В Греции всё есть, и даже николаевские раскольники…
- Татьяна Фабрикова, Рідне Прибужжя
-
•
-
10:18, 04 серпня, 2018
В Николаеве не утихают страсти между прихожанами и бывшим священником храма св. Александра Невского УПЦ КП отцом Тарасом (Глубиш), который в ноябре прошлого года перешел под юрисдикцию другой церкви – «Истинно-православных христиан Греции», при этом храмовое помещение он решил сохранить за собой.
Судя по ситуации, несмотря на то, что в Украине церковь отделена от государства, в эту борьбу втянуты и государственные структуры, куда обе стороны обращались за содействием. Затяжной церковный конфликт зашел в тупик, поэтому прихожане Киевского патриархата пришли в редакцию «РП» с просьбой поднять эту церковную проблему на суд общественности.
Немного истории
Этот храм является памятником архитектуры в русско-византийском стиле и расположен почти в центре города – в районе городской больницы на Володарского, вблизи воинской части. Его история тянется еще с 19-го века. Церковь тогда открыли при морском госпитале за счет военного ведомства. Здесь отпевали, провожая в последний путь тысячи воинов-героев Крымской, Турецкой и Первой мировой войны. За годы войны 1941-1945 годов здание церкви было разрушено. Сначала там были военные склады, а потом храм был отдан, так сказать, на откуп силам природы. Разрушено было все, что можно было разобрать вручную: металлические решетки, окна, двери, ворота, балки, кровля. Сохранились только стены.
Восстановление храма началось после провозглашения независимости Украины. В 1992 году решением облисполкома здание госпитальной церкви было передано автокефальной православной общине, а чуть позже прихожанам Украинской православной церкви Киевского патриархата. Они-то и начали отстраивать заброшенный храм.
— Этот храм был обнесен забором, за который жители близлежащих домов сбрасывали мусор. И мусора было уже столько, что еле просматривались полуразрушенные стены старинного здания, – рассказывает председатель церковного совета храма Надежда Архипенко, показывая акт передачи этого здания представителями воинской части в городскую собственность. – Скажу честно, в то время по всей Украине только зарождались церкви Киевского патриархата, и за этот храм нам пришлось побороться. Тогда нам помог бывший губернатор Анатолий Кинах, который способствовал и в оформлении документов, и советом, и транспортом. Мы ему благодарны.
— Кто бы мог тогда подумать, что сегодня нам снова придется отвоевывать этот храм, – возмущается Надежда Ивановна. – Пока идет за него спор, из церкви исчезло много икон, куда-то увезли дорогостоящий колокол и другое имущество, приобретенное на спонсорские деньги. Об этом мы сообщили в правоохранительные органы, но от них, к сожалению, должной реакции не последовало. Обращались мы и к властям вплоть до Президента Украины, однако пока также безрезультатно. Ответ один, мол, церковь отделена от государства, поэтому разбирайтесь самостоятельно.
«Озарение» отца Тараса в Греции
Как рассказали пришедшие в редакцию прихожане храма, шло время, менялись священники, но церковная община оставалась прежняя, по крупицам, медленно отстраивая эту церковь. Отец Тарас был назначен настоятелем сюда уже в 2002 году, родом он из Тернопольской области. До него здесь было несколько священников.
— И вот, спустя 15 лет, когда он несколько раз посетил Грецию, где, по его словам, ему открылось «озарение», решил перейти в греческую церковь, но не сам, а вместе с нашим храмом, – рассказывает прихожанин Алексей Розумий. – Осенью прошлого года в Греции на Афоне его перекрестили, как он утверждает, полным троекратным погружением в воду. То же самое он предложил сделать и каждому из нас. Его поддержали лишь несколько человек, но только те, кто считается его окружением. А те прихожане, которые отказались второй раз креститься, теперь не допускаются к Святому Причащению. И таких людей большинство. Дошло до того, что их даже в храм не пускают на службу. На дверях стоит некий Александр, крупного телосложения, смотрит, кто заходит в церковь, и регулирует движение – кого впускать, а кому, так сказать, от ворот поворот.
По словам Надежды Ивановны Архипенко уже в марте этого года за самовольные действия митрополит Николаевский и Богоявленский Владимир своим указом лишил отца Тараса священного сана и отстранил его от обязанностей настоятеля храма. Несмотря на официальное «увольнение с должности», храмовую печать отец Тарас не отдает и по-прежнему проводит богослужение в храме, но уже под юрисдикцией Греческой православной церкви. В молитвах он прославляет владыку из Греции – архиепископа Каллиника. А когда активисты церковной общины просили его добровольно покинуть храм и не вводить людей в заблуждение, он заявляет о попытках рейдерского захвата храма.
— Он также говорит, что Киевский патриархат не имеет законного права на этот храм. Заметьте, новая греческая церковная община ни в Николаеве, ни в Украине не зарегистрирована. Что касается документов на право пользования храмом, то они у нас имеются. Еще в 1995 году решением горсовета нашей общине был выдан государственный акт на право постоянного пользования землей, оформлен и технический паспорт на церковное здание. Учитывая, что храм достраивался длительное время, он пока не введен в эксплуатацию. Чтобы это оформить, мы пригласили работников БТИ для обмера помещения, однако бывший наш священник отец Тарас не пустил их на территорию храма, – рассказывает Надежда Ивановна, при этом демонстрируя оригиналы документов.
«Я намерен идти до конца…»
Встреча журналиста «РП» с Тарасом Глубишем проходила на территории храма св. Александра Невского. Предварительно созвонившись, в оговоренное время, мы подъехали к церковным воротам, на которых висел увесистый амбарный замок. Нельзя было не заметить свежий сварочный шов на приваренном уголке возле замка. Как позже пояснил Тарас Николаевич, это сделано для того, чтобы повторно не срезали замок. По его словам, на прошлой неделе сюда приходили «активисты с Садовой» (там находится епархия Киевского патриархата – прим. редакции) и, срезав болгаркой замок, пытались проникнуть на территорию храма, чтобы захватить его, но у них ничего не вышло.
Изменить юрисдикцию церкви на вывеске здесь решили оригинально: строчку со словами «Киевского патриархата» просто закрасили тоновой краской.
Сразу же за воротами на высоких металлических стойках возвышается вывеска, на которой, судя по предоставленным фотографиям активистов, совсем недавно было написано, что это «Храм св. Александра Невского Украинской православной церкви Киевского патриархата».
Изменить юрисдикцию церкви на вывеске здесь решили оригинально: не мудрствуя лукаво, строчку со словами «Киевского патриархата» просто закрасили тоновой краской. Осталась четкая надпись, что этот храм принадлежит Украинской православной церкви. Без указания патриархата.
— Да, мы сменили подчиненность, теперь мы не относимся к Киевскому патриархату, – рассказывает отец Тарас – После моего посещения Греции, где меня перекрестили и перерукоположили, наша громада, в состав которой входят также несколько перекрещенных прихожан, провела собрание и решила создать религиозную организацию под названием «Церковь истинных православных христиан Греции». Однако наши уставные документы органы власти не регистрируют, возвращают их по надуманным причинам.
— Нам пришлось дважды подавать документы – 14 февраля и 19 марта. До сих пор нет конкретного ответа, – уточняет собеседник.
Единственный выход из создавшейся ситуации Тарас Глубиш видит только через суд.
— Законодательство Украины допускает такую перерегистрацию – смену подчинения, смену переименования, у нас все в правовом поле и я намерен идти до конца, – акцентирует он.
Сыну помогает мама. Из Италии
В разговоре с газетчиком Тарас Николаевич был вежлив и толерантен. Наше общение проходило в небольшом церковном помещении, где по выходным дням он правит службу. Икон действительно, как для церкви, маловато, на здании отсутствовал и колокол – основной атрибут любого православного храма.
— Это вполне объяснимо, – пояснил мой собеседник, – ведь все здесь приобреталось за спонсорские средства благодетелей, и сегодня они, наблюдая за намерениями рейдерского захвата храма со стороны Киевского патриархата, решили временно забрать свои подарки, пока не закончится противостояние.
Он считает, что прихожане Киевского патриархата не имеют юридических прав на этот храм, не имеют документов. По его словам, когда в 1991 году состоялась передача культовых сооружений религиозным общинам, храм св. Александра Невского отошел Украинской автокефальной церкви.
— Храм реставрировался людьми, которые жертвовали на храм не потому, что это церковь Киевского патриархата, а потому что они знали меня лично, хотели помочь восстановить храм и как культовое сооружение, и как памятник архитектуры, – акцентировал Тарас Глубиш.
Надо полагать, эти же благодетели помогли отцу Тарасу неплохо обустроить и его семейный быт: перед храмовыми воротами стоял шикарный автомобиль «КИА Саренто», приобретенный, по его словам, за 20 тысяч долларов США. К тому же проживает Тарас Николаевич с семьей в центре города в благоустроенной квартире. В семье он единственный кормилец: жена не работает, одного из сыновей обучают за границей. Согласитесь, на все это нужны деньги, и немалые. Обычный церковный приход вряд ли потянет такие расходы на своего священнослужителя. Хотя сам Тарас Николаевич, отвечая на вопрос журналиста, за счет каких средств его семья живет, утверждает, что основную финансовую помощь ему оказывает мама, которая уже много лет проживает и работает в Италии.
Полководец без войска?
— Да, действительно, меня уволили, – говорит Тарас Глубиш, при этом демонстрируя увесистую книгу об апостольских правилах, которую он обрел в Киеве, в патриархате Филарета, – однако ни одно из этих правил мною не нарушено. Я считаю эту книгу духовной Конституцией для православия. Эти правила необходимо соблюдать каждому христианину для спасения души.
Что касается моего увольнения, то все началось с обряда крещения. Когда я впервые поехал в Грецию на святую гору Афон, где монахи сделали мне замечание по поводу неправильного крещения детей, и что за это я несу большой грех. Вот с тех пор я начал изучать этот вопрос глубже: посетил другие монастыри, перечитал апостольские правила и понял, что мы действительно неправильно крестим детей. Мы их крестим обливанием водой, а нужно полное троекратное погружение в воду. Хотя крещение обливанием допускается, однако только для смертельно больных людей, которые не могут встать на ноги. А у нас выходит, что мы здоровых людей крестим как смертельно больных. Это неправильно, поэтому я стал крестить детей, как положено и перекрещивать прихожан. Об этом я пытался рассказать нашему руководству – владыке Владимиру, однако меня никто не хотел слушать.
— К сожалению, процедура крещения поставлена в наших церквах на конвейер, как бизнес, – акцентирует Тарас Николаевич. – Поставят десять человек, соберут с них по 400 гривен, покропят их святой водой и до свиданья. Чаще всего эти люди в церковь потом не ходят.
Со слов Тараса Николаевича, в Греции его перекрестили, как полагается, полным трехразовым погружением в воду. Там же он принял новое рукоположение от греческого митрополита Калленика.
— Есть еще один священник в Центральной Украине, который также служит греческой церкви, но по некоторым причинам я вам не могу его назвать, – признался собеседник.
Откровения «святого отца»
Далее «святой отец» подробно рассказал о тех вещах, о которых рядовой человек не знает и даже не подозревает, когда приходит в церковь. По его словам, прослуживши в Киевском патриархате почти 20 лет, он многое увидел и понял для себя. Несмотря на то, что церковь отделена от государства, тем не менее, духовники также как и госслужащие в нашей стране заражены признаками коррупции. Ведь как объяснить, что назначение священников на приходы стоит денег, и не малых. Так, со слов Тараса Глубиша, за свое назначение настоятелем храма св. Александра Невского в свое время он заплатил одну тысячу долларов США.
— Давал пятьсот, не прошло, пришлось добавить, – откровенничал собеседник, прекрасно осознавая, что говорит под диктофон и газетчику. – Чтобы получить повышение сана на одну ступень, кроме срока службы, еще и заплати 100 долларов. Иначе никак. Как в милиции. Хочешь работать в команде, принимай условия. Сегодня я понимаю, что совершал грех, но тогда я об этом не задумывался серьезно. К сожалению, такая у нас в стране выстроена система.
— Я знаком со многими владыками и от них знаю, чтобы заполучить эту должность – нужно выложить 50 тысяч евро, – утверждает священнослужитель. – Даже если ты гомосексуалист, или у тебя есть любовница или жена, для формальности можно и развестись…
— Вы были в храме на Садовой, обратили внимание, сколько там установлено камер наблюдения внутри помещения? – задается вопросом отец Тарас: – А для чего? Я там работал и знаю для чего: руководство сидит в своем кабинете и смотрит, что делается в залах, кто как себя ведет. Так он контролирует не только действия прихожан, но и своих священнослужителей. Считаю, что этого делать категорически нельзя, ведь это не супермаркет и человек приходит сюда не для того, чтобы что-то украсть.
— Некоторое время я служил в храме на Садовой, – продолжил собеседник, – и лично видел, как священники поступают с записочками о сорокоустах, особенно в великие праздничные дни, когда заказывают очень много: их не читают все, берут выборочно, а остальные складируют, чтобы потом сжечь. А ведь пришедший в церковь человек уверен, что их читают 40 дней, поэтому и платит за каждое имя немалые деньги.
Слушая откровения священнослужителя, невольно задаешься вопросом: почему он это рассказывает, ведь работал в команде Киевского патриархата почти 20 лет, принимая все эти вещи должным образом. И молчал. Выходит, смелость появилась, когда он откололся от этой церкви. Или врет?
«Храм – не принадлежит священнику…»
— Священнослужитель нарушил законы и каноны церкви, за что был лишен сана, – рассказывает секретарь Николаевской епархии Киевского патриархата протоиерей Роман (Дидора). – Причиной конфликта вокруг храма святого благоверного Александра Невского было то, что отец Тарас после своих последних визитов на Афон поменял практику поведения и начал перекрещивать крещеных людей посредством полного погружения в воду. Крещение через погружение – это православная форма крещения, и крестить посредством погружения ему никто не запрещал. Но другое дело – перекрещивание. Кроме Афона и Синайской метрополии, такую практику, связанную с постановлением Собора 1775 года во времена Патриарха Кирилла V, когда было принято перекрещивать латинян, больше ни одна церковь не признает. Даже в самой Греции такая практика не является общепринятой. Сам священник, лично, без благословения архиерея, такого делать не может. Соответственно, епархия отреагировала, и в феврале были проведены епархиальные сборы, на которые отец Тарас не явился, поэтому было принято решение вынести ему строгое последнее предупреждение, которое я лично ему передал в руки. Но диалога с ним не получилось, и в начале марта владыка лишил его священства и снял с настоятелей храма.
Сразу же после увольнения отца Тараса был назначен новый настоятель храма отец Владимир (Сеньковский) – капеллан Нацгвардии, которого Глубиш не впускает – двери храма закрыты, ворота закрыты. Однако никакого штурма храма не было, как об этом в Фейсбуке писал отец Тарас, это была просто провокация.
Из создавшейся ситуации, считают в епархии, выход может быть один:
— Храм был передан не лично священнику и не может быть его собственностью, потому что храм принадлежит даже не епархии, а церкви. Отец Тарас сказал, что он в Греции перекрестился, перевенчался и перерукоположился, что является грубым нарушением канонов. Он сейчас себя ассоциирует с церковью истинно православных христиан Греции (Синод Хризостома), это непризнанная церковь – они отсоединились от Элладской церкви в 1924 году. Ко всему, эта организация ни в Николаеве, ни в Украине не зарегистрирована, поэтому он представляет несуществующую организацию, а представлять Киевский патриархат он уже не может. Он нарушает закон и каноны церкви, – сказал протоиерей Роман (Дидора), позже добавивший, что храм святого благоверного Александра Невского является памятником архитектуры нашего города, который должен принадлежать Украине, а не быть в распоряжении церкви другого государства.
«Держи вора!», – кричит сам вор…
По словам областного благочинного Николаевской епархии Андрея Стадовича, Тарас Глубиш, будучи отлученным от церкви, пытается преступным путем осуществить рейдерский захват храма. При этом он везде заявляет о том, что якобы прихожане от Киевского патриархата – рейдеры.
— Мы обращались в полицию с просьбой дать правовую оценку действиям отстраненного священника, поскольку у него нет юридического права пользоваться помещением и территорией храма. Обращались в СБУ, в горсовет, к губернатору. Все ответы сводятся к тому, что в Украине церковь отделена от государства, мол, разбирайтесь сами. Но так нельзя. Ведь Тарас Глубиш у всех на виду совершает правонарушение, оценку которому должны дать исключительно правоохранители. Однако они почему-то этого не замечают.
Мы неоднократно обращались к Тарасу Николаевичу и просили его одуматься и передать храм церковной громаде и новоназначенному священнику. Но он не идет на разговор, закрыл церковь на замок и занимается интригами.
Юридическую оценку действиям бывшего священника прокомментировал общественник-юрист Александр Чхайло:
— Что касается ситуации вокруг храма св. Александра Невского, то в юридическом аспекте только религиозная община УПЦ КП имеет законные основания на пользование культовым сооружением. Нигде в Священном Писании и Предании мы не найдем призывов захватывать храмы, мотивируя это миссией Христа. А если в этом и заключается политика священника Тараса Глубиша, то нужно сделать предупреждение, что эта структура перестает быть Христовой. Его действия уже сегодня можно квалифицировать как не только противоправные, но и преступные. Согласитесь, захват храма, препятствование действиям органов государственной власти – это не только административное правонарушение, но и уголовное преступление.
Послесловие
Чем закончится создавшаяся ситуация, покажет время. Но по большому счету, здесь не нужно иметь семь пядей во лбу и изобретать велосипед: разрешительных документов, которые на сегодня есть у прихожан Киевского патриархата, вполне достаточно для того, чтобы их церковная община молилась в этом храме. А то, что их бывший священник решил поклоняться и в своих молитвах прославлять греческого духовного повелителя, ему это законом не запрещено. Однако, как записано в украинском законодательстве, при этом не должны ущемляться интересы других людей.
«РП» продолжает следить за дальнейшим ходом событий вокруг храма Александра Невского и будет информировать своих читателей. Поэтому пока ставим многоточие…
Татьяна Фабрикова, Рідне Прибужжя