• вівторок

    5 листопада, 2024

  • 0.6°
    Ясне небо

    Миколаїв

  • 5 листопада , 2024 листопада

  • Миколаїв • 0.6° Ясне небо

Елена Кабашная

Елена Кабашная

Правозащитница, руководитель общественной организации «Дана» и глава николаевской приемной Украинского Хельсинского союза

Docudays UA-2016. Миссия культурной дипломатии в Милане

В начале 2016 Docudays UA начал европейский тур под названием See Ukraine («Побачити Україну»). Проект по культурной дипломатии уже посетил Париж, Афины и теперь вернулся из Милана, где фестиваль проходил с 12 до 30 июля. 

Как воспринимали украинское документальное кино и фотографию в Милане, рассказала  координатор итальянской части  проекта Ярына Груша:

Начнем с того, что Италия - страна, где регион Венето признал Крым российским, и  в региональный консилиума Ломбардии уже подано похожее заявление. Русский язык здесь слышно на самых бутиковых улицах (хотя последние два года уже реже), а местные предприниматели только и делают, что жалуются на убытки, полученные через экономические санкции.  

Впрочем украинская диаспора в Италии насчитывает почти миллион человек, и для проведения проекта See Ukraine («Побачити Україну»).  ) нам удалось получить замечательную локацию, которую курирует мэрия города Милан - Дом памяти жертвам нацизма и терроризма.  

Перед стартом проекта многие предупреждал о возможных провокациях со стороны пророссийских сил, поэтому для безопасности посетителей открытия выставки и показы патрулировала местная полиция в штатском. К счастью, все прошло без внешнего вмешательства нежелательных гостей. 

Уже традиционно для See Ukraine фестиваль начался с открытия фотовыставки  «Чуєш, брате?»  Александра Гляделова. Сорок черно-белых фотографий с Майдана и зоны боевых действий на Востоке Украины рассказали посетителям о том, что лишь спорадически вспоминают итальянские СМИ - революцию и войну в Украине. 

Но будем искренними: редкость появления этой темы в итальянских СМИ вовсе не вмешательство «руки Москвы». Дело в том, что в отличие от стран с колониальной историей - Франции и Великобритании - местная журналистика вообще не слишком много внимания уделяет новостям из-за рубежа. Италия довольно традиционная и консервативная страна, которая обычно проводила и проводит внешнюю политику дипломатии. 

На следующий день мы пригласили всех на дискуссию «Куди прямуєш, Україно? Два роки після Євромайдану».   При участии украинских и итальянских интеллектуалов мы пытались расставить акценты, которые обычно теряются в непрерывном потоке информации. 

Показательно, что послушать спикеров пришли два молодых итальянцы, в августе планируют ехать в Украину, чтобы начать работу над фильмом   «Українська молодь. Що таке бути двадцятирічним українцем».   Как выяснилось впоследствии, Украина интересуется немало итальянских режиссеров.  

В частности, на показ фильма «Евромайдан. Черновой монтаж» пришел еще один участник съемочной группы, которая уже получила финансирование для съемок фильма «От Ленина до Леннона» - об актуальном переименования топонимов и собственно о вся тяжесть украинского-советского прошлого. Интересно, что дискуссия после фильма «Евромайдан. Черновой монтаж» (в ней приняли участие итальянские журналисты, которые работали на Майдане и на Донбассе - Барбора Грудень и Вальтер Падовани, а с украинской стороны - продюсера Юлия Сердюкова и Дарья Аверченко) оказалась самой оживленной среди всех обсуждений. Греха скрыть, информация об Украине в Италии до сих пор транслируется преимущественно в политическом контексте.

Другие кинопоказы, которые лишь эпизодически фокусировались на политических событиях, благодаря итальянским и украинским спикерам, привлекали зрителей к разговорам на совершенно новые для местной аудитории темы. Например, в фильмах   «Українські шерифи»    Романа Бондарчука и «Жива ватра» Остапа Костюка была возможность увидеть задокументирован украинский юг и запад с проблемами вымирания профессии овцеводства и организации мирного порядка в селе. Аудитория сравнивала уход овцеводства на Западе Украины с ситуацией в итальянских Альпах, где произошло уменьшение мануфактурного продовольствия сыров.

Во время европейского тура фестиваля, как правило, в завершение, мы предлагаем посмотреть классику кинематографа, а именно черно-белый немой фильм «Одиннадцатый» (1928) Дзиги Вертова, в котором говорится о 1920-е годы, период строительства социализма в Украинской ССР. Специально для этой ленты украинский композитор Антон Байбаков создал оригинальный саундтрек, который вживую исполняла пианистка София Турта. С одной стороны, фильм говорит универсальным языком индустриализации, о которой когда-то говорило много европейских поколений, с другой - позволяет увидеть реалии страны почти столетней давности глазами одного из самых документалистов. Не секрет, что «Одиннадцатый» - мастерски выполненная агитка, но именно музыка позволяет разглядеть в ней те эмоциональные акценты, которые так часто отказывается замечать наше рацио.

Александр Гляделов, фотограф: 

«Первое - удивительная соответствие основной темы и места, где выставка проходила; лаконичный стенд с маленькими мозаично наклеенными фотографиями погибших бойцов итальянского Сопротивления и выставка о современной борьбу Украины за свободу и против агрессии тоталитарного соседа, размещенная в этом же пространстве Дома Памяти. 

Все это символично и прямо показывает неразрывность истории и нашего места в ней. Второе частично связано с первым - это реакция на фотографии представителей организаций, расположенных в Доме Памяти. С одной стороны, важна их искренность, с которой они приняли выставку, а с другой, то, что как для них, так и для других миланцев, которые пришли на открытие, откровение стала тяжелая война, в которой борется Украины и каких усилий стоил Майдан . Я слышал практически от каждого, кто делился со мной впечатлениями, что первая ассоциация с увиденным - это Вторая Мировая Война ». 

Дарья Аверченко, PR-директор Docudays UA и продюсер фильма «Украинские шерифы»:

«Я очень счастлива, что наша команда взялась за проект See Ukraine («Побачити Україну»). Мы не могли сидеть сложа руки, когда на всю мощность работала и продолжает работать лживая пропагандистская машина Кремля.

Я  представляла кинопоказы  «Украинских шерифов» и «Евромайдана» и говорила о фильмах с итальянцами и украинцами в Милане. Это не были гала-концерты по количеству зрителей. Полный зал на 50 мест был для нас большая радость.  

На показ «Шериф» пришел двухметровый итальянец, закачал рукава и показал татуировку «УПА» и надпись «Героям слава!» Мы с Ириной сделали круглые глаза. «Это наш Макс! - представила великана Валентина из Львова, организатор местного Майдана в поддержку Киевского. - Макс сочувствовал Украине с самого начала. С декабря 2013 году он стоял, укутавшись в флаг с утра до вечера, даже когда никого больше не было. Он выходил на единичный митинг у центрального железнодорожного вокзала, чтобы все, кто приезды, спрашивали себя, что это за флаг? Почему он здесь стоит?». 

У Макса не оказалось украинских корней, жены и даже близких друзей в Украине. Просто однажды он прочитал об отважных украинцах на Майдане и понял, что  сделает все для нашей поддержки. Это знакомство меня глубоко поразило. Это был ответ на мой вопрос: все зря? Недаром! И дальше будет!» 

Остап Костюк, режиссер: 

«Это была исключительная возможность открыть для себя такой замечательный город и познакомить его жителей с нашей работой. Особенно приятно, что организованную дискуссию после просмотра фильма модерировала Мария Грация Бартолина. Хотелось бы выразить ей благодарность от всей творческой команды «Живої Ватри» за глубокий анализ фильма. Также, приятно, что на просмотре были и украинцы, и итальянцы, потому проблемы, о которых мы говорим, универсальные и касаются не только одного народа. Понимание общих трудностей может объединить нас вокруг их решения».