Старт политического сезона: кто и с чем пришел

Начало осеннего политического сезона Украина встречает с практически тем же составом Кабмина, что и весну (заменены только и.о. двух министров) — хотя объем и сложность задач, стоящих перед властью, изменился кардинально

Ни проведение АТО в Донбассе, ни рваные парламентские каникулы так и не переломили привычку украинских политиков приурочивать начало активных политических действий к сентябрю — на этот временной рубеж ориентированы и сетки вещания ведущих телеканалов, и разворачивание региональных структур конкурирующих политсил. Дополнительным фактором, стимулирующим участников политического процесса ориентироваться именно на начало осени, стали практические неизбежные парламентские выборы. «Х-фактором» — появление новых для Украины социальных групп: участников противостояния на Востоке и вынужденных переселенцев.

«k:» проанализировали стартовые позиции политических «тяжеловесов», их цели и задачи на старте политического сезона.

Петр Порошенко: взять парламент

Главная задача президента — провести досрочные выборы в Верховную Раду и сформировать в новом составе парламента лояльное большинство. Это будет лучшей гарантией того, что в дальнейшем между Верховной Радой, Кабмином и Администрацией Президента не произойдет раскола. Конечно, максимальная цель главы государства — закончить противостояние на востоке страны (как он и обещал во время предвыборной кампании), однако уже сейчас ясно, что АТО неприлично затягивается.

Порошенко планирует конвертировать свой все еще высокий рейтинг в мандаты, и сформировать коалицию на основе проведенных в ВР депутатов, чем-нибудь да обязанных лично президенту. Смешанная система выборов при этом — едва ли не идеальный вариант.

Но пока у команды Порошенко нет окончательной договоренности — с кем из крупных политических игроков она объединит силы. Если это и будет кооперирование с УДАРом, то вряд ли по принципу 50/50 (Порошенко или получит приоритет, или откажется от союза). Плюс — остается возможность договориться о сотрудничестве с Арсением Яценюком и Александром Турчиновым (о чем — ниже).

Кстати, хотя предложение об участии в кампании блоков партий не получило поддержки у действующей ВР, уже озвучен нестандартный, но вполне приемлемый вариант: формирование партии под условным названием Блок Петра Порошенко. Социологи (речь о «закрытых» исследованиях) отдают этой гипотетической силе около 30% голосов избирателей.

Арсений Яценюк и Александр Турчинов: пора бы определиться

То, что Яценюку стало тесно в «Батькивщине», а между Турчиновым и Юлией Тимошенко пробежала черная кошка — давно уже секрет Полишинеля. В настоящий момент на премьера и спикера ВРУ ориентируются не мене 15 членов парламентской фракции Объединенной оппозиции (включая не последних в политикуме Николая Мартыненко, Андрея Иванчука, Андрея Пышного, Геннадия Москаля и Сергея Пашинского) — задел для самостоятельного плавания значительный.

Яценюк, как говорят знающие люди, рассчитывал на первое место в списке от «блока власти», сформированного президентом, УДАРом и условными «героями АТО» — но новеллы в Закон о выборах не прошли. Так что пока премьер пребывает в раздумьях: то ли оперативно провести ребрендинг «Фронта перемен» (взяв в компаньоны Турчинова, Арсена Авакова и Андрея Парубия), то ли примкнуть к упомянутому Блоку Порошенко, то ли вообще отказаться от участия в возможной гонке, заранее получив гарантии пребывания на посту премьера от основных политических игроков.

Правда, каждый день ухудшения социально-экономической ситуации в стране снижает шансы Яценюка на подобный компромисс: соблазн найти ответственных за практически неизбежный осенний коллапс слишком велик. Да и коалиции в ВРУ формально не существует — любая политсила может выступить с критикой правительства.

Кабминет министров: найти или назначить ответственных

Нынешний состав высшего органа исполнительной власти упустил прекрасный момент для обновления — под соусом распада коалиции и то ли отставки, то ли демарша премьера можно было провести назревшие кадровые перестановки. Тем более что, претензии к конкретным управленцам, явно «не вытягивающим» даже роль «камикадзе» были озвучены еще до президентских выборов. Министерства экономики, здравоохранения, аграрного комплекса, молодежи и спорта, социальной политики явно заждались кадрового обновления. Не говоря о том, что масштабное реформирование так и осталось пожеланиями времен Майдана — КМУ может «похвастать» разве что сомнительной «чрезвычайкой» в энергетическом секторе.

Но политические маневры июля в итоге привели к тому, что за действия нынешнего состава КМУ несут ответственность все (Президент, настоявший на том, чтобы Яценюк сохранил пост, и Рада, не давшая голоса за его отставку) и одновременно никто — кроме самого премьера. И если в качестве публичного политика у Яценюка есть пространство для маневра — то в роли премьера ему либо придется найти «виновных», либо признать, что нынешний Кабмин не справился ни с реформированием, ни с удержанием социально-экономической ситуации (оставшийся без горячей воды Киев — лишь первый звоночек, не говоря уже о вопросах вынужденных переселенцев).

Сергей Левочкин: кого хочешь - выбирай

Бывший глава президентской администрации — прекрасный пример раскладывания яиц в разные корзины. Небезразличные к интересам Сергея Левочкина люди есть в УДАРе; «радикальный» проект Олега Ляшко вообще связывают с ним напрямую; информированные источники сообщают о том, что и «Гражданская позиции» Анатолия Гриценко — тоже не то, чтобы совсем чужая Левочкину политсила. И это — не считая проекта под названием Партия развития Украины, публичными фигурами которого стали бывшие «регионалы» Юрий Мирошниченко и Сергей Ларин.

Не исключено, конечно, что влияние «серого кардинала» эпохи Виктора Януковича несколько преувеличено, а его фигура демонизирована недоброжелателями — но в ближайшую осень Левочкин, судя по всему, планирует убить нескольких зайцев — если конечно, досрочные выборы станут реальностью. Во-первых, завести в парламент максимальное количество ориентированных на него лично депутатов под флагами формально не связанных партий (УДАР, «радикалы» и Гриценко — на данный момент имеют все шансы пройти в ВР); во-вторых, самому получить мандат по одному из мажоритарных округов; в-третьих, обкатать ПРУ с прицелом на будущие местные выборы.

Сергей Тигипко: наша песня хороша...

Принимая участие в президентских выборах, Сергей Тигипко одержал пусть не слишком убедительную в арифметическом выражении, но психологически важную победу: показал, что его личный рейтинг выше, чем рейтинг кандидата от осколков Партии регионов.

Задача Тигипко сегодня — сохраниться в политике, поскольку не факт, что его свежевыкрашенная в желтый цвет «Сильная Украина» сможет преодолеть проходной барьер. Очевидно, к Тигипко прибьется несколько бывших «регионалов». Для Сильной Украины важно, чтобы это были сильные «мажоритарщики»: списки — дело неверное, а вот в одномандатных округах уже более-менее понятно, кто сможет победить, ведь сжатые сроки кампании усложнят задачу для «новых лиц». Для самого же Сергея Леонидовича ключевым остается вопрос о том, в какой степени к его проекту проявит благосклонность Игорь Коломойский.

 «Свобода»: нужна помощь друга

В ходе торгов о контурах нового избирательного законодательства «Свобода» отстаивала снижение избирательного барьера до 3% — это и не удивительно: антироссийской риторикой сейчас мало кого из избирателей удивишь, а по части «пиара на костях», как выяснилось, Олег Ляшко оказался эффективней Олега Тягнибока. В итоге «свободовцам», согласно просочившейся из стен АП информации, удалось договориться с президентом о «ненападении» и «разделе» мажоритарных округов — без такого подспорья шансы национал-радикалов на формирование влиятельной фракции в новом составе Рады выглядели бы слишком призрачными.

Перед Тягнибоком стоит и еще ряд непростых задач: восстановить доверие к Ирине Фарион — одному из основных публичных лиц своей политсилы (у «Свободы» — вообще проблемы с популярными политиками всеукраинского уровня) и найти хоть какие-то достижения в работе однопартийцев, делегированных в Кабмин: Александра Сыча, Игоря Швайки и Андрея Мохника. Да и «плевок в лицо» со стороны Игоря Коломойского (скандал с «отправкой на фронт» Сергея Рудыка) тоже требует хоть какого-то ответа…

Удивительно, но при таком положении вещей «свободовцы» все еще умудряются акцентировать внимание на таких, казалось бы, ушедших на седьмой план вещах, как внесение в паспорт графы «национальность».

 «Батькивщина»: каждый раз как последний

Пиар на теме люстрации и самоочищения, а также формальная борьба за проведение выборов по открытым партийным спискам подогрели интерес к некогда наиболее популярной из оппозиционных партий. Правда, пока что соцопросы отдают соратникам Юлии Тимошенко лишь третье место в рейтинге (10–12%) — после «партии Порошенко» (как бы она ни называлась) и партии Ляшко.

Перспективы «Батькивщины», конечно, во многом зависят от решения, которое примет Яценюк (говорят, ради сохранения союза с ним Тимошенко может даже поступиться премьеру первым местом в списке), но и для оппонентов на осень заготовлено несколько неприятных сюрпризов. Порошенко, например, обязательно припомнят неформальный лозунг президентской гонки «Выборы в один тур — это мир».

Парадоксально, но в настоящий момент ситуативными союзниками «Батькивщины» выступают Ляшко, Гриценко и, не исключено, Игорь Еремеев: как оказалось, с ними существует реальная возможность достичь договоренности о «ненападении» на мажоритарных округах — на Банковой, в УДАРе и «Свободе» к таким переговорам особого интереса не проявили.

Олигархи: выжить в новой реальности

Не раз испытанная стратегия «купи партию и не о чем не думай» вряд ли поможет миллиардерам на ближайших выборах. Партия регионов, традиционный «локомотив» крупного бизнеса, пребывает в плачевном состоянии. Потенциал Тигипко далеко не безграничен. Около 40 мажоритарных округов расположены в Крыму и зоне АТО. Президент — «сам себе олигарх», формально не связанный особыми обязательствами ни с кем из участников топ-10 украинских сверхбогачей (через УДАР, конечно, тянется ниточка к Дмитрию Фирташу, но Фирташ — в Вене, и его будущее — в руках Вашингтона). Надвигающийся экономический коллапс вынуждает экономить на политике, да и, положа руку на сердце, перспективы Верховной Рады нового созыва — туманны: никто не сможет прогнозировать, сколько проработает парламент, и что станет причиной возможного досрочного прекращения его полномочий.

Судя по последним данным, олигархи вынужденно выбрали оборонительную стратегию: Ринат Ахметов, Виктор Пинчук и Дмитрий Фирташ будут «дружить против» Игоря Коломойского. Последний — временно на коне и был бы не против капитализировать популярность, полученную на волне АТО, в собственный политический проект — но осторожность, скорее, возьмет верх: Коломойский небезосновательно рассчитывает на успех своих креатур на мажоритарных округах в Днепропетровской, Одесской, и, частично, Запорожской и Харьковской областях.

Ветераны, волонтеры, активисты: осознать свою силу

Вряд ли лидер «Правого сектора» Дмитрий Ярош всерьез рассчитывал на то, что анонсированный им «поход на Киев» увенчается успехом — гораздо важнее тот факт, что угроза вмешательства в и без того нестабильный политический расклад «ветеранов восточного фронта» была впервые публично озвучена.

По официальным данным, в Украине насчитывается 50 тысяч участников АТО — капля в электоральном море, но это тот случай, когда цифры не дают ни малейшего представления об общественно-политическом весе. Последствия конфликта на востоке страны (как говорится, готовьтесь к термину «донбасский синдром») будут сказываться в ближайшее десятилетие, минимум. Пока стороны втянуты в противостояние — будущим ветеранам не до политических проектов «собственного имени», но так будет не всегда. И степень их влияния предсказать невозможно. Это, кстати, и является косвенным ответом на вопрос о том, заинтересованы ли власти в прекращении конфликта до возможных досрочных выборов.

Внутренние мигранты: надежда на неравнодушных

Число внутренних мигрантов, только по официальным данным, превысило 100 тысяч, их число увеличивается с каждым днем, но не менее тревожная тенденция заключается в поляризации отношения к беженцам со стороны жителей «благополучной» части Украины.

Для самих же переселенцев и украинцев, оставшихся в зоне АТО, главная проблема — как пережить зиму. Каждой семье придется ответить себе на вопрос — планируют ли они возвращаться в разрушенный регион, или начинать жизнь на новом месте.

Пока что людям, покинувшим свои дома на востоке, остается надеяться, что власти, наконец, законодательно урегулируют их статус. Как известно, Порошенко ветировал одобренный парламентом закон о переселенцах, а новый — еще в стадии написания. До сих пор нет и отдельного органа государственной власти, который занимался бы этой проблемой, хотя такую структуру и обещают создать в ближайшее время.

Помощь перемещенным гражданам сегодня легла на плечи гуманитарных фондов и неравнодушных граждан. Но, к примеру, вопросы открытого реестра собственности, изменения правил перерегистрации бизнеса, упрощения процедуры для получения пособия по безработице для вынужденных переселенцев невозможно решить волонтерскими руками.

"Комментарии", Рустем Халилов, Александр Иванов

Дивитись повну версію