300 миллионов, которые мы потеряли
-
12:11, 29 грудня, 2016
На сайте Николаевского городского совета 16 декабря был опубликован отчет об использовании средств городского бюджета в 2016 году. На сегодняшний день это самые актуальные данные, согласно которых в текущем году чиновники не смогли освоить 373 миллиона гривен. Из них 185 миллионов — капитальных расходов, т.е. средств, которые должны были быть направлены на строительство, ремонт, реконструкции, покупку оборудования, техники или других предметов долгосрочного пользования.
Нет, до января, конечно, мэрия успеет израсходовать еще часть средств, оплатив коммунальные услуги, а также выплатив заработные платы и различные денежные премии чиновникам, но кардинально ситуацию это не поменяет. За две недели до конца года, 16 декабря, расходная часть бюджета выполнена лишь на 88,2%.
Для сравнения, в бюджете 2015 года расходы были выполнены на 94,2%, а неиспользованные 72 миллиона, о которых написали «НикВести» в канун Нового года, стали притчей во языцех, основным аргументом оппозиции, чтобы не голосовать за бюджет 2016 года, пока чиновники детально не раскроют список объектов, на которые планируется выделять средства, и не перепишут неактуальные экономические целевые программы, на основании которых происходит финансирование.
23 декабря на сессии городского совета депутаты почти единогласно проголосовали за бюджет Николаева на 2017 год. Главный финансовый документ города готовили и будут выполнять по большому счету те же лица, что делали это в 2015 и 2016 годах. Мэр Александр Сенкевич не спешит расставаться с кадрами своего предшественника Юрия Гранатурова, хоть и критиковал его до того, как сам избрался мэром.
Участники бюджетного процесса — это конкретные чиновники, известные должностные лица со своими именами и фамилиями. Но за все эти годы еще ни один из них даже выговора не получил за неэффективное использование «народных» денег. Происходит это следующим образом: городская власть планирует, например, закупить камеры видеонаблюдения, резервирует для этого 3 миллиона в бюджете, а чиновнику необходимо объявить тендер, определить подрядчика, оплатить и принять работы по закупке и установке камер. Но в реальности мы все чаще слышим слова оправдания, мол, на торги никто не явился, проектно-сметная документация нуждается в корректировке, недобросовестный подрядчик не успел выполнить услугу в срок. С 2015 года такое сплошь и рядом. Раньше Николаев не мог похвастаться лишними средствами, которые могли бы быть направлены на капитальные расходы, но вследствие децентрализации бюджеты развития областных центров увеличились в несколько раз. Если еще три года назад на развитие у нас было около 100 миллионов, то сейчас депутаты распределяют больше 700 миллионов капитальных расходов. Но наши чиновники не привыкли работать, когда есть деньги. Им гораздо привычнее и комфортнее по-прежнему писать отписки, отвечая на любой бюджетный запрос давно заученной формулировкой: «Ваше предложение будет рассмотрено в случае наличия свободных средств в следующем году».
Доходная часть городского бюджета в 2016 году составила 2,9 миллиардов гривен, из которых более 900 миллионов — это налоги, собранные с доходов физических лиц, то есть с николаевцев.
Способность чиновника выполнить финансовый план и рационально расходовать «народные деньги» — это ключевой показатель его эффективности. Хуже всех с расходами развития справился Департамент жилищно-коммунального хозяйства, где выполнен план лишь на 56,9%. В этом году там не успели потратить 93,9 миллионов гривен. Департамент возглавляет Андрей Палько, которого по итогам открытого конкурса назначил на эту должность городской голова Александр Сенкевич.
Сам мэр еще в июне предвидел такой ход событий и заявил, что не видит проблемы в неизрасходованных средствах бюджета, убеждая журналистов, что деньги никуда не пропадают: «Тут нет ничего страшного. Это нормально», - говорил мэр. Формально он прав, неиспользованными в текущем году средствами действительно можно будет воспользоваться в 2017 году, но с несколькими оговорками. Во-первых, уровень инфляции и последующий рост цен ежедневно обесценивает каждую гривну, во-вторых, проектно-сметная документация актуальна лишь на определенный срок. Реконструкция, допустим, сквера в 2016 году и 2017 — это совершенно разные деньги. Минрегионстрой примет новые строительные нормативы и вся старая проектно-сметная документация потеряет свою значимость, необходимо будет осуществлять пересчет, а значит снова тратить время и, главное, бюджетные средства на работу проектировщиков. Разблокировать деньги прошлого года можно лишь после утверждения отчета о выполнении бюджета. В 2016 году такой отчет принимали весной, а значит, как минимум один квартал для эффективного использования этих средств уже потерян по определению. Поэтому фраза «Деньги никуда не пропадают» — это утопия. Есть план, есть денежные ресурсы, необходимо следовать плану, используя бюджет, собранный из налогов горожан. Все остальное — отговорки и никому не нужные оправдания.
Похоже, что планирование — главная проблема власть имущих. Они как-то внезапно в сентябре вспоминают о грядущем начале отопительного сезона и начинают решать проблемы теплогенерирующей отрасли. Точно так же внезапно в ноябре вспоминают, что скоро Новый год и пытаются подготовить город к празднику, ставят одну и ту же елку, срочно пишут новый сценарий, не успевают и снова возвращаются к старому.
То же самое происходит на сессии городского совета. Когда принимался бюджет Николаева на 2017 год, на сайте был опубликован один документ, а голосовали за другой. Причем цифра в бюджете, который в итоге был принят, отличалась почти на 1 миллиард гривен. Это как нужно планировать, чтоб за день до сессии обнаружить еще 1 миллиард? Это, между прочим, прямое нарушение законодательства о доступе к публичной информации. Знали ли депутаты, за что они голосуют? Не уверен. Избиратели этих депутатов точно не знали.
Даже бывший мэр Николаева, депутат от «Нашего края» Юрий Гранатуров заявил на сессии, что источник проблемы неэффективного использования бюджетных средств — это старые чиновники. То есть его бывшие подчиненные, с которыми решил продолжать работать Александр Сенкевич.
«Сегодня органы исполнительной власти оказались в очень сложном положении. Мы все умели работать без денег, мы не умеем работать с деньгами. Мы умели писать ответы о светлом будущем в следующем-следующем году и не умеем, на сегодняшний день, готовить реальный бюджет, который с каждым годом растет. И это не вина сегодня городского головы, это не вина сегодня постоянно действующих депутатских комиссий. Это проблема структурных подразделений исполнительной власти, которая давно устарела и которую за год не удалось изменить ни на йоту», - считает Юрий Гранатуров.
А вот у так называемой оппозиции особых вопросов к бюджету не было. Руководитель фракции «Оппозиционный блок» Игорь Дятлов заявил, что бюджет Николаева на 2017 год — «выгоден» горожанам, что там учтены их потребности. Он подчеркнул, что самое важное — это эффективность использования бюджетных средств, но ни он, ни представители его фракции не сделали ни одного замечания на сессии о том, как чиновники выполняли бюджет 2016 года. А к концу года можно было бы и спросить.
Как рассказал в комментарии «НикВестям» депутат городского совета от «Нашего края» Сергей Кантор, бюджет Николаева на 2017 год решили разделить по так называемой формуле «50 на 50». Идейным вдохновителем такого подхода был депутат «Оппозиционного блока» Игорь Копейка, предложивший мэру Александру Сенкевичу такой вариант. Смысл прост: все расходы развития делятся пополам, одну половину распределяет лично мэр, вторую пропорционально депутаты городского совета, где самой большой фракцией является «Оппозиционный блок».
«Если в 2016 году на выполнение поручений избирателей депутатам выделялось по 100 тысяч гривен, то сейчас они получат до 5 миллионов на депутата суммарно по всем распорядителям средств. Это примерно 300 тысяч гривен на каждое направление. Мы берем и «дерибаним» на мелкие куски половину бюджета», – рассказал Сергей Кантор, являющийся единственным депутатом, который публично выступил против подобного подхода. Но впоследствии он, как и остальные 45 депутатов, отдал свой голос «За» бюджет, сформированный по формуле «50 на 50».
Именно из-за этого «ноу-хау» актуальный проект бюджета так и не был опубликован вовремя. Еще за неделю до голосования было известно, что обнародованный на официальном сайте мэрии бюджет — это совершенно не тот документ, который будет вынесен на голосование в зале. По словам Сергея Кантора, накануне мэр поручил всем распорядителям средств получить от депутатских фракций их предложение по расходам их «доли» — то есть половины от бюджета развития, который в 2017 году составляет по меньшей мере 550 миллионов гривен.
Практика принятия непрозрачных решений бюджетом не закончилась. Муниципальные программы, на основании которых происходит выделение средств, также принимались «вслепую». Их тексты были розданы депутатам перед сессией, что не помешало проголосовать за них практически единогласно. Ни одна из принятых на сессии 23 декабря программ не была опубликована на официальном сайте Николаевского городского совета в соответствие с законом Украины «О доступе к публичной информации». Это фактически лишило горожан возможности более детально ознакомиться с тем, как будут потрачены деньги налогоплательщиков, внести свои предложения.
Лишь после критики журналистов «НикВестей» организация политической партии «Оппозиционный блок» в Николаеве опубликовала текст программы «Теплый Николаев», за которую отвечает депутат от «Оппозиционного блока» Александр Омельчук, назначенный вице-мэром по энергоэффективности. В ближайшее время он намерен сложить мандат депутата и продолжить работу в исполнительной власти в качестве заместителя городского головы Александра Сенкевича.
Исходя из текста документа, для реализации программы «Теплый Николаев» с 2017 по 2019 год планируется выделить 309 миллионов гривен из городского бюджета. На данный момент это вся информация по программам, находящаяся в открытом доступе по итогам сессии. За что проголосовали депутаты — неизвестно. Более того, бюджет принимали с оговоркой, что в течение недели он будет еще корректироваться.
Видимо, это и есть та самая прозрачность и открытость, с которой шел на выборы Александр Сенкевич и «Самопомощь». Видимо, это та самая борьба с коррупцией и некачественным управлением, с которой на выборы шел Игорь Дятлов и «Оппозиционный блок».
С такими подходами ловишь себя на мысли, что потерянные 300 миллионов в 2016 году — это еще не предел.