Три дня в освобожденных городах Донбасса
-
13:50, 28 серпня, 2014
Около тридцати журналистов из Николаева, Харькова и Запорожья в рамках пресс-тура «Донбасс-это Украина» посетили освобожденные от террористов «ДНР» Семеновку, Славянск, Красный Лиман и Краматорск.
Организаторы рассчитывали показать, что Донецкая облгосадминистрация делает максимальные усилия по восстановлению мирной жизни в населенных пунктах, чтоб призвать беженцев возвращаться в города, контролируемые украинскими силовиками.
Не делая выводов о том, насколько у организаторов это получилось, предлагаем отдельно рассмотреть ключевые аспекты жизни в этих городах.
Мнение местных жителей о произошедшем
Сложилось впечатление, что помимо общих бед: вынужденного ухода из домов, а иногда и полного уничтожения всего имущества, переселенцев из зоны проведения АТО и жителей освобожденных городов объединяет чувство обиды. Прежде всего, обиды на Майдан, из-за которого, по их мнению, началась война на Востоке, на Киев, который якобы хочет уничтожить Донбасс.
Возможно, это и обида на самих себя, за участие в сепаратистских референдумах и прочей поддержке «ополченцев», которых сами же сейчас часто называют мародерами. Чувство обиды за свою ошибку.
Поэтому многие люди попросту дистанцируются от своего недавнего прошлого, не признавая ответственности. Теперь главные виновник их страданий – Майдан, Западная Украина и политики в столице.
— Было очень много наемников. Эта борьба не наша, не нас – очень бедных людей. Это олигархов, это власть. Они там даже договариваются, может и Путин с Порошенко, а гибнем мы, бедные люди. Просто обидно, - сказала жительница Пантелеймоновки, что под Горловкой, добавив, что 90% местных жителей поддерживали «ДНР».
Далее она озвучила свое мнение по поводу причины конфликта.
— Мы были поражены этим Майданом. Не хотели. Я с первого дня сказала, что не нужен этот Майдан. Помните, как ОМОН на них кидали, эти каски? Я не знаю, что на месте молодых людей сделала – они стояли, а на них коктейли «Молотова» кидали. Это все было спровоцировано, - сказала она, уточнив, что если бы Виктор Янукович подавил Майдан, то войны бы не было.
Другие переселенцы из зоны АТО, находящиеся в пансионате мирного Святогорска, заверяли, что никто не хотел «ДНР», и конфликта не было бы, если власти Киева «помогли им экономически».
— Мы всегда жили и жили бы в мире, если бы им помогли экономически. Ну хотя бы на них обратили внимание. Когда все закрыто на Западе и все там вращается, а здесь говорят, что работайте и мы когда-нибудь обратим на вас внимание… И там и там погибают дети, погибают ребята. Я не знаю, что будет, когда закончится, где девочки найдут себе семью, - рассказала одна из переселенцев.
Юлия Коваленко, которая получила временное жилье в Святогорске, назвала вопрос, принимала ли она участие в так называемом референдуме, некорректным.
— У каждого разное мнение. Когда я общаюсь с людьми, то им уже все равно, лишь бы был мир. Уже люди, которые пострадали, они хотят мира, уже согласны на все… Никто не думал, что такое произойдет и никогда бы не подумали. Хотели спокойствия. Мирного спокойствия. Я, честно говоря, вне политики, - уточнила она, сказав, что к неким «бандеровцам» у нее ненависти нет.
Уже в Семеновке, на территории разбомбленной психиатрической больницы, технический работник медучреждения практически повторил услышанные ранее мнения.
Он не столько недолюбливает нынешнюю власть, сколько ее боится. Мужчина уверен, что украинские спецслужбы арестовывают всех несогласных и держат их чуть ли не в подвалах.
А вот что мужчина рассказал о вхождении украинских войск в Славянск.
— Увидел, как они входили в город – я с женой ехал, меня в говно собачье мордой ткнули, лежать, покуда они не пройдут. Украинская армия, ничего себе освободители. Освобождали бы, когда они тут были. У людей сейчас сознание – молчи и дыши, слова не говори. А то заметут, - сказал он.
В том же Святогорске беженцы из Горловки, в ожидании гуманитарной помощи, которая поступает, как от государства, так и от волонтеров со всей страны, буквально «взрываются» при слове Майдан.
— Чем мы были неумные? Мы работали, никуда мы не ходили на Майдан. Ни на Майдан, никуда… Кто в этом виноват? Спросите, кто виноват. Майдан виноват. Янукович виноват, потому что войну сделал. Война пошла с Майдана. Если бы они не начали воевать, к власти рваться – было бы все нормально, - эмоционально рассуждали жительницы Горловки.
Уточним, что и к боевикам из «ДНР» у них симпатий также нет – одна женщина вспомнила, что георгиевские ленты первыми одели на себя бывшие уголовники и асоциальные личности, их же, жителей Горловки, никто не спрашивал, хотят они «ДНР» или нет.
Естественно, нельзя утверждать, что 100% населения того же Славянска разделяют страх или ненависть к Майдану и не расстаются с надеждой на какой-то реванш. Немало людей изначально были против отделения от Украины, о чем они рассказали журналистам.
— Нужно было не доводить до войны. Посмотрите, у нас Донбасс, практически, разрушен. Телевизор не включаю, как включу: Снежного нет, Харцызска нет, Шахтерска нет, до Донецка уже добрались… Настолько люди сейчас зомбированы, я разговариваю сейчас с теми, кто уехал, и они находятся в России – они считают, что всех, кто симпатизировал ополченцам, у нас расстреливают на площади. Настолько у них идет такая информационная… Ни референдумы, ничего меня не интересовало. Совершенно не было желания, чтоб образовывалась какая-то «ДНР» вместо Украины, - поделилась жительница Славянска.
Кроме этого обнадеживает патриотическая молодежь Славянска, которая в преддверии Дня Независимости раскрашивала цветами государственного флага Украины столбы перед зданием мэрии.
Молодые люди признались, что большая часть населения города и сейчас негативно относится к их занятию: «часто матерятся, стараемся «морозиться».
Кроме этого они отметили, что дни перед празднованием Дня Независимости для них особенны, ведь «в этом году будет намного лучше, ведь из-за этой ситуации у многих людей поднялся дух».
Шрамы на зданиях и дорогах
Здесь пойдет речь о непосредственных разрушениях инфраструктуры, которые местному населению придется восстанавливать.
Наиболее пострадавшей из посещенных населенных пунктов выглядит Семеновка, которая входит в состав Краматорского городского совета. Местное население ее сравнивает по последствиям со Сталинградом.
Сразу уточним, примерно половина опрошенных затруднялись сказать, огонь с какой стороны нанес повреждения Семеновке. Другая половина - без сомнения, часто ссылаясь на слова знакомых, утверждала, что село разрушила украинская армия. В своей уверенности они были безапелляционны.
Итак, по обочинам некоторых узких улочек частного сектора, которые показали журналистам, до сих пор можно увидеть воронки от разрывов снарядов.
Частные дома представляют собой изрешеченные пулями и осколками заборы, зияющие отверстия в крышах. Практически во всех окнах домов, попавших под обстрел, выбиты стекла и рамы.
Не сразу обращаешь внимание на то, что уцелевшие окна крестом заклеены скотчем – так местные жители уберегали их от взрывной волны.
Много следов от осколков на стенах домов, некоторые полностью уничтожены снарядами, равно как и магазины, автозаправочные станции, рынки, школы, больницы.
Кое-где возле домов можно увидеть расстрелянную легковушку и остатки блиндажей террористов. Люди, которым приходится жить в таких условиях, понемногу начинают приводить в порядок свое хозяйство.
Под обстрел артиллерии попала и психиатрическая больница, которая находится между Семеновкой и Славянском. Несколько снарядов попало в крышу, еще несколько сделали отверстия в стенах.
Даже сейчас там можно найти множество гильз и осколков от снарядов. Журналистов просили не углубляться в близлежащую территорию, опасаясь неразминированных участков.
Уточнение – говорить, что от Семеновки ничего не осталось категорически нельзя, ведь маршрут организаторы сделали показательным для журналистов, выбрав самые поврежденные районы населенного пункта.
Далее Славянск. На асфальтных дорогах, по которым довелось проехать, отчетливые следы тяжелой техники. Долгое время в городе были повреждены линии электропередач, троллейбусные линии, город жил без водоснабжения.
По повреждениям окраины города от центра мало чем отличаются, в целом город разрушенным не выглядит.
Когда едешь по улицам Славянска, то и дело в поле зрения попадают сожжение заправочные станции, магазины, искореженные билборды, многоэтажки с пробитыми стенами и обрушившимися балконами. Не все из перечисленного можно восстановить.
Показали журналистам и разрушенный боевиками мост через реку Казенный Торец, что под Славянском. Еще в июле военные инженеры наладили понтонную переправу через реку вблизи места происшествия.
Меньше повреждений журналисты увидели в Краматорске. Так, на площади возле мэрии можно увидеть несколько воронок и следов от разлета осколков.
Снаряд попал в среднюю школу №24 – уже идут восстановительные работы.
В некоторых многоэтажках зияют отверстия от попадания снарядов, снесенные начисто балконы и выбитые окна.
Отметим, что город также понемногу привыкает к мирной жизни – воронки от снарядов засыпаются, вставляются новые окна, восстанавливаются крыши домов. На улицах родители беззаботно гуляют с маленькими детьми, на дорогах города можно увидеть гражданские машины с флажками Украины.
Еще одной частью реальности, без которой теперь не обходятся жители освобожденных городов, являются блокпосты при въездах в населенные пункты.
Украинские военнослужащие и сотрудники ГАИ проводят тщательный осмотр документов и транспортных средств.
Журналисты стали свидетелями, как легковушка BMW остановилась в 100 метрах от блокпоста и начала разворачиваться – автоинспекторы мгновенно отреагировали. Они, включив проблесковые маячки, догнали иномарку, чтоб выяснить причину резкого маневра.
Украинские военнослужащие на блокпостах рассказали, что, не смотря на освобожденный статус городов, их регулярно обстреливают. Они пояснили, что среди жителей населенных пунктов есть люди, которые «днем ведут себя мирно, а ночью откапывают ружья или автоматы, подходят к блокпосту, делают несколько выстрелов и скрываются».
Трудность их выявления заключается в том, что в период разгула бандитизма «ДНР» милиция не составляла списки активных пособников боевиков.
Что делает власть
Руководство Донецкой области уже подсчитало, что 243 жилых дома Славянска не подлежат восстановлению. Об этом журналистам во время пресс-конференции рассказал глава Донецкой облгосадминистрации Сергей Тарута.
Он сразу озвучил выход из ситуации, который видит власть – планируется создать поселок европейского типа для людей, потерявших жилье. По словам губернатора, новый поселок будет с европейскими стандартами экологии и высокой энергоэффетивностью. Речь идет об использование солнечных батарей и автономной утилизации бытовых отходов.
Для этих целей принято решение создать «Агентство по восстановлению и развитию Донбасса». Донорами проекта планируется сделать международные финансовые институты, благотворительные фонды, а также национальные и иностранные юрлица.
Всего же в Славянске около 1500 зданий получили повреждения различной степени - власти еще не подсчитали сумму ущерба. Помимо этого еще неизвестен механизм его компенсации.
— Идут активные работы по оценке экспертной всех поврежденных зданий. Вырабатывается механизм компенсации, то ли в виде строительных материалов, то ли в виде денежных средств. Я надеюсь, что на следующей неделе уже будет предложен механизм, чтоб пострадавшие жители получили, - пояснил Сергей Тарута.
Кроме этого глава облгосадминистрации пообещал, что в зимний период освобожденные города будут отапливаться, уточнив, что «вопрос в том, насколько будет жарко».
Из-за ситуации в стране и возможных перебоев в поставках газа руководство Донецкой области задумалось над перепрофилированием отопительной сферы Красного Лимана, Святогорска и Славянска, а именно - заменить газ дровами.
Сергей Тарута уверен, что это можно сделать в течение одного года.
Если относительно восстановления инфраструктуры у власти есть приоритетные направления и задачи, то в социальной сфере остаются элементы вынужденного безучастия.
Заместитель главы Донецкой облгосадминистрации Тамара Лукьянчук, рассказывая журналистам о подготовке к новому учебному году, сказала, что в населенных пунктах, которые контролируют боевики, учебный год начнется по решению общественности.
— Там начало учебного года решает общественность, родительские коллективы школ и местное самоуправление. Потому, что школы и детские садики в городах и районах подчинены местной власти. Если родители и городской совет или сельский совет решат, что детей можно вести в школу 1 сентября, они их поведут. Наше дело тогда – проконтролировать, чтоб учебная программа была выполнена, - пояснила Тамара Лукьянчук.
На уточняющий вопрос журналистов, есть ли гарантии того, что террористы не введут свою, антиукраинскую программу обучения, чиновник выразила надежду, что «местному самоуправлению хватит здравого смысла, чтобы все-таки не отрывать школы».
При этом она добавила, что со стороны боевиков из террористической организации «ДНР» были попытки повлиять на среднюю и высшую школу.
Война поставила власти региона еще одну нелегкую задачу – расселение беженцев из зоны проведения Антитеррористической операции. Ситуацию с переселенцами описала секретарь Славяногорского горсовета Татьяна Божко.
По ее словам, на 19 августа Славяногорск принял 6455 беженцев, которые официально зарегистрировались в горсовете, из них 3169 женщин и 1843 детей. Чиновница уточнила, что это вторая волна переселения, во время которой город принял жителей из Донецка, Шахтерска, Горловки, Енакиево, Тореза и Ясиноватой.
Она признается, что реальное количество переселенцев – более 15 тысяч человек. Дело в том, что некоторые семьи, имея определенный финансовый ресурс, самостоятельно находят себе жилье и не нуждаются в гуманитарной помощи.
Только половине из официально зарегистрированных выделили бесплатное жилье. Еще меньше – 969 человек обеспечили бесплатным питанием.
Остальные пользуются пунктами выдачи гуманитарной помощи, куда поступают продукты, как от волонтеров и просто граждан Украины, так и от международных организаций. Для этого желающим необходимо пройти анкетирование на получение помощи.
— Помогает, прежде всего, украинское правительство, помогают области: Запорожье, Сумы, Хмельницкий, Винница, Ровно. Идут параллельно машины от МЧС. Естественно, это отдел ООН по семье и молодежи, они достаточно неплохо помогают, - признается волонтер.
И сразу добавляет, что ощущается острая нехватка продуктов.
— Из того, что приходит в последнее время, очень тяжело приготовить еду. Приходит крупа и мука, но она приходит без масла. Если приходят те же овощи, то они приходят без крупы. Нет синхронности и полного продуктового набора. Люди, которые пришли, ждут 5-6 дней, чтоб получить что-то еще. В этом сложность основная, - прокомментировал он.
Кроме того помощь беженцам оказывает Свято-Успенская Святогорская лавра, которая приняла около 600 человек. Почти половина из них - дети.
Настоятель лавры Арсений рассказал, что помимо этого ежедневно до 3000 человек приходят за продуктовыми пакетами. Им выдают консервы, хлеб, крупы, подсолнечное масло и овощи, которые привозят в лавру волонтеры.
— Мы за всех молимся, а как же не молиться? Для чего мы призваны? Мы за всех молимся и всех поминаем без разбора. Я вам скажу, что в гражданской войне не бывает победителей. Потом все с покаянием будут это время переживать... Я думаю, что сейчас такое время, когда нужна добродетель, - сказал владыка Арсений.
Вместо заключения хочется вспомнить фразу, которую журналистам сказали коллеги из пресс-сслужбы Донецкой ОГА.
— Не нужно нас жалеть. Смотрите, что у нас происходит, а когда вернетесь домой, то цените то, что мы потеряли. Мир и покой, - попросили они.
Давайте ценить.
Дмитрий Булаш, НикВести