальностей и религий Николаевской облгосадминистрации Виктор Чеботарев отмечает:

- Сколько нас на самом деле – тайна, покрытая мраком. Последняя перепись населения проводилась в 2001 г., после этого не проводилась. Обещали провести три года назад, но несколько раз переносили. 

С чем связано нежелание правительства Украины пересчитывать свое население? Виктор Чеботарев предполагает, что, возможно, с конфликтом на юге и востоке Украины. 

- Пройдет война, посчитаем, - говорит чиновник.

В Николаеве каждый второй - не украинец?

Более конкретными данными обладает председатель Николаевского городского Совета национальных обществ Анар Ахундов. По его информации, в Николаеве из 500 тысяч населения осталось 400 тысяч. И половина, то есть 200 тысяч человек, являются представителями национальных меньшинств. 

Анар Ахундов

Прежде всего, это россияне. Русская диаспора в Николаеве насчитывает 91 тысячу человек. Также болгары, молдаване, белорусы, евреи – они издавна и массово селились  здесь. А вот новшеством последних лет является приезд в наш город на постоянное место жительства людей из Турции, Кавказа, Сирии, Дальнего Востока. Только в 2018 г. их приехало около 1700 человек. 

- В основном это выходцы с Кавказа, ближневосточных и дальневосточных стран. Диаспоры, которые носят характер европейских организаций (польская, болгарская, греческая), уезжают. А поскольку свято место пусто не бывает, то Николаев пополняется выходцами из других стран: грузины, азербайджанцы, чеченцы, дагестанцы, армяне, - перечисляет Анар Ахундов.

Причиной, по которой люди покидают свой край и переезжают в чужой, являются политические и экономические сложности в их родных странах. К примеру, экономическая ситуация в Азербайджане пошатнулась после падения добычи нефти и снижения ее цены. Это послужило импульсом для десятков тысяч азербайджанцев уезжать за границу на заработки. То же самое касается Турции. Ее экономические показатели снизились, рентабельность бизнеса в Украине, по сравнению с Турцией, оказалась выше, и немало людей приехало сюда жить и работать. И хотя риски здесь также высоки, в своей математике турки находят «плюсы», и переезжают в Украину на ПМЖ.

Приезжают с целью создания бизнеса и в 80-ти процентах случаев ассимилируются путем заведения семьи. Дальше, исходя из национальных особенностей, «перетягивают» сюда своих родителей, братьев, племянников и других родственников. Так многонациональная семья Николаева увеличивается в разы. Приезжают, кстати, вначале в Одессу и Херсон, а уже потом оказываются в Николаеве. Нашему городу в отношении гостеприимности и толерантности люди знающие присуждают 4,5 балла по 5-ти бальной шкале.

Что делают здесь приезжие? Часто это молодые мужчины в возрасте 20-22-х лет. Они могут не знать язык и даже быть без денег. 

- Если приехал без денег, он может заработать их здесь. Всегда, - утверждает Анар Ахундов. - Стоматологи, врачи, строители, таксисты, официанты, повара - на рынке труда всегда найдется работа. Мы едины, и поддерживаем друг друга в любых ситуациях. Земляк земляку всегда даст покушать. Также все понимают, что они – гости этого государства, а значит, надо вести себя подобающе. 

В большинстве же своем переселенцы занимаются бизнесом. Что-то создают, выращивают на фермерских хозяйствах, и экспортируют. К примеру, Николаевская область является единственной областью в Украине, где выращивают овец романовской породы. Эти животные пользуется большим спросом в таких восточных странах, как Иран, Азербайджан, Сирия. 

Выгода от деятельности приезжих для нашего города невелика. Но в Николаеве, говорит Анар Ахундов, и нет цели строить бизнес, который давал бы прибыль городской общине, создавал бы рабочие места. Все потому, что исполнительная власть города не работает на должном уровне с иностранными предпринимателями. Имеются ввиду серьезные предприниматели с существенными активами. 

- Ни в одном Посольстве не порекомендуют Николаев для бизнеса. Здесь нестабильность, и она не стимулирует вкладывать деньги. Сюда можно приехать, открыть фирму и вывозить. Так сейчас и делают. Хотя было много предпринимателей, которые приходили с инвестиционными проектами, готовы были инвестировать, но ничего не получилось. Зато получается в Одессе, Херсоне, Кировограде, Днепре, Киеве. 

Находят ли иммигранты в Николаеве свой дом? Анар Ахундов отмечает:

- Сложно сказать. Есть люди, которые прожили в этом городе 40-50 лет, но до сих пор находятся «между двумя мирами»: они и здесь не до конца свои, но и на родине уже чужие. Зато дух, воздух Украины – свободный. Вы не представляете, насколько Украина свободное государство! Присутствие в стране разных конфессий, присутствие в городе множества национальностей создает определенный характер города, который дает возможность приезжающим сюда людям жить, общаться и не бояться. 

«Общая тенденция – уезжать из Украины»

Мы спросили председателя правления Совета национальных обществ Николаевской области Лолиту Каймаразову о том, насколько изменилась карта национальных общин за последние годы. Он ответила, что в настоящее время активно уезжают этнические чехи.

Лолита Каймаразова

В Николаеве их проживает не много, основное количество - в чешском селе Богемка Врадиевского района Николаевской области. Также до 2005 г. и позже на свои исторические родины уехало много немцев и евреев.

В Турцию выехало много  месхетинских турок, которые живут в Украине с начала 90-х годов ХХ ст. Причины миграции населения – экономического характера, а также «зов крови», что естественно для представителей многих диаспор.

А вот информацию о том, что болгары и поляки якобы массово уезжают из Николаева, Лолита Каймаразова не подтвердила. 

 - Они продолжают жить на Николаевщине, активно поддерживая связь со своей исторической родиной и посещая ее каждый год. 

Председатель общественной организации «Болгарский культурно-просветительский центр «Терновка» Анатолий Волчо приводит старые статистические данные. Так, в 2001 г. в Николаевской области проживало 8 тысяч болгар, из них в микрорайоне г. Николаева Терновка – около 4 тысяч. Сколько сейчас – сказать сложно, поскольку много смешанных браков. 

- Люди всегда мигрировали, как внутри страны, так и за ее пределами. Точную статистику никто не ведет. Тем более что сейчас из Терновки, как и из Украины в целом, выезжают все, кто не доволен местными заработками. Едут в Чехословакию, Польшу, Болгарию, Германию и другие страны. Это общая тенденция – уезжать из Украины, - утверждает Анатолий Волчо. 

Почему николаевских девушек называют «Таня-опа» 

Гулмира Шарипова

Корреспондент «НикВести» встретился с некоторыми из тех, кто однажды решил, что его домом будет Николаев. Знакомьтесь, Гулмира Шарипова, 30 лет, приехала из Таджикистана. 

Когда Гуле было 6 лет, она с мамой и братом оказалась за три тысячи километров от родной страны. Первые дни жили на Николаевском железнодорожном вокзале. Еды не было, зато были ташкентские халаты, которыми на семейном совете постановили торговать. Добравшись до  Центрального рынка, нашли своих земляков. Так появилась еда, работа и съемное жилье. 

Но вскоре продажа домашнего текстиля стала невыгодной, и семья занялась приготовлением обедов на дому. 8-летняя Гулмира вместе с братом разносила таджикский плов и самсу по офисам, расположенным вблизи ул. Дунаева. 

Позже, уже с супругом, стали продавать рыбу и морепродукты, чем и занимаются по сей день. Кстати, вполне успешно: купить рыбу Шариповых приезжают люди со всей области, потому что знают - она у них самая свежая. 

Недавно семья Гулмиры купила дом (до этого арендовали жилье долгие 23 года), появилось и настоящее «богатство» в семье - трое детей. 

- По таджикской традиции считается, что двое детей – это «бедность», трое-четверо – «наше богатство». У нас богатство не деньгами измеряется, а детьми, - отмечает Гулмира и добавляет: - В Николаеве я выросла, здесь к нам относятся толерантно, с уважением. Это моя вторая Родина. 

Интересно, что многие таджики женаты на николаевских девушках. Те перенимают традиции мужей и говорят на их языке. А таджикистанские женщины обращаются к своим новым николаевским родственницам «Таня-Опа», «Оля-Опа» (что означает «сестра»). 

Всего в Николаеве 40 семей таджиков. В основном, они занимаются тем, что выращивают овощи на поле и продают их. 

Два раза в неделю, по четвергам и воскресеньям, свекровь Гули готовит национальный таджикский плов, а ее невестка – блюда украинской кухни. Дружит семья с азербайджанцами, представителями других национальностей. Их дом всегда открыт для гостей.

- Уезжать мы никуда не планируем. И дети тоже – они останутся здесь. Раз в два года, на летние каникулы, я отправляю их в Таджикистан, чтобы они ценили то, что имеют в Украине. В Таджикистане высокие цены. Если, к примеру, здесь на 100 долларов мы проживем неделю (если хорошо скупиться), то там 100 долларов уйдут за 3-4 дня, - говорит Гулмира Шарипова.

В Советский Союз – без знания русского

Всего три слова знал по-русски второй герой нашего материала Омар Хариз, когда в 1986 году приехал из Ливана в Кишинёв учиться на агронома.

 - Язык русский я не знал. Знал три слова: товарищ, четыре и как дела. Будучи студентом, год учил язык на подготовительном факультете. Говорить я научился быстро, а вот писать лекции еще долго не успевал, - с улыбкой вспоминает Омар Хариз.

Там же, в Кишеневе, познакомился со своей будущей супругой, которая была родом из Николаева. Так и поселились молодые в нашем городе невест. Сейчас Омару 51 год, работает в адвокатской конторе, занимается переводами с арабского языка на украинский. Есть три, уже взрослые, дочери. 

Несмотря на то, что Омар Хариз около 30 лет прожил в Украине, родной Ливан он по-прежнему называет домом.

- Сколько бы человек не жил за границей, свою Родину он не забудет. Постоянно хочется туда поехать, повидать родственников, - признается Омар. 

А родственные связи у жителей этой горной страны крепкие. Так, в городе Арсун семья Харизов насчитывает более 200 человек. Только двоюродных братьев и сестер по линии обоих родителей насчитывается 55. При этом в каждой семье воспитывается по 3-4 ребенка. Всех их Омар знает поименно, и когда приезжает, обязательно заходит в гости к каждому. 

Всего же семья Харизов состоит из 2,5 тысяч человек. Это троюродные сестры, братья, двоюродные и троюродные племянники, тети, дяди. Они живут в разных странах мира, но иногда приезжают в Семейный дом в Ливане, чтобы в невероятно большом кругу родственников отметить семейные праздники.

На вопрос о том, вернется ли однажды Омар Хариз на Родину, он отвечает уклончиво: «По обстоятельствам». Ссылается на то, что дочки не окончили учебу, что здесь жилье, работа, связи. Тем не менее, с какой-то ноткой грусти мужчина добавляет: 

- Хотя в Ливане родительский дом, наследственные земли, там я родился, жил, родители там жили, прародители, братья и сестры там живут…

Таких как Омар, выходцев из Ливана, в Николаеве проживает 25 человек.

Кусочек Родины

Свой «кусочек Родины» создала в Николаеве беженка из Крыма крымская татарка Феруза Ибрагимова. Собственное кафе она так и назвала «Мой Крым». Здесь пьют чай из сосудов под названием «бардах», вместо стульев используют деревянные лавки – аналог татарских сетов, стены украшены множеством картин с изображением Старого Крыма. 

Феруза Ибрагимова

Феруза покинула полуостров, как она говорит, «когда эта беда случилась». До этой «беды», то есть до аннексии Крыма, женщина занималась предпринимательской деятельностью – была владелицей кафе на живописном берегу Черного моря, у мыса Меганом, что между Феодоссией и Судаком. 

Собственное дело далось непросто, пришлось потрудиться около пяти лет. Зато позже были получены необходимые документы, проведено электричество буквально на берег моря, нанят штат в количестве 11-ти человек. 

- Я шла к этому пять лет, вся жизнь была завязана на работе. И тут раз – Путин пришел. В одночасье я оказалась не у дел, - вспоминает Феруза.

Новая власть постановила кафе снести, о чем предъявила хозяйке соответствующий акт. То, к чему женщина шла так долго, разобрали за три дня. Так Феруза Ибрагимова в одночасье осталась и без работы, и без жилья, поскольку незадолго до этого приобрела квартиру в рассрочку, а без работы не могла выплатить кредитные обязательства. 

Дети к тому времени с полуострова уехали. Старшая дочь вышла замуж, а младшая поступила в университет в Турции. 

Какое-то время пожив в стране, где учится младшая дочь, Феруза поняла, что Турция для нее чужая, и вернулась в Украину. Николаев выбрала по двум причинам: до Крыма близко и «город светлый».

- Николаев – светлый город, самый светлый из всех городов Украины. Люди здесь улыбаются, они приветливы, добры. Этого не видит местное население, но отмечают все приезжие, - утверждает Феруза. 

Она поддерживает связь с крымскими татарами в Николаеве, а их здесь 114 семей. Собираются два раза в год – в День крымско-татарского флага, который отмечают 27 июня, и в День памяти жертв депортации народов Крыма, 18 мая. 

- Крым – это мой дом, моя Родина. И мне все равно, какой там сейчас флаг. Дом всегда останется домом, - отмечает Феруза Ибрагимова.

Екатерина Стриль, специально для НикВести

Дивитись повну версію