Обделенные вниманием волонтеров, но крепкие духом — 19 батальон

Личный состав 19 батальона территориальной обороны преимущественно представлен жителями Николаевской области. После нескольких месяцев учебки на полигоне в Широком Лане, они отправились выполнять боевые задачи в Донецкой области.

И не где-то там, в тылу, а на самой что ни на есть передовой. Уже больше 2 месяцев и, больная тема, без ротации. Все это требует неслабой организационной подготовки, дисциплины и силы духа. Чем занимаются наши бойцы, как устроен их солдатский быт и правда ли все то, о чем порой с истерикой кричат родственники некоторых военнослужащих в Николаеве, читайте далее.

Снаряд от "Града"

Обстрелы противником

Непрекращающиеся обстрелы в любое время суток — значимая составляющая жизни во фронтовой зоне. Да, здесь стреляют. Поливают и из минометов, и из "Градов". Если не стреляют по вам, где-то неподалеку слышно, как стреляют по другим. Но по-другому здесь и быть не может!

Однако лагерь у ребят организован очень грамотно, а опытные в военном деле офицеры проследили, чтобы у всех были в достаточной степени укреплены блиндажи. По словам бойцов, правильно построенный блиндаж сможет спасти даже от прямого попадания «Града». Окапываться они умеют и пользуются возможностями территории с полна.

Развеян миф о том, что 19 батальон — это неумелые парнишки, которых командиры бросили средь чиста поля! Это настоящие суровые солдаты, которые мгновенно реагируют на свист залпа при обстреле и сразу же укрываются в правильно построенных укреплениях.

А если необходимо ответить огнем, то делают это так же четко и без колебаний. При этом они выполняют серьезные задачи, защищая целый ряд населенных пунктов на Донбассе от регулярных попыток прорыва диверсионных групп.

Будут стоять столько, сколько нужно

Тот информационный фон, который существует вокруг 19 батальона территориальной обороны, несколько искаженно передает истинный порядок дел. Перед поездкой в АТО, естественно, анализировал информацию, которая уже была опубликована в сети и выходила в эфирах телевидения.

Помните, как в сентябре матери и жены некоторых солдат перекрывали воинскую часть, срывая выдвижение подразделения в зону АТО? А помните, как несколько десятков солдат через 2 дня после прибытия на место самовольно покинули расположение и вернулись в Николаев, оправдываясь перед телекамерами, что они не дезертиры?

Не считая нескольких эпизодов с ранеными, это были главные события в СМИ, касающиеся жизни батальона. Теперь я понимаю, что это даже не 5% от того, что на самом деле представляет собой жизнь подразделения и его личного состава.

Без сбежавших солдат, большинство из которых были добровольцами (!), без техники и, во многом, без необходимого количества зимнего снаряжения, за 2 месяца они сколотили настоящий организм. И, что главное, без паники! Ведь, невзирая на отсутствие четкой информации о ротации, они отдают себе отчет, что будут стоять столько, сколько нужно.

Замполит 19 батальона Игорь Гадайчук

Ротация нужна!

При этом, нужно понимать и реально оценивать человеческие возможности. Солдаты прибыли сюда 4 сентября и уже больше двух месяцев несут службу.

У них нет четкого понимания и ответа на вопрос: когда вернемся домой и когда их будут встречать так же, как 79-ку и «Святой Николай»?

Каждый второй боец, с которым удалось пообщаться, говорил простые примерно такие слова: «Дайте мне конкретику: какая группа, когда и на сколько дней едет домой. Через сколько возвращается? Пусть это будет 10 дней или две недели, но нужно простое понимание, что нас не забыли. Иначе — живем в неведении».

Вопрос ротации интересует ребят больше всего, и если он не будет решен в ближайшее время, то  мы рискуем получить вместо защитников лишь кипу рапортов на столе у командира.

Слегка обделенные вниманием

Как и у других подразделений Вооруженных сил Украины, основной проблемой является подготовка к зиме и состояние, а также количество, боевой техники.

Многие солдаты до сих пор в летней форме, не хватает ни обуви, ни камуфлированной одежды. Особенно теплой. Есть потребность в термобелье, спальниках, брикетах, буржуйках.

Стыдно признаться, но на весь батальон всего 1 тепловизор. Это никуда не годится! В случае необходимости его приходится возить с позиции на позицию, подвергая тем самым опасности наших ребят. А возить, кстати, на «таблетках» - УАЗиках. Медленных и мало маневренных, что создает дополнительный риск.

А это, я повторюсь, Донецкая область, фронтовая зона! До блокпоста сепаратистов около 1 километра. В этих условиях они умудряются выполнять задачи, страховать друг друга и даже «перерабатывать», заменяя тех, кто их покинул, самовольно вернувшись в Николаев.

Александр Ефремов, волонтер из Снигиревки

Но почитать об этом негде, информации мало и абсолютное большинство журналистского и волонтерского внимания приходится на другое николаевские подразделение — героическую 79-ю отдельную аэромобильную бригаду. В этом ничего плохого нет! Они молодцы и достойны этого. Но нельзя и преступно для нас обделять вниманием земляков из 19 батальона. Ведь кто, если не мы?

Сейчас Николаевскому батальону территориальной обороны помогает волонтер Сергей Веремеенко. Вместе с ним народный депутат Игорь Бриченко с группой волонтеров из Снигиревского района.

Они регулярно доставляют ребятам посылки от близких, а также гуманитарную помощь от Николаевской ОГА, жителей и предпринимателей нашей области. Бойцы признаются, что без помощи волонтеров, солдатский быт сейчас не обустроишь.

Солдатский быт

Как я писал выше, в лагере грамотно организована система блиндажей. «Связюки» (так называют связистов), вообще установили вход под землю прямо внутри палатки. Таким образом, при обстреле они вмиг спускаются в безопасное для жизни укрепление.

Другие позиции, занимаемые николаевскими солдатами, также основательно обжиты. Неподалеку в разрушенном бывшем коровнике бойцы построили печь для обогрева, соорудили там кухню и баню. Вокруг коровника дюжина воронок от «Града». 

Солдаты сами построили печь в бывшем коровнике
Командир 3 роты, позывной "Хома". Выполняет боевые задачи на передовой

Еще более экзотической выглядит солдатская баня на передовом рубеже, созданная внутри разбитого снарядом грузовика.

Как рассказал боец с позывным «Грузин», парятся по 10 человек, температуру поднимают до 100 градусов.

На этой позиции командует боец с позывным «Хома».

Он, вместе с «Лесником», рассказали за что воюют, что думают о своих противниках и почему очень ждут, когда Минобороны наладит процесс ротации.

Солдат с позывным "Лесник" рассказал о противниках и о том, за что воюют николаевцы на передовой

Оксана, доктор

Единственная женщина в батальоне — Оксана, медсестра. Как признался замкомандира, она действительно сохранила жизни десяткам солдат.

Оксана — хирург, была мобилизована и отправилась на передовую. Здесь же нашла себе мужа — теперь сослуживца и очень ждет, когда они смогут расписаться.

Неприятная деталь — иногда собаки попадают на растяжки. Ловкость помогает им избежать серьезных повреждений, но в этот раз овчарка, к сожалению, не обошлась без контузии.

Окрестности Донецка

Первое впечатление — разрушенные поселки и деревни, превратившиеся в стоянку для военной техники. Значительную часть времени, проведенного в зоне АТО, сравнивал города и села Луганской и Донецкой областей.

Как писал когда-то в своей книге Леонид Кучма «Украина — не Россия», также, наверное, можно сказать и про различия в местах вокруг Луганска и Донецка.

Школы в окрестностях Донецка
Еще одна школа и снова без флага

Несмотря на то, что оба областных центра находятся под контролем террористов, вблизи Донецка, если не считать блокпосты, я почти нигде не увидел украинского флага. Если не считать одну школу, то вообще нигде. И это на территории, находящейся под контролем сил АТО.

В 50-километровой зоне вокруг Луганска было достаточно много городов с разукрашенными в украинские цвета мостами и флагами возле учебных заведений, больниц, сельсоветов. Близь Донецка этого не увидишь. Госучреждения и админздания скромно стоят (пока еще?) с табличками где изображен украинский герб, но флага возле них не сыщешь.

Возможно, проблема не в самих населенных пунктах, а в том, что они опустошены. Людей очень мало, а оставшиеся больше походят на отшельников.

Несколько километров от Донецка, город Марьинка, люди готовят пищу на костре во дворе многоэтажек

Больше всего поразило, как несколько людей во дворе многоэтажек готовят пищу на костре… Интересно, хоть кто-то представлял, чем для Донбасса обернется этот проклятый референдум?

Далее фоторепортаж

Сергей Веремеенко и Игорь Бриченко
Виктор Овчар, советник первого вице-губернатора Николая Романчука
Волонтеры из Снигиревки, которые помогают 28 механизированной бригаде и 19 батальону территориальной обороны Николаевской области
Муха вместе с консервами :)

"Гуманитарный конвой" от фонда Ахметова
Направляется в Донецк, контролируемый боевиками
 
Солдатская баня, сделанная на базе разбитого грузовика

Олег Деренюга, НикВести

Читайте также блог о поездке в Луганскую область.

Дивитись повну версію