Борьба за Украину через искусство. «Код нации» от Вадима Юрлова

Известный коллекционер Вадим Юрлов создал художественную экспозицию «Код нации», которую хочет показать всей Украине. Главная цель – поддержать возрождение украинского самосознания и культуры, вдохновить жителей Украины, утвердить уверенность в победе и сохранении своего государства.

В сентябре в Николаеве состоялась интересная выставка живописи "Код нации". Ее организатором и куратором является известный коллекционер, историк, патриот Украины, меценат - Вадим Юрлов. Экспозиция состоит из живописных картин Сумского художника Александра Чередниченко, старинных открыток художника XIX века Василия Гулака и открыток "Шевченковские типы и украинские пейзажи".

Экспозицию, родившуюся в Николаеве, планируется дополнить, модернизировать и сделать выставочный тур по городам Украины. Главным мотивом создания экспозиции для Вадима Юрлова стало желание поддержать возрождение национальной культуры, показать ее богатство, а также подчеркнуть, что южная Украина наполнена патриотическими гражданами, которые знают, что украинский народ имеет тысячелетнюю историю, а не является неполноценным населением неизвестного происхождения, как утверждают сегодня кремлевские идеологи и их адепты.

О формулах и коде украинской нации говорим с Вадимом Юрловым:

– Вадим Анатольевич, как родилась идея создать выставку под названием "Код нации"?

–  Идея выставки такого плана была давно. На это меня вдохновили последние работы, которые поступили ко мне от Сумского художника Александра Чередниченко. Мне захотелось соединить вместе тематику казачества и живописной природы Украины, уютных украинских хат и образов старушек. И тогда на уровне подсознания, наверное, появилась именно такое название. Во время открытия выставки ко мне подходили люди и спрашивали, что такое "код нации", просили показать и рассказать о моем видении национального кода. Я хочу подчеркнуть, что данная выставка - это лично моя интерпретация, мое восприятие украинской национальности. Экспозиция готовилась четыре месяца. При входе в зал посетителей встречал уникальный портрет Тараса Григорьевича Шевченка в исполнении Александра Чередиченка. Кроме живописи в экспозиции –  юмористические открытки в стиле наив конца XIX века художника Василия Гулака и старинные открытки "Шевченковские типы и украинские пейзажи".

"Более семидесяти миллионов населения СССР в 1928 году считали себя этническими украинцами"

–  Сегодня украинская национальная тема одна из самых актуальных в нашем обществе, но что именно побудило Вас к национальной тематике?

– Когда в России сегодня говорят о том, что не существует такой нации как украинцы, не существует такой страны и такого языка, я бы сказал таким людям в глаза, что украинский язык на восемьдесят процентов происходит от санскрита. И что касается национальностей, то я могу сказать, что национальность "украинец" есть, а вот национальности "русский" – нет. Потому что, если брать дореволюционный период (до 1917 года), то у многих людей вообще не было паспортов, и в документе, удостоверявшем личность, писали: "русский татарин", "русский удмурт", "русский чех", "русский монгол", то есть так обозначали людей по их национальному признаку, которые жили оседло на территории современной Российской империи. "Русский" - это было обозначение принадлежности к империи. Однажды я увидел серию открыток начала ХХ века, где были изображены маленькие дети по национальным признакам. Несколько открыток меня неприятно поразили: на одной был изображен напыщенный ребенок в пренебрежительный позе с надписью "Великоросс", а на другой, с надписью "Малорос", был изображен ребенок с затравленным взглядом, в позе и во взгляде которой была полная покорность. Это то, чего добивалась Российская империя всегда – полной покорности и страха.

Я хотел бы отметить один известный исторический факт, когда в конце 1929 года, более пяти дней чиновники Сталина боялись положить ему на стол результаты всесоюзной переписи населения. Потому что по его результатам, из ста сорока миллионного населения тогдашней советской империи, более семидесяти миллионов считали себя этническими украинцами. Это послужило одной из первопричин того голодомора, который вскоре советский режим организовал в Украине. Потому что старший брат может быть только русский и он должен преобладать по численности. И именно эту концепцию нам вбивали в голову постоянно, во всем.

В отношении старшего брата, могу сказать следующее. Когда всемирно известный историк и патриот Российской империи граф Алексей Уваров, сын президента российской академии наук Сергея Уварова, в конце 19 века, в результате обработки ним более семи тысяч курганов на территории Украины, предоставил академии наук доклад, ее немедленно засекретили. Оказалось, что по антропологическим признакам, люди, которые жили на территории Владимиро-Суздальской Руси и на территории пра-Украины, –  совершенно разные люди. И не могло быть братства две тысячи лет назад. Ну не поедет житель –  условно говоря какого-то села –  за полторы тысячи километров торговать рыбой. Он ее просто не довезет. Не было в этом смысла, когда можно было по Днепру в низовье или верховье вести торговые отношения. Не было смысла в торговых путях. Не было братства между нашими народами две тысячи лет назад.

"За сепаратистские настроения выгонял человека со словами" чтобы я тебя больше не видел!» И мы прощались навсегда"

–  Последние два года очень изменили нас. Они раскрыли внутреннюю сущность многих людей. Мы стали много говорить о предательстве по отношению к Украине. Вероятно, что среди окружения ваших знакомых были люди, которые оказались такими предателями. Как Вы лично это пережили?

–  Скажу честно, у меня были моменты, когда ко мне приходили друзья и мы за чашкой кофе или рюмкой коньяка обсуждали события в Украине. Так вот бывало и такое, что я выгонял человека со словами "чтобы я тебя больше не видел!" и мы прощались навсегда. С одной стороны мы вроде бы должны уважать убеждения друг друга, например, религиозные убеждения, но жить в этой стране и ненавидеть ее, желать, чтобы сюда пришел агрессор, –  для меня это непонятное явление. Я не понимал таких людей и не понимаю. И я не уважаю их за это и говорю им это открыто в глаза, потому что они –  рабы, в них раболепие перед Россией.

– Какая в этом причина?

–  А как бы на всякий случай. Знаете, с позиции "А вдруг придет "русской мир ", а я был толерантным к нему, а я не высказывался". Вот я сейчас вспоминаю один эпизод, который случился два года назад, когда я предложил одному известному человеку повесить у него живописные портреты Ивана Мазепы, Степана Бандеры. На что он ответил мне: "ты что! Кому это надо !? У нас же дружба с Россией!". И этот человек сейчас у власти. Я скажу больше – есть люди, которые сейчас находятся у власти, но прославляют Путина за рюмкой водки. Таким людям я в лицо говорю, что их нужно отправить на свалку истории.

–  Как изменилось Ваше общение с коллегами в связи с полярностью взглядов на российскую политику по отношению к Украине?

–  У меня очень много знакомых коллекционеров в России. Если разделить по национальному признаку, то процентов шестьдесят это будут евреи. Так вот первым делом, во время встречи за чаем, они начинают говорить, что украинцы воруют их газ, лес и так далее. Однако, когда я приезжаю в Санкт-Петербург , то отмечаю, что там более интеллигентные люди, там нет такого центристского мракобесия, как в Москве. Москва сегодня стала центром русифицированной ненависти ко всему не российскому. Ведь до какого цинизма, до такой своеобразной Макиавеливской ненависти и иезуитской хитрости нужно дойти чтобы нищий бурятский народ делать донецкими шахтерами, так называемыми донецкими ополченцами и посылать на смерть в Украину. Они же там гибнут сотнями, их там же и закапывают, в Донецкой области. Но об этом россияне не говорят. И настанет день, когда те же буряты восстанут против путинского режима. Это будет обязательно, когда они увидят, что всех молодых положили на смерть в Донбассе во славу русского мира, которого не существует даже в России, потому что если сегодня взять этнический признак, то русских будет максимум семь - восемь миллионов. И Россия станет жертвой своей ненависти, своего принципа "отобрать-поделить-пропить". Ведь мало кто знает, что сегодня Россия спивается в общей своей массе.

"Формула украинцев: свобода и воля"

– Вадим Анатолиевич, кто же такие украинцы? Как по Вашему мнению можно вывести формулу украинской нации, чем она характерна?

–  Это прежде всего сила духа. Миролюбие, способность к самопожертвованию, способность сделать невозможное, возродить все лучшее в себе и в людях. Украинцы интересные, красивые. Знаете, даже трудно подобрать слова, чтобы передать ту сердечную красоту и духовность, которую хочется выразить по отношению к украинскому этносу. Украинская самобытность сегодня возрождается из небытия как Феникс. И наш код –  это высокий уровень культуры. Наш код – и в наших рушниках, и в нашем искусстве, и в восприятии мира. Быть украинцем сегодня стало модно, модно носить вышиванку, модно петь украинские песни. Настоящему украинцу не безразлично, где он живет и как он живет. Вот, например, я не могу равнодушно смотреть на голодного –  я ему помогу, мне не безразлично, когда где-то разрушается церковь, – я дам денег, помогу. Сниму последнюю рубашку, но помогу. Вот это мой код нации, мой личный.

– В чем выражается сила духа украинцев?

–  Вы помните, как во время Майдана беркутовцы раздели казака Гаврилюка и он стоял обнаженный? Не голый, нет! Обнаженный! Так вот Вы видели его силу духа? Вот это настоящий украинец, это патриот Украины! Вот в таких как он, сила духа. И он не стеснялся своей наготы. В нем я увидел обнаженную Украину. И в нем я увидел символ возрождения. Вот в таких как он  – сила, основа и непобедимость нашей нации. Нас можно убить, но никогда нельзя поставить на колени. Вот в этом смысл нашей жизни: свобода и воля. Вот этим мы отличаемся от жителей России.

– Как Вы планируете продолжать жизнь экспозиции "Код нации»?

–  Я хотел бы показать ее во Львове, в Киеве, мне бы хотелось, чтобы она поездила городам Украины. Надеюсь, что мне удастся об этом договориться с руководствами этих городов. Сегодня я делаю все, что в моих силах, чтобы украинская государственность восторжествовала над тем мракобесием "русского мира", который нам пытаются навязать любой ценой. Я делаю эти выставки, которые регенерируют украинскую государственность, прежде всего в нас самих, в нашем сознании. Я горжусь нашим национальным самосознанием. Я горжусь тем, что я здесь живу, и мне очень хочется увидеть торжество и победу украинского народа над этим безумием русского мира, чтобы все это сгинуло, ушло в небытие.

Беседовала Наталия Журмий. Издательство «Шамрай»

Дивитись повну версію