Перспективы-2017: чего ждать украинскому АПК в новом году
-
17:42, 08 January, 2017
В прошлом году в Украине собран рекордный (64,2 млн тонн) урожай зерновых, что создало задел для столь же рекордного (41,6 млн тонн) экспорта. Налажены поставки продукции АПК на новые, в первую очередь азиатские рынки, удельный вес которых, в противовес региону СНГ, растет. Заложены основы для институциональных трансформаций в части управления профильной госсобственностью.
Мы не можем предсказать и заранее учесть глобальные факторы, которые оказывают влияние на украинский АПК – цены на нефть, изменение климата, урожаи в странах-поставщиках продовольствия, мировую конъюнктуру, хотя есть надежда, что суперцикл низких цен на сырьевые товары завершается – и мы увидим если не их рост, то стабилизацию.
Локальные тенденции поддаются более четкому прогнозированию. Ниже – основные факторы, которые зададут тренд на этот год в аграрном секторе Украины.
Переход на общую систему налогообложения в сельском хозяйстве
В 2017 году в аграрной отрасли полностью прекращает действовать спецрежим НДС. Трансформация системы налогообложения, безусловно, стала ключевым событием в АПК 2016 года и будет таковым в 2017-м после полной отмены льготы. Уже по итогам первого квартала будет определено, как индустрия реагирует на новые условия работы.
В наиболее сложной ситуации находятся предприятия животноводства, особенно в сегменте КРС, которые до последнего сохранили максимум льготы (85% НДС оставались в распоряжении предприятий до 31.12.2016). На этом секторе будут сосредоточены максимальные усилия по поддержке, так как развитие животноводства – это не только обязательное условие обеспечения внутреннего рынка, но и в силу высокой трудозатратности отрасли – одна из составляющих развития сельских территорий.
Новая система господдержки аграриев
1% от аграрной составляющей ВВП, или 5,5 млрд гривен – уровень господдержки, предусмотренный на 2017 год для сельского хозяйства. Это новая модель дотирования наиболее проблемных секторов АПК, которая должна также компенсировать отмену спецрежима НДС. Одновременно с переходом на целевые программы мы становимся ближе к европейской системе, где, как известно, действует формат EUR/ на гектар/на литр/на голову и тд.
Ключевой вопрос, который волнует всех участников рынка – система распределения этих средств и ее прозрачность. Со своей стороны, Минагрополитики готово максимально сузить свои полномочия в этом процессе, передав их на местный уровень и под контроль отраслевых ассоциаций.
Также наверняка будет кросс-проверка процедуры от участников рынка – претендентов на дотации – а это самые скрупулезные и неподкупные аудиторы.
Земельная реформа
После практического единогласного (297 голосов) голосования за продление моратория на продажу сельхозземель в октябре 2016 года был риск, что вопрос о рынке земли, как минимум, отложен. Но законопроект №5535 трех народных депутатов, предложивших не бесспорную, но жизнеспособную концепцию проведения земельной реформы, вновь вывел его в разряд актуальных.
Усредненная оценка потерь от ограничений на оборот сельхозземель – $3,3 млрд в год, или $43 млрд с 2004-го. Кого и как именно такой ценой защищают сторонники моратория – непонятно. Но точно не сельских жителей, уровень благосостояния которых уменьшен на эту сумму. Прямое следствие отсутствия полноценной собственности на землю – отсутствие инвестиций в долгосрочные, и главное, трудозатратные проекты.
В результате, хотя официальный уровень безработицы в сельской местности выше, чем в городе, лишь на 4,4%, на самом деле этот показатель не учитывает маятниковой миграции, вынужденной миграции за границу и включает искаженное понятие самозанятости: когда люди ввиду невозможности устроиться на достойную работу вынуждены самостоятельно обрабатывать свои угодья с минимальным уровнем производительности. К сожалению, малоизвестным фактом является то, что сокращение населения Украины в основном связано с его сельской частью, уменьшение которой за последние 16 лет составило 2,9 млн, или 18,1%, что на 60% выше, чем темпы сокращения городского населения.
Формат земельной реформы – вопрос дискуссионный, и эта дискуссия ставится все более активной и профессиональной. В 2017 году она должна привести к консенсусному решению.
Введение антидемпинговых пошлин на российские удобрения
В конце года Межведомственная комиссия по международной торговле приняларешение о введении антидемпинговых пошлин на импорт российских удобрений. В ходе расследования было установлено, что российские удобрения, удельный вес которых в сегменте азотных удобрений достигает четверти объема рынка, реализуются по заниженным ценам.
Даже если вынести за скобки интересы отечественных химических предприятий, на любом рынке высокая зависимость от одного, пусть даже самого надежного поставщика – это риск.
Риск этот многократно увеличивается, если рынок – аграрный, а поставщик – Российская Федерация. Непредсказуемая политика продавца удобрений накануне и в период посевной ставит под угрозу если не продовольственную безопасность, то экспортный потенциал Украины. Также присутствует геополитический фактор – не хотелось бы, освободившись от газовой иглы, сесть на «азотную».
Все это обосновывает необходимость диверсификации поставками удобрений из Китая, стран Ближнего Востока, США и других. Понятно, что с учетом логистики, эта продукция получится дороже – нивелировать разницу для сельхозпроизводителя можно, снизив импортные пошлины на удобрения из этих стран.
Приватизация госпредприятий
Из 504 госпредприятий, находящихся в сфере управления Минагроплитики, лишь 47 по итогам прошлого года вышли в плюс. Годовой отчет за 2016 год еще не сведен, но результат работы за 9 месяцев не обнадеживает – около полумиллиона гривен убытка.
Этот результат хозяйствования вкупе с высокими затратами, которые несет государство на управление, делает логичным решение об их приватизации. В части подготовки к приватизации наибольшие усилия придется приложить для структурирования и обеления земельного банка этих предприятий, который и является их основным, а часто – единственным активом.
Де-факто аграрные ГП оперируют около полумиллиона гектар сельхозземель, из которых оформлено менее трети (157 000 га). Что не мешает этим землям активно передаваться в пользование, в обход государства и в ущерб ему.
Впрочем, вряд ли Украина существенно обогатится, продав эти госпредприятия. Большинство из них морально и технически устарели, а национальный бизнес-климат, хотя и имеет тенденцию к улучшению, как минимум в АПК, но так же далек пока от оптимального. Драться за них инвесторы не будут. Однако приватизация предприятий, 90% из которых показывают убыток – это правильное менеджерское решение, поскольку позволит избавиться от затрат на их администрирование, а также даст этим компаниям стимул и шанс для развития.
Максим Мартынюк, первый заместитель Минагрополитики. Forbes Україна