Въезд запрещен: как Умань без хасидов их Новый год будет праздновать

Украинское правительство объявило о запрете выезда иностранцам с 28 августа по 28 сентября из-за пандемии коронавируса. Запрет пришелся именно на начало массового паломничества в Умань хасидов со всего мира на празднование иудейского нового года — Рош га-Шана.

В этом году праздник приходится на 18-20 сентября. Однако обычно хасиды начинают съезжаться гораздо раньше. За день до решения правительства, по оценкам местных жителей, в Умань приехало уже до полутысячи паломников. Традиционно сюда на Рош га-Шана съезжается до 40-50 тысяч хасидов.

Вероятно, такой поспешный запрет правительства связан именно с попыткой избежать массового прибытия паломников. Еще до того, как это решение было принято, в аэропорту «Борисполь» 25 августа без объяснений пытались не пропустить полсотни хасидов из Израиля, который сейчас в «красной зоне» по статистике COVID-19. Про аналогичные случаи в аэропортах Киева и Львова 27 августа нам рассказал представитель еврейской общины в Украине Хаим Хазин, который живет в Умани и как местный предприниматель с нетерпением ждет паломников.

«Это был шок»

17 августа под Офис президента приехал мэр Умани Александр Цебрий. Он требовал, чтобы государство сделало невозможным массовый приезд хасидов в город из-за пандемических угроз. Иначе обещал ставить блок-посты на подъездах к городу.

22 августа указал на опасность от массового паломничества и руководитель Центра борьбы с коронавирусом в Израиле Ронни Гамзу. Он «настоятельно призвал» украинского президента «ввести запрет на эти празднования. По его словам, массовые собрания в такие «смутные времена» приведут к заражению как туристов, так и местных жителей. А потом инфицированные коронавирусом паломники вернутся домой и будут разносить болезнь дальше.

25 августа Зеленский собрал представителей иудейских религиозных организаций Украины и попросил их обратиться к еврейской общине с призывом избегать массового скопления людей на Рош га-Шана в этом году.

«А когда Кабмин принял такое решение (о запрете въезда иностранцам — ред.), это был шок для нас, потому что с президентом на встрече речь не шла о запрете въезда», — сказал нам главный раввин Украины Моше Реувен Асман.

Он не осмелился напрямую связать правительственное решение именно с паломниками, но сказал, что «если так решило государство, то мы будем выполнять».

«Позиция нашей святой Торы — берегите, отче, наши души, то есть здоровье. Забота о здоровье и жизни людей — выше всего и отменяет многие заповеди».

Хотя раввин убежден, что в этой ситуации можно было найти компромисс. Например, разрешить въезд небольшому количеству людей, которых обязать сдать тесты на COVID-19 до вылета и по прибытии. А из аэропорта организовано доставить людей к месту паломничества и там максимально ограничить контакт с местными.

Что об этом говорят в Умани?

«Невозможно ограничить контакт. Они уже ходят по местному базару и без масок», — говорят нам прохожие на центральной площади Умани.

«Наши дети сидят на карантине, а хасидов пускать? Позор!» — возмущается мужчина пенсионного возраста.

«Это здесь в центре люди против, а кто работает на Пушкина, тот ждет хасидов. Как это их не пустить? Они уже авансы проплатили за жилье, потратили деньги на билеты, уже поздно», — жалуется молодая семья с ребенком, муж у которой работает сезонно на обслуживании паломников.

Улица Пушкина — именно здесь похоронен один из духовных лидеров хасидов, рабби Нахман, и именно тут селятся и гуляют во время Рош га-Шана паломники. Все вывески и объявления здесь на иврите. И даже Дональд Трамп с огромного баннера приветствует на нем.

В окрестностях Пушкина уже насчитывается сорок небольших отелей для паломников. Большинство из них строят сами хасиды, которые переехали сюда жить и зарабатывать, — сейчас это около семи десятков семей. Как говорит местный предприниматель Хаим Хазин, 90% этих отелей построены без разрешений, потому что местные власти их не дали. Недельное проживание в отеле на Пушкина и окрестностях в период Рош га-Шана обходится от тысячи долларов.

Хаим имеет собственный сувенирный магазинчик, где почти весь товар производится в Украине. Поэтому говорит — от запрета паломничества пострадает не только его семья, но и украинцы. «Эти кипы плетут бабки из окрестных деревень. И за эти деньги они живут. Украинский турист, если сюда заходит, покупает магнитик за 25 гривен, а хасид — кипу за 270 гривен. Есть разница?», — риторически спрашивает Хаим.

Возле магазина собрались местные таксисты. Уже сейчас караулят прибывших паломников, но основная их «жатва» начинается ближе к Дням празднований. «Они не только здесь сидят. А по могилам по всей Украине ездят — Бердичев, Шепетовка, Гадяч, Меджибож. Заказов хватает», — говорит таксист Вячеслав.

«От чего лучше умереть — от голода или от коронавируса?» — вмешивается другой таксист. На вопрос, не вызывает ли страха то, что Израиль — «красная зона», он говорит: «И «Софиевка» — красная! И на фонтанах — красная! Кругом красная зона! Но там почему-то люди могут собираться».

Здесь часто можно услышать возмущение на тему массового туризма на выходных в местный парк «Софиевка». Мол, в очередях за билетами собирается одновременно несколько сотен человек. А в «сухом» фонтане на центральной площади Умани постоянно плещется тьма людей.

«У мэра просто местные выборы. Надо как-то рейтинг поднимать, потому что кто не зарабатывает на Пушкина, тот рисковать действительно не хочет», — добавляет таксист Вячеслав.

«Когда мэр ездил под Офис президента ночевать, чтобы запретили паломников, — это был пиар. Наши люди пошли туда его проведать ночью, принесли еду, но мэра там уже не было, он пошел ночевать в гостиницу», — смеется Хаим Хазин.

Ведь город хорошо зарабатывает на хасидах. В 2019 году бюджет Умани пополнился на 7,5 млн гривен от деятельности предпринимателей, которые вовлечены в обслуживание празднования Рош га-Шана. Правда, треть из этих денег пришлось потратить на уборку Пушкина и окрестностей.

«Город сейчас потеряет, когда будут болеть и умирать уманчане!», — категорически отрезал городской голова Цебрий на вопрос о финансовых потерях для города.

Марьяна Пецух, hromadske

Дивитись повну версію