«Русал» Олега Дерипаски строит крупнейший завод в депрессивной части Кентукки. Это привело к политическому скандалу в США
-
12:00, 15 серпня, 2019
В США усиливается политический скандал, связанный со строительством в штате Кентукки одного из крупнейших алюминиевых заводов в истории страны. Работы финансирует компания «Русал», связанная с бизнесменом Олегом Дерипаской. В проект она вошла после того, как лидер республиканского большинства в Сенате Митч Макконнел помог снять с нее санкции Минфина США.
Теперь члены Демократической партии и американские СМИ подозревают Макконнела, представляющего Кентукки, в том, что ради повышения популярности у избирателей он допустил в стратегическую отрасль российский бизнес, связанный с Кремлем. Более того, структуры, близкие к «Русалу», финансировали его избирательную кампанию.
В 2018 году объявили о строительстве в Кентукки металлургического завода. Он должен был спасти регион от затяжной депрессии
20-тысячный город Ашленд в штате Кентукки годами страдал от экономической депрессии и безработицы: местные предприятия, включая крупный сталелитейный завод, закрывались, тысячи людей были уволены. К тому же регион сильно страдает от эпидемии опиоидной наркомании, охватившей США в 2000-х годах.
1 июня 2018 года в Ашленд приехал директор компании Braidy Industries, крупный американский бизнесмен Крейг Бушар. Он выступил с речью, в которой пообещал все изменить. Предприниматель объявил, что начинает строительство в городе алюминиевого завода — крупнейшего из возведенных почти за 40 лет.
Завод стоимостью 1,7 миллиарда долларов должен производить алюминий для потребительского рынка — от автомобилей и самолетов до банок с газировкой. По словам Бушара, предприятие наймет 600 рабочих с зарплатой вдвое больше средней по региону. Кроме того, его появление создаст 18 тысяч дополнительных рабочих мест по всему штату. Компания построит медицинский центр для сотрудников, техническую лабораторию и детский сад. Новое производство поможет «восстановить северо-восточный Кентукки и фактически все Аппалачи», пообещал Бушар собравшимся.
К тому времени проект уже был одобрен местными властями. Генеральная ассамблея Кентукки, законодательный орган штата, даже одобрила прямую инвестицию в 15 миллионов долларов в этот проект, пишет The Washington Post. Губернатор Кентукки, республиканец Мэтт Бевин назвал это одной из лучших инвестиций, когда-либо сделанных штатом» и «возможно, самой важной сделкой в его истории». По даннымTime, в проект также вложились около 750 местных инвесторов.
Для строительства предприятия не хватало крупного инвестора. Единственным кандидатом оказался «Русал», но он был под санкциями
Оставалась одна проблема: для старта проекта Бушару нужен был крупный инвестор. После нескольких месяцев поисков единственным доступным вариантом для партнерства оказался российский алюминиевый гигант «Русал», входящий в группу En+ бизнесмена Олега Дерипаски. Дополнительным преимуществом было строительство «Русалом» в Сибири нового завода, который мог бы поставлять сырой алюминий в Кентукки.
У Бушара уже был опыт работы с россиянами: в 2008 году он и его младший брат Джим продали свои металлургические активы в США компании, контролируемой российским олигархом Алексеем Мордашовым. Сделка принесла им 775 миллионов долларов. Однако, как пишет Time, это заставило Бушара «глубоко задуматься о роли российских олигархов в стратегических отраслях американской промышленности». Уже в следующем году он стал соавтором книги под названием «Америка на продажу». »[Если Владимир] Путин питает отвратительное желание застопорить работу американской экономики, то у него теперь есть для этого средства, — писал Бушар. — Мы считаем рискованным доверять российским олигархам».
Но спустя 10 лет бизнесмен решил, что у него нет выбора. В январе 2019 года Бушар отправился в Цюрих и встретился с менеджером российской компании. Перед этим он провел длительные консультации с юристами. Проблема была в том, что в апреле 2018 года Минфин США ввел против «Русала» и Олега Дерипаски санкции — за «получение выгоды от путинского режима и ключевую роль в пагубных действиях России».
«Нельзя быть таким разборчивым, — объяснил Бушар свое решение в комментарии The Washington Post. — Кто бы ни помог нам восстановить это разрушенное место, мы приветствуем его с распростертыми объятиями». Он же пересказал Time слова менеджера «Русала» на встрече: «Когда мы избавимся от санкций, давайте встретимся снова».
Вскоре после переговоров с «Русала» сняли санкции. Это решение лоббировал сенатор от Кентукки Митч Макконнел
В январе 2019 года Сенат США обязал министерство финансов снять санкции с «Русала». Это произошло при активной поддержке лидера республиканского большинства Митча Макконнела, который избирался от штата Кентукки, подчеркивают американские издания. Из санкционного списка исключили энергометаллургическую группу En+ и подконтрольные ей «Русал» и «Евросибэнерго».
О том, что «Русал» планирует финансировать строительство в Кентукки, известно еще не было.
Только в апреле 2019 года Бушар объявил на Нью-йоркской фондовой бирже, что российская компания приобрела 40-процентную долю в заводе за 200 миллионов долларов. В Кентукки люди встретили эту новость с радостью. «Даже те, кто был настроен скептически, теперь видят, что наступают лучшие времена», — сказал Time 42-летний сталевар из Ашленда Крис Джексон. В свою очередь, группа сенаторов-демократов потребовала от правительства США расследовать сделку Бушара с россиянами на предмет угрозы национальной безопасности США.
В начале августа издание Politico выяснило, что два бывших сотрудника аппарата Макконнела лоббировали проект завода в Кентукки в Сенате и Минфине США. Time отмечает, что в 2018 году один из основных акционеров «Русала» Леонид Блаватник внес более миллиона долларов США в избирательный фонд республиканцев, связанный с Макконнелом, — и это не первый подобный случай.
«Олег [Дерипаска] здесь только потому, что Митч Макконнел открыл ворота. Теперь мы все связаны с этим преступником», — сказала Time Келли Флуд, член законодательного собрания штата Кентукки, которая сама голосовала за выделение 15 миллионов долларов на проект завода, когда об участии Дерипаски речи еще не шло.
Теперь лидеру республиканцев в сенате приходится оправдываться. Макконнел «не знал ни одного потенциального российского инвестора до голосования [о снятии санкций]», — сказал The Washington Post его пресс-секретарь Дэвид Попп. Бушар заявил газете, что никто из его компании не говорил никому в правительстве США, что отмена санкций может помочь продвижению его проекта. EN+ тоже заверила, что проект в Кентукки не сыграл никакой роли в лоббистской кампании, направленной на снятие санкций.
«Русал» угрожает выйти из проекта. В Кентукки расстроены
Финансовый директор «Русала» Александра Бурико 9 августа заявила, что «эта ситуация [с призывами расследовать сделку с Бушаром] ставит под угрозу будущее проекта», и компания не исключает отказа от него, если давление со стороны американских политиков продолжится. 12 августа демократ Рон Уайден, возглавляющий группу требующих расследования сенаторов, ответил, что давление продолжится: «Национальная безопасность США важнее, чем пожелания российской компании. Я не собираюсь сдаваться из-за того, что «Русал» считает надзор неудобным для себя».
В самом Кентукки немногие озабочены геополитическими рисками, которые несет партнерство с российской компанией, пишет Time. »«Русал» — это компания. Это не страна, — сказал изданию Роберт Карпентер, глава округа Гринап, который примыкает к Ашленду. — Когда речь идет про такие инвестиции, все равно, откуда они исходят».
Петр Лохов, Медуза