Кинбурнская коса: на самом краешке

Этим летом Николаевская область принимает множество гостей, которые еще не открыли все ее притягательные туристические места. Сегодняшний рассказ — о Кинбурнской косе, отдых на которой может быть разной степени «дикости», и перед поездкой нужно разобраться, что же все-таки выбрать — обжитую туристами часть с селами или же менее людные заповедные места. Тем более что от этого зависит выбор маршрута, как добраться до Кинбурнской косы.

«Милитари-сити»

Если оправляться на Кинбурнскую косу по морю, то отчаливать нужно из Очакова, и заодно устроим себе маленькую экскурсию — по дороге в порт.

Сегодняшний Очаков не слишком похож на курортный город, так и хочется сказать — «здесь царь Кощей над златом чахнет». Так сложилось исторически, что город с самым целебным климатом (йод-бром-селен-лечебные водоросли), где сам Бог велел строить детские здравницы, ждала судьба «милитари-сити».

В том, что касается флота, Очаков на четыре года старше Одессы. Одесса всегда была коммерческой пристанью, тогда как сосед Очакова Николаев всегда строил военные корабли. И если Николаев был закрытым городом, то Очаков был архизакрытым — здесь всегда командовали военные, а в Первую мировую тут находились огромные арсеналы боеприпасов.

Очакову есть что показать туристам. Сохранилась главная гауптвахта, где сидел арестованный лейтенант Шмидт и где его судили, сохранились здания первых госпиталей, еще суворовских времен, но хозяевам этого наследия из Министерства обороны не до туризма и не до музеев, и дома с историческим табличками потихоньку приходят в упадок.

Если продолжить тему о хозяевах и тех сокровищах, на которых они сидят, но которыми толком не пользуются, то есть в приморском городе одна недооцененная туристическая аттракция: в профсоюзном санатории «Очаков» можно приобщиться к соцреализму. Танцплощадка с гремящей до самого отбоя музыкой, удобства в конце коридора, теплая вода по расписанию и трогательный тазик на шкафу — вы же захотите постирать или помыть ноги? Кто помнит советские санатории или поездил в свое время в пионерлагеря — погрузится в приятные воспоминания.

Зато на балконе прилепилось ласточкино гнездо, в котором живет семейство с голодными птенцами, путь к морю скрашивают смешные инсталляции (да простят нас их создатели), а ласковые волны, целебный воздух и вид на близлежащие острова никаким наследием соцреализма не испортишь. В общем, переночевать в профсоюзной здравнице можно.

А для «неспартанцев» есть и другие места размещения, которые нам подсказали в обладминистрации: оздоровительный комплекс «Жемчужина» с аквапарком, гостиничный комплекс «Форт Гелиос» и база отдыха «Санта», но о номере лучше побеспокоиться заранее.

С пляжа на очаковской набережной видны два знаменитых черноморских острова: Березань, где был казнен опасный мятежник лейтенант Шмидт, и остров Майский, в недалеком прошлом — база морских диверсантов.

«Морские котики» с Майского острова

Это самая закрытая достопримечательность Николаевской области, так и не ставшая пока туристической. Каждый местный житель охотно расскажет вам об элите морского спецназа — подводных пловцах, и в рассказах этих кроме «военных тайн» обязательно будут истории о том, как эти ребята сбегали на своих торпедах в самоволку по дискотекам окрестных курортов. А люди, связанные с туризмом, не перестают надеяться, что фортификационные сооружения конца XVIII — начала XIX века, которые строил гениальный инженер Тотлебен, все-таки будут открыты для осмотра.

К слову, Майский интересен еще и тем, что это рукотворный остров. То ли место для него было выбрано удачно, то ли инженерные решения 200-летней давности, и правда, были чрезвычайно грамотными, но море не разрушило его. Позже люди хотели еще раз поспорить с природой в этих местах: Кинбурнскую стрелку решено было продлить дамбой и оградить лиман от Черного моря, чтобы использовать пресную воду Южного Буга для орошения полей. Всесоюзную комсомольскую стройку смыли волны, и только в Очакове, на отшибе, остался квартал пятиэтажек, построенных для гидроотрядовцев.

Как доехать на Кинбурн

Проселочная дорога круто спускается к морю. Здесь рядом — порт лесной и порт военный. На какой причал ехать, зависит от того, в селах Кинбурнской косы вы намерены отдыхать или на территории природного парка.

Морской путь в села на Кинбурнской косе. От центрального автовокзала города Николаева нужно ехать в Очаков (45 минут, билет стоит 25 грн.), потом от автовокзала — на такси до военного причала (10 минут, 20 грн.), далее катером «Козырка» до Кинбурнской косы (45 минут, 25 грн.). Катер отходит в 7.00 и в 15.00 (выходной день — среда). От причала к селам на косе довезет вездеход «Урал» (30 минут, 25 грн). Можно жить в палатке, в частном секторе или в отеле.

Морской путь на краешек Кинбурнской косы (отдых в природном парке). «Дикари» отправляются на отдых с причала лесников (официально — причал №340), стоимость проезда — 25 грн. в один конец. Путь займет минут 35-40, в зависимости от скорости плавсредства и погодных условий. Это отдых в палатке, на обустроенном участке пляжа.

 

Если из Николаева на маршрутке едет несколько человек, водитель за небольшую доплату привезет всех к нужной пристани. 

Приехавшие на своем автомобиле могут оставить на стоянках у причалов машину.
Заезд любого автотранспорта на стоянку — 5 грн.
Парковка мотоцикла на стоянке — 6 грн./день.

Парковка легкового автомобиля — 10 грн./день (с прицепом — 20 грн./день).

Есть и сухопутный вариант. Из Николаева летом ежедневно на Кинбурнскую косу ходит автобус. Отправление в 16.25 с центрального автовокзала. По дороге можно подсесть в автобус в Херсоне, Цюрупинске, Голой Пристани. Далее по маршруту — Збурьевка и Геройское. В Геройском, пересев на «Урал», по пескам можно ехать на Васильевку и Покровку. Всего от Николаева ехать около 5 часов, билет еще недавно стоил 75 грн., но проезд мог подорожать.

А путь морем скрасят футуристическое здание лоцманской службы, проплывающий мимо остров Майский и зловещие черные бакланы, облюбовавшие створный знак (шкиперы стараются их попусту не беспокоить).

Вот так вот отправиться на весельной лодочке без мотора через всю акваторию, прямо наперерез катеру, рассчитывая только на силу собственных рук, — суровые в Очакове мужчины.

Быт и бытие «дикого» туриста

И вот она, цель нашего путешествия — национальный природный парк «Белобережье Святослава». Тут белый-белый песок и царство птиц, а еще эта узкая полоска суши была местом важных исторических событий.

На стенде отмечены территории, где можно поставить палатку, загорать и купаться, наш участок — №1. Только схему надо мысленно отзеркалить: на самом деле Покровские хутора, Рымбы и Васильевка находятся слева от нас, лиман и место причаливания катеров — у нас за спиной, море — впереди, а окончание косы — справа.

Здесь есть туалеты, раздевалки, зонтики, скамейки, медпункт и пост спасателей. Поесть и подзарядить телефоны от генератора можно в прибрежной кафешке. Плата за то, чтобы поставить палатку, не менялась много лет и составляет 15 грн. Плата с человека — 5 грн. Кассовый аппарат в наличии. Средства идут на поддержание территории в чистоте, мусор вывозится, только его просят сортировать.

Приготовление пищи не слишком напрягает «старожилов», отдыхающих в природном парке не первый год. Дрова и воду можно купить, можно обедать в кафе, где просят 45 грн. за «тазик» рапана, и на вкус это блюдо не сравнить ни с какими крабами. К слову, рапанов, выловленных в морской воде, солить уже не нужно.

А если кто-то хочет отдохнуть от кухни, ему лучше выбирать места поближе к селам — деревенские жители с удовольствием готовят для туристов.

На краешек Кил-Буруни

По-турецки Кинбурнская коса называлась Кил-Буруни, то есть Волосяной мыс. Целые столетия на шпиле косы шли битвы за право контролировать эти территории, и памятный знак, посвященный Суворову, установлен на берегу в честь геройской обороны Кинбурнской крепости. О событиях тех дней с удовольствием расскажет любой сотрудник парка, превращая пляжный отдых в экскурсионный туризм. А может, и в спортивный — здесь затоплено столько кораблей, что дайверам явно есть чем заняться, но ребята находками не хвастались.

Белые ракушки не шуршат — тонко позвякивают под ногами. Еще намного пройти — и за этим выброшенным на берег судном будет самый краешек косы.

Купаться начиная с этого места — запрещается. Очень сильное течение, его не одолеть и профессиональным пловцам.

Кинбурнская коса изменчива: никогда не знаешь, куда она «махнет хвостом» — в сторону Очакова и лимана или в сторону Рыбаковки и открытого моря. Этим летом ей милее Рыбаковка.

Здесь встречаются чуть замутненные песком воды Днепровско-Бугского лимана и прозрачные — Черного моря. Любимое место для фотосессий, а корабль для оживления фона не заставит себя долго ждать.

Труженики моря

К берегу причаливает баркас — руководство парка попросило бригаду рыбаков показать журналистам, как идет промысловый лов. Подныривая под веревки, баркас подходит к сетям. Глядя на эту непривычную картину (сети в полдень не проверяют), активизировались чайки.

Каждый занят своим делом, кто-то удерживает лодку, кто-то развязывает узлы.

— Леша, не стучи, — негромко командует дядя Боря.

Дядя Леша не соглашается:

— Я делаю так, как мы при работе делаем, чтоб они не думали, что это сладкий мед. Цепляется всякая тварь до этого невода — надо все выбивать палками, чтоб не зарастала сеть. Украшать ничего не надо. Надо показывать, как мы по-настоящему работаем.

И они честно тянут вручную тяжелый невод, выворачивают из него тонну медузы с шуточками «Вот если бы она была съедобная!» и «Вот сейчас вся она к вам на пляж поплывет». Но рыбы в сетях нет — рыба заходит ночью.

— Надули вас, ребята! Рыбы нету. Рыба в море. Рыба днем не заходит. Мы тут работали в пять утра — взяли тонну двести.

— А сколько помещается в баркас?

— Четыре тонны с горкой, «с пасочкой». По максимуму тонн 10-20 можно взять, тогда мы будем ходить 4-5 раз.

Еще недавно здесь был рыбколхоз, известный далеко за пределами области, с десятками таких бригад. И вот осталась одна. Баркас обновили, капитальный ремонт сделали, налоги платят, рыбу сдают на приемный пункт, про работу свою говорят — интересная, но тяжелая. Вот как достается серебряная рыбка хамса.

На берегу в кафешке нас ждало угощение, но все затмили соленая хамса и вяленые помидоры по-кинбурнски.

Секретный рецепт от замдиректора национального парка Василия Чауса: «Помидоры обязательно должны быть неполивные. Берем только середину, никакого носика и никакого хвостика. Режем, как лимон, кружочками. На солнце они так не высохнут, сушилка — это идеально для защиты от мошкары, когда продукт имеет свою сладость. До сухого помидоры все равно не высохнут, ну вы почувствуете. Легенько собираете их, просаливаете. Не надо много соли, не надо специй, никакого базилика. Никакого сахара — это принципиально! Чуть-чуть соли, чуть-чуть перца, и маслом проливаете. Такие помидоры хранятся без ничего, без пастеризации, когда вы уловили это состояние, целый год, просто в банках, и немножко досозревают, карамелизируются. Перец черный молотый. Масло хорошее».

Когда лучше ехать на Кинбурнскую косу

Подсказка от Татьяны Чичкалюк, одного из руководителей Совета по развитию туризма и рекреации Николаевской областной администрации: «Конец мая на побережье — это сказка: цены еще не разогреты, море теплое, созревает черешня! Но у людей стереотип: надо ехать после 10 июля. А на самом деле июнь всегда сказочный, нет дикой жары, зато в начале июля проходит холодный фронт и неделю-полторы идут дожди, поднимается ветер и море везде холодное. Кто понимает, тот едет в мае — начале июня отдыхать, а потом еще второй раз приезжает — в августе».

Гелена Завадская, Expert-tur

Дивитись повну версію