Что такое е-декларирование и чем грозит срыв запуска
-
10:47, 19 серпня, 2016
15 августа Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК) должно было официально запустить систему электронного декларирования для почти 50 тысяч высокопоставленных чиновников по всей стране.
12 августа, поздно вечером, Государственная служба специальной связи и защиты информации (ГСССЗИ или Госспецсвязь) сообщила об отказе в сертификации комплекса сбора и обработки электронных деклараций, чем фактически сорвала его запуск.
После прений между представителями НАПК и Госспецсвязи, которые прошли на этих выходных, НАПК все же объявило о том, что запуск состоится несмотря на отсутствие аттестата защиты информации, который является необходимым в соответствии с законодательством.
Такое решение также не порадовала общественность — в «Transparency International Украина» уже заявили, что такое решение НАПК фактически является разрешением на сокрытие реальных доходов. С таким же заявлением выступили и эксперты «Реанимационного пакета реформ».
Пока сложно прогнозировать во что выльются дальнейшие события, но одно ясно точно: срыв запуска е-декларирования будет иметь ряд неприятных и серьезных последствий для Украины, как имиджевых, так и финансовых.
Что за декларирование?
Все (формально, почти все) граждане Украины, получающие доходы, должны раз в год заполнять и представлять в налоговый орган декларацию об имущественном состоянии и доходах.
Если объяснять простыми словами, то для президента, министров, депутатов всех уровней, государственных служащих, сотрудников силовых ведомств и всех тех, кто задействован во власти и получает зарплату за счет налогов граждан, декларирование является не просто обязательным — они должны заполнять налоговые декларации и выкладывать их на обозрение общественности.
В теории такой механизм должен обеспечивать прозрачность, выявлять коррупционеров, которые, условно, при невысокой официальной заработной плате, владеют дорогими машинами и жильем.
На практике, подобная система не работала — не было криминальной ответственности. И поэтому не редки были случаи, когда чиновники не указывали в декларации все свои доходы, декларировали машины и квартиры, цена которых во много раз превышает официально указанный уровень доходов или декларировали имущество на своих родственников. Зачастую из-за отсутствия криминальной ответственности, разоблачения журналистов ни к чему не приводили.
Ситуацию изменила Революция Достоинства, когда появился общественный запрос, политическая воля, направляемая давлением Запада (в частности, от него зависит, получит ли Украина безвизовый режим и очередной транш от МВФ).
И что поменялось?
16 февраля этого года Верховная Рада приняла закон об электронном декларировании («О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно особенностей представления должностными лицами деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера в 2016 году»).
В законе была предусмотрена норма о введении уголовной ответственности за неправдивую информацию в таких декларациях только лишь с 2017 года.
Это вызвало недовольство у европейских партнеров, ведь документ входил в пакет законов, принятие которых необходимо для введения Европейским Союзом безвизового режима для украинцев.
12 марта президент Петр Порошенко ветировал закон и представил свои предложения. 15 марта народные депутаты приняли закон с предложениями президента.
В частности, президентские правки предусматривают, что представление субъектом декларирования заведомо недостоверных сведений в декларации лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, предусмотренной законом «О предупреждении коррупции», или умышленная неподача декларации наказывается штрафом от 2500 до 3 000 необлагаемых минимумов доходов граждан, или общественными работами на срок от 150 до 240 часов, или лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Также законом устанавливается, что ответственность за представление субъектом декларирования заведомо недостоверных сведений в декларации об имуществе или другом объекте декларирования наступает в случае, если такие сведения отличаются от достоверных на сумму свыше 250 размеров минимальной заработной платы.
Согласно этому законодательному акту чиновники обязаны декларировать имущество в течение 60 дней после вступления закона в силу. Однако, согласно предложению президента, разрешает в течение семи дней после представления декларации подавать исправленную декларацию.
В случае привлечения субъекта декларирования к ответственности за непредставление, несвоевременное представление декларации или в случае выявления в ней недостоверных сведений, субъект декларирования обязан представить соответствующую декларацию с достоверными сведениями.
Закон вступил в силу 18 марта этого года.
И все стали честно декларировать доходы?
Нет. Наравне с принятием закона об электронном декларировании, должен был быть создан новый орган — Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК). НАПК должна собирать и обрабатывать электронные декларации.
Одним из ключевых инструментов должны стать открытые реестры деклараций (и уголовная ответственность за их незаполнение или сокрытие данных). Логика в том, что каждый будет иметь возможность проверить доходы знакомого чиновника.
«И общественный ресурс, по крайней мере, по замыслу, должен стать основным оружием НАПК и системы декларирования. Потому что иначе просто невозможно проверить соответствие состояния нескольких сотен тысяч госслужащих и приравненных к ним лиц, которые по закону должны заполнять декларации (да, это реальное, а не преувеличенное число)», — объясняет Европейская правда.
Как и в случае с законом про электронное декларирование, тут все тоже шло не очень гладко. В какой-то момент создание НАПК было под угрозой срыва.
НАПК, НАБУ, САП – не много ли?
Нет. Работа этих трех органов нигде не пересекается. Задача НАПК – создать такую систему, которая бы помогала Национальному агентству по борьбе с коррупцией «находить героев» его расследований даже в случае, если преступление (например, взятка) не зафиксировано.
Задача НАБУ — вести следственные действия. Задача Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) — доказывать в суде, что «герой расследования» — коррупционер и должен сесть в тюрьму.
Что же случилось сейчас?
В пятницу Государственная служба специальной связи и защиты информации, или Госспецсвязь заявила о неготовности аппаратно-программного комплекса сбора и хранения электронных деклараций и отказался его аттестовать.
Представители Госспецсвязи назвали несколько причин, по которым не смогут выдать аттестат. В частности, по мнению представителей Госспецсвязи, система е-деклараций готова на 60%, ее принять невозможно, разработчик не проводил независимое тестирование системы и не предоставил необходимых документов, ГССЗЗИ нашла массу проблем в комплексной системе защиты комплекса.
При этом, все названные Госспецсвязью сложности опровергли как представители НАПК, так и представители общественных организаций, и журналисты.
В итоге, председатель НАПК Наталья Корчак заявила, что 15 августа в 00 часов 00 минут в Украине официально заработала система электронного декларирования.
И что не так?
Старший аналитик «Transparency International Украина» Александр Калитенко, считает, что решение НАПК о запуске системы электронных деклараций без сертификации Госспецсвязи фактически является разрешением на сокрытие реальных доходов.
«Если Корчак запустит систему без аттестата соответствия — это будет означать, что никто не будет привлечен к ответственности, и никто не сядет на 2 года в тюрьму, подав декларацию в эту систему», — сказал Калитенко.
По его словам, надо запустить систему исключительно после сертификации, так как законодательство обязывает госслужащих подавать декларацию только один раз.
«Первыми информацию внесут те, кто хотел бы скрыть состояние и, собственно, повторную подачу, когда будет аттестат соответствия, мы не сможем требовать от них, потому что они уже выполнили требования законодательства: один раз подали декларацию в такую систему», — отметил правозащитник.
Как это позволит чиновникам избежать уголовного наказания, доступно описал исполнительный директор Transparency International Ярослав Юрчишин.
А чем это еще грозит?
Потерей 3 миллиардов долларов от МВФ, 1.2 миллиарда евро макрофинпомощи от Евросоюза, а также значительного финансирования от Всемирного банка и других международных институтов.
Самое главное — запуск декларирования 15 августа — последнее обязательство Киева для получения безвизового режима.