Квартира в придачу
-
12:33, 25 листопада, 2016
Пока в Николаеве одни состоят по 40 лет в квартирной очереди без надежды обрести собственное жилье, другие получают его на льготных условиях, даже в нем не нуждаясь. Почему так происходит и кому с легкостью удается обзавестись жильем за счет бюджетных средств, выясняли корреспонденты Николаевского центра журналистских расследований.
Очередь без конца
В списке жителей города, которые нуждаются в собственном жилье, по состоянию на ноябрь 2016 года состояло 6 тыс.131 человек. Больше трети из них – люди, которых можно назвать остро нуждающимися: 2 тыс. 203 человека имеют первоочередное право на получение жилья, 411 – на внеочередное.
Все давно привыкли тому, что принадлежность к льготному списку вовсе не гарантирует быстрого или вообще какого-либо решения проблемы с жилплощадью. Показательным примером является история 29-летней Аллы Храмовой, уже пять лет ожидающей жилья. Молодая мама четырех детей 9-ти, 8-ми, 4-х и 3-х лет вынуждена тратить почти все свои скромные доходы на оплату съемной квартиры без особых удобств за 3 тыс. грн. А владельцы жилья уже предупредили ее, что вскоре беспокойному семейству нужно съехать в другое место, и еще неизвестно, смогут ли все дети остаться с мамой.
– С каждым разом все труднее хозяева соглашаются брать меня на квартиру с детьми, – говорит Алла. – Меня предупредили, что весной нужно освободить помещение. Было время, когда нам просто негде было жить. А пока мы искали квартиру, пришлось отправить Карину с Викой в приют.
Не один год Алла обивает пороги кабинетов, разнося всевозможные заявления и справки. Каждый раз женщина уходит ни с чем. В горсовете поясняют: в городе таких, как у нее, еще 328 семей.
Нет своего угла и у героя-оперативника, майора полиции Игоря Макарука, который 9 ноября нынешнего года, рискуя собственной жизнью, при задержании преступников возле рынка «Колос» сумел предотвратить взрыв боевой гранаты.
Вместе с женой Игорь воспитывает двоих детей. В органах внутренних дел Макарук работает с 2001 года, однако до сих пор служебного жилья ему не предложили, хотя, судя по декларации, своего угла, а также сверхдоходов для его приобретения у семьи полицейского нет.
Жилье для «особо нуждающихся»
За последние 6 лет, с 2011 года, жители Николаева получили 202 квартиры. Из них 107 квартир выделили очередникам по месту жительства, 80 квартир были куплены для пострадавших от взрыва газа по ул. Лазурной в 2014 году, и ещё 15 квартир – по решениям суда.
67 квартир были розданы как служебные, 25 из которых быстро перешли в частную собственность. Наиболее занимательной оказалась статистика по распределению казенного жилья среди «сильных мира сего» – милиционеров, прокуроров, работников СБУ и судей.
Больше всего ведомственного жилья получили сотрудники УМВД в Николаевской области. За неполные 6 лет правоохранителям выделили 22 служебных квартиры, 18 из которых уже успешно исключили из числа служебных.
http://nikcenter.org/data/2016/appartments/
Представить только: в решении квартирного вопроса высокопоставленные служащие руководствуются законом еще советской Украины – Жилищного кодекса, принятого в 1983 году! Есть в этом определенное лукавство наших законодателей – депутатов, не придумавших до сего дня ничего нового, соответствующего времени и сложившейся в стране ситуации с жильем. Так, ведомственные квартиры сотрудники, хочется верить, наиболее отличившиеся в работе, могут получать не один раз и в различных населенных пунктах, где они окажутся по долгу службы. После 10 лет ударного труда на одном месте, они могут его закреплять за собой. Вот потому-то с формальностями служащие не медлят и без препятствий становятся собственниками того, что еще недавно принадлежало родной организации и государству. Четко просматривается закономерность: в списке получивших жилье нет рядовых милиционеров – квартиры получали лишь высокопоставленные стражи порядка, чаще всего начальники отделов и их заместители и, как правило, … вскоре после повышения по службе.
В 2012 году, будучи замначальником УМВД Украины в Николаевской области – руководителем криминальной милиции, служебную квартиру жилой площадью 18,8 кв. м по ул. Янтарная, 67 получил подполковник Олег Черноморец. Став начальником Вознесенского горотдела в 2013 году Черноморец на следующий день расслужебил жилье и спустя год был уволен с должности в рамках люстрации.
В 2012 году, будучи начальником Корабельного райотдела милиции Николаева, служебную квартиру в 26,1 кв. м по пр. Богоявленскому (Октябрьскому), 325/6 получил полковник Олег Шевчук. Спустя полгода он был назначен начальником Николаевского городского управления милиции, после чего вывел квартиру из числа служебных.
Напомним, Шевчук вынужден был написать рапорт об увольнении после того, как в ночь с 22 на 23 ноября 2013 года отдал распоряжение штурмовать участников мирной акции протеста на площади Ленина в Николаеве.
В октябре 2013 года квартирой в 60 кв. м в самом центре Николаева, на ул. Адмиральской, 18, обзавелся капитан полиции Павел Черноусов. В конце 2015 года правоохранитель приватизировал ведомственное жилье. Отметим, до недавнего времени Черноусов занимал должность старшего оперуполномоченного управления по защите экономики в Николаевской области, однако по итогам аттестации в июне 2016 года был уволен из полиции.
Имущества много не бывает
«Под прицел» журналистов попал и бывший заместитель начальника Главного управления Национальной полиции в Николаевской области Валерий Коба, в мае 2016 года уволенный по итогам аттестации за служебное несоответствие.
В конце 2013 года Валерий Коба стал исполняющим обязанности начальника городского управления милиции и уже в 2014-м получил 3-комнатную служебную квартиру площадью 65 кв. м в 10-тиэтажке по пр. Богоявленскому (Октябрьскому), 27а.
Кстати, стоимость трехкомнатной квартиры в этом районе составляет около 30 тыс. долларов.
Как свидетельствуют данные деклараций Кобы за 2014 и 2015 годы, семья полковника в жилье вовсе не нуждается. Вместе с женой, детьми и тёщей Коба проживает в трехэтажном доме площадью 213 кв. м, который оформлен на мать жены – Ольгу Шалухину.
К тому же, в собственности его семьи есть трехкомнатная и двухкомнатная квартиры площадью 62,9 и 41,7 кв. м, офис (44,5 кв. м), нежилое помещение (93,3 кв. м), земельный участок (2 тыс. кв. м) и автомобиль Nissan Altima.
Кстати, еще один такой же участочек Коба приобрел во Врадиевском районе, где он в свое время возглавлял районное отделение милиции.
Журналисты наведались в николаевскую служебную квартиру милиционера по пр. Богоявленскому, однако дверь никто не открыл. Соседка рассказала, что нового владельца квартиры она видела всего пару раз 9-10 месяцев назад.
В трехэтажном доме семьи Кобы журналистов не слишком приветливо встретила теща полковника и наотрез отказалась говорить об имуществе своего зятя.
В комментарии журналистам Валерий Коба не захотел давать пояснения, зачем получал служебное жильё, сославшись на то, что уже не работает в правоохранительных органах.
– Я сейчас не являюсь публичным лицом, – сказал он. – В свое время, когда служил, я был открыт, а сейчас я – частное лицо, поэтому у меня нет никакого желания обсуждать общие вопросы, в том числе, мою личную жизнь.
А где же хозяева?
К счастью, еще не все служебное жилье в нашем городе перешло в частные руки доблестных служащих. Журналисты поинтересовались, кто же проживает в нем?
В июне 2015 года, спустя несколько месяцев после назначения первым заместителем начальника следственного управления УМВД Украины в Николаевской области полковник Станислав Дикий получил 2-х комнатную квартиру площадью 28 кв. м в доме по пр. Героев Украины (пр. Героев Сталинграда), 77а.
Подобная квартира в этом районе на рынке недвижимости оценивается ныне в полмиллиона гривен.
На момент получения ведомственного жилья в Николаеве у Дикого уже была квартира площадью 78 кв. м и рыночной стоимостью около 50 тыс. долларов в Харькове, в новостройке по ул. Новоалександровской, 54а. А помимо этого, полковник имел в распоряжении три машины – Москвич 1990 г. в., Volkswagen Bora 2005 г. в. и Toyota Venza 2013 г. в. стоимостью более полумиллиона грн.
Как выяснили журналисты, бывшие служебные апартаменты Дикого в Николаеве, по всей видимости, пустуют.
– Если честно, я никого не видела, чтобы там жили, – призналась соседка из 2-й квартиры. – Ремонт там никто не делает, окна там вообще ужасные. И через стенку мне не слышно ничего, свет в их квартире не горит.
Далее корреспонденты приехали на ул. Короткую, 24б, где в октябре 2014 года служебную квартиру в 5-ти этажке выдали Роману Дончику, работавшему водителем в Научно-исследовательском экспертно-криминалистическом центре при УМВД Украины в Николаевской области. Судя по словам соседки, в квартире уже несколько лет никто не появляется. Выходит, в полученной жилплощади Дончик особо не нуждается.
Фактически не используется и служебное жилье в 9-ти этажке по ул. Колодезной, 13а. Здесь в ноябре 2015 года 3-х комнатную квартиру жилой площадью 46,9 кв. м получил полковник Владислав Кривенда. Причем, начальнику областного управления госслужбы по борьбе с экономическими преступлениями бесплатного жилья долго ждать не пришлось. Полковник простоял в квартирной очереди всего месяц!
Судя по задекларированному в 2014 году имуществу: 2,5 млн. грн. наличных, 1500 кв. м. земли, Toyota Camry 2013 г. в. и Volkswagen Cross Touran 2007 г. в. – Кривенда совсем не бедствует и мог бы сам обеспечить себя апартаментами. Тем более, фотографии из соцсетей свидетельствуют о том, что финансовое положение позволяет семье полковника отдыхать в Турции, Риге.
Отметим, что в апреле текущего года Кривенда был уволен из полиции, не пройдя переаттестацию, однако квартира до сих пор числится за ним.
В комментарии журналисту Владислав Кривенда заявил, что как человек, проработавший в милиции 21 год, имел полное право получить служебное жилье. Вместе с тем, он признался, что он и его родные не живут в полученной квартире, так как там нет ремонта.
– Как я могу там жить? – возмутился полковник.
Интересно, кто же должен делать там ремонт, если сам Кривенда не скрывает планов по поводу возможной приватизации и последующей продаже полученного жилья. К слову, трехкомнатные квартиры по ул. Колодезной в Николаеве на рынке недвижимости оцениваются примерно в один миллион гривен.
В ходе расследования выяснилось, что в 2010 году служебное жилье также выдавалось тогдашнему начальнику отдела по борьбе с торговлей людьми Николаевского областного управления милиции, подполковнику Игорю Блошко. Сейчас он известен как активист, который самоотверженно борется за правду в правоохранительной системе.
Из органов Блошко ушел пару лет назад, однако служебная двухкомнатная квартира в новостройке по Херсонскому шоссе, 28 до сих пор числится за ним. Вот только в ней он, по словам соседей, ни дня не жил. Вместо него ведомственным жильем пользуется неизвестный мужчина, представившийся «знакомым» Игоря Блошко. Он признался журналистам, что хозяина здесь нет. Причем, как сообщила председатель ОСМД Марина Ржевская, за коммунальные услуги экс-милиционер не платит, и за квартирой числится 22 тыс. грн. долга.
В телефонном разговоре с журналистами Игорь Блошко признался, что он в служебной квартире не живет, однако утверждает, что жилье ему нужно и отдавать его не собирается.
Прокуроры и силовики – получите!
Не остались обделенными «теплым углом» и сотрудники прокуратуры, которым за пять лет выдали 18 квартир. Причем, десять из них уже расслужеблены.
В частности, в октябре 2013 года 2-х комнатная квартира по ул. Артема, 32б, недалеко от места работы, была предоставлена прокурору Корабельного района Игорю Домущею. А в декабре того же года решением исполкома Николаевского горсовета квартира уже была исключена из числа служебных.
Примечательно, что в год получения бесплатного жилья Домущей «прикупил» себе новенький кроссовер Ford Kuga, а в 2014 году его жена и дочь стали полноправными владелицами квартиры площадью 104,7 кв. м. В 2015 году «служебка» была продана, о чем журналистам рассказал сам Домущей.
В 2013 году жильем обеспечили начальника отдела защиты прав и свобод детей прокуратуры Николаевской области Ольгу Колос. Неизвестно как в 2013 году, но сегодня, судя по декларации, прокурор и сама может позволить себе небольшую квартирку, поскольку задекларировала наличными 20 тыс. долларов.
В ноябре 2015 года двухкомнатную квартиру по ул. Б. Морской, 34 выдали Марине Радионовой, переведенной на должность прокурора Центрального района Николаева из Луганской области. Согласно декларации Радионовой, в июле 2016 года прежде служебная и переоформленная квартира перешла в частную собственность дочери прокурора – Маргариты.
Немало квартир за последние шесть лет было предоставлено сотрудникам УСБУ в Николаевской области. Причем, 13 из 15 служебных квартир находятся в новостройке в жилом комплексе «Северная Звезда» на ул. Архитектора Старова, 2/6. К слову, стоимость двухкомнатной квартиры в этом доме составляет более 50 тыс. долларов.
Как и следовало ожидать, счастливыми обладателями новеньких двухкомнатных квартир оказались руководящие работники: заместитель начальника финансового отдела УСБУ Денис Сорокин, начальник Южноукраинского отдела УСБУ в Николаевской области Александр Филоненко, нынешний начальник следственного отдела УСБУ в Николаевской области Андрей Василенко и другие.
Не обделили судей
Без жилья не остались также николаевские судьи, получившие за последние шесть лет четыре квартиры. Среди них – скандальный экс-глава Ленинского районного суда Николай Олефир. Известно, что в 2012 году судья был на грани увольнения с должности за нарушением присяги, однако это не помешало ему получить двухкомнатную квартиру жилплощадью 28 кв. м по ул. Космонавтов, 79.
Судя по декларации, Олефир является довольно состоятельным человеком: в 2014 году он показал 258 тыс. грн. доходов, то есть, получал зарплаты примерно по 21,5 тыс. грн. в месяц. Да и в самой служебной квартире Олефир, похоже, не особо нуждался: поспешил её «расслужебить», а затем продать.
Не менее интересным оказалось выделение служебного жилья судье Центрального районного суда Ольге Гуденко. Её семья, имея месячный доход около 30 тыс. грн. бесплатно получила двухкомнатную квартиру площадью 51,3 кв. м по ул. Океановской (Артема), 38а. Причем, в декларации Гуденко и без того числятся две другие квартиры: площадью 31 и 47,6 кв. м, а также автомобиль DAEWOO LANOS 2007 г. в.
Её коллега из Корабельного районного суда судья Елена Кутурланова получила служебное жилье в 2016 году. Однокомнатная квартира жилплощадью 19,7 кв. м кв. м по ул. Январева, 28 досталась судье по ходатайству управления Государственной судебной администрации Украины в Николаевской области. Однако, судя по декларации, семья Кутурлановой вполне может обеспечить себя жильём. Общие доходы Елены Кутурлановой и её сына Константина за 2015 год составили более 370 тыс. грн. Катается судья на элитном авто Ford Kuga 2011 г. в., а её сын в прошлом году обзавелся автомобилем Skoda Octavia 2011 г. в.
http://nikcenter.org/data/2016/appartments2/
Таким образом, городская власть почему-то никак не интересуется распределением и дальнейшей судьбой служебных квартир, что приводит к разбазариванию коммунальной собственности. Начальник отдела учета и распределения жилья Николаевского горсовета Юлия Вихрова убеждена в том, что исполком, передав ведомству квартиры в качестве служебных, освобождается от обязанности контролировать дальнейшее их распределение и использование.
А первый вице-мэр Николаева Валентин Гайдаржи оправдывается нехваткой сотрудников в отделе квартирного учета.
– У нас нет в штате людей, которые бы на основании полученного ордера приходили, звонили бы в квартиру и спрашивали, а вы живете здесь или нет? Если возникает проблема, мы квартиру проверяем, – заявил вице-мэр.
Махинации с коммунальным и, в частности, со служебным жильем позволяет проводить устаревший Жилищный кодекс, который давно пора изменить, считает директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александра Сергиенко.
– Всё это можно урегулировать, но, в первую очередь, убрать лазейки, благодаря которым отдельные категории служащих могут получать по две-три квартиры, как мы сейчас видим в декларациях, - отмечает эксперт. – Я не вижу препятствий для наведения порядка в этой сфере. Необходимо в актах четко прописать порядок предоставления жилья, условия, согласно которым служащие могут приватизировать полученные служебные квартиры. К примеру, пусть и прокурор, и учитель получат право приватизировать жилье, только проработав на основном месте 20 лет. Если служащий прожил в служебном жилье лет 5 и переезжает в другой город, квартира должна остаться за ведомством. Но в этом должно быть заинтересовано само ведомство.
Вряд ли городские чиновники, да и нардепы, не понимают всю несправедливость существующего порядка распределения коммунального и служебного жилья. Самые обездоленные не могут даже рассчитывать на государственную помощь в этом вопросе, а те, кто и так не обделен имуществом, прибирают к рукам государственные квадратные метры, чтобы обогатиться на них еще больше. Но, как видим, власти предержащих именно это и устраивает.
Татьяна Медведева, Алена Нефедова, Центр журналистских расследований