Пенсии после реформы: первые факты - кто и насколько больше получил

Верховная Рада 3 октября приняла закон о пенсионной реформе, которая предполагает повышение пенсий 9 миллионам пенсионерам на сумму от 200 до 1000 гривен. 11 октября закон официально вступил в силу, а затем начался перерасчет пенсий, который правительстве обещают сделать автоматически в течение двух-трех дней.

— Надбавки выплатят в октябре. А тем, кто уже получил пенсии - ожидайте доплаты в ноябре, - сообщают в ведомстве.

Точно можно сказать, первую неделю действия нового закона подтвердил слова, которые мы не раз услышали за эти месяцы от представителей правительства: надбавки к пенсиям будут существенно отличаться - кому-то добавят скромные сотню-две, а кому тысячу-полторы. Почему так – вчера в эфире «5 канала» пояснил председатель правления Пенсионного фонда Алексей Зарудный:

«Много лет в пенсионной системе царила уравниловка, человек, который практически не работал или работал за минимальную заработную плату, получал такую же пенсию, как человек со многими годами страхового стажа и высокой зарплатой. Но как раз сейчас в результате осовременивания пенсий, наибольшее увеличение происходит у тех, кто имел большую продолжительность страхового стажа, кто имел большую заработную плату, с которой уплачивались страховые взносы».

Чтобы оценить первые плоды пенсионной реформы, Укринформ прошелся взглядом по Фейсбуку и другим источникам, где последние несколько дней пользователи активно обсуждают повышение соцобеспечения, приводя в пример собственные пенсии и пенсии своих родственников.

Обратили внимание на то, что уже получившие «новые пенсии», будто делятся на две категории.

Категория первая: Меньше 300 гривен – такая доплата у большинства пенсионеров

Так вот, судя по рассказам в соцсети, обещанное «повышение» пенсии оказалось не таким живописным, поскольку большинство людей или получили минимальную прибавку, или вообще пока остались с такой же пенсией на руках. Например, Ольга Федорченко пишет, что маме-пенсионерке, которая имеет 38 лет стажа, к пенсии добавили 173 гривны. “До реформы мама получала 1470 гривен - сейчас 1643 гривны”.

А вот что написала Кристина Акопян: “Моей (маме. - Ред.) добавили 152 гривны. Ветеран труда”. По словам Кристины, до реформы мама получала 1452 гривны. Теперь будет иметь 1604 гривны. “...мама не выдержала и сходила сегодня в Пенсионный Фонд с вопросами. Домой вернулась шокированная, - рассказывает она. - На ее глазах люди спрашивали про доплату: одному 40 гривен, другому 70 гривен... женщина со стажем 37 лет получила 186 гривен надбавки...”

Светлана Яремчук, инвалид 2-й группы, которая имеет стаж 32 года, написала, что теперь ее пенсия составляет 1688 гривен после надбавки в 209 гривен. Пенсия Светланы Тимченко, проработавшей 33 года, выросла всего на 146 гривен.

Недовольны перерасчетом пенсии своих родителей и Анна Алексеева, маме которой прибавили всего 72 гривны, и Ксения Гаркавченко, которая говорит, что пенсия ее матери выросла всего на 250 гривен при стаже работы 42 года, а также Юрий Лавриненко, мама которого проработала 40 лет и получила пенсию всего на 200 гривен больше.

Дмитрий Карпов написал, что пенсии обоих его родителей, получавших 1300 и 1500 гривен, вырастут всего на 100 и 135 гривен соответственно. «Это при том, что их зарплата была довольно приличная для того времени, а стаж - больше 30 лет».

Вадим Латыш рассказал, что его родители получили кардинально разные доплаты. “Отец (чернобылец, водитель 2-й категории, который имеет 30 лет стажа на заводе) имел пенсию 2500, а после реформы - 4200 гривен”. К маминой пенсии в размере 1400 гривен, по его словам, добавили лишь 270 гривен. “...повышение почти на 300 гривен не считаю справедливым по отношению к маме. Но пока пусть хоть так будет. Дальше - увидим. Зрада? Нет. Отец говорит, что за всю жизнь не получал сразу такой прибавку к пенсии...”, - добавил Вадим Латыш.

Некоторые пользователи сообщают, что их родители получили октябрьскую пенсию без перерасчета. К примеру, журналистка Татьяна Мокриди - жена известного украинского политика и дипломата Романа Бессмертного - комментирует, что ее родители получили 8 октября свои пенсии без доплаты: мама - 1426 гривен, папа - 1524 гривны.

Доплату не получили и бабушка Марии Лощинской, 40 проработавшей в Институте проблем материаловедения, и Татьяна Рудик: «А моя пенсия как была 1200 гривен, так и осталась», - написала женщина.

Ну что ж, в правительстве обещали, что всем, кто не получил еще повышенную пенсию в октябре, - доплатят. Ждем.

Вторая категория: Больше 1000 - маме Андрея Ревы, тете Олега Ляшко и бабушке Андрея Лозового...

О больших прибавках информации, пока ощутимо меньше. Кроме упомянутого примера Вадима Латыша, мы нашли еще три, где говорится о родственниках политической элиты. Мы ничего не хотим сказать, просто эти люди, похоже, более активны и более заметны в информационном поле.

В интервью «Левому берегу» министр социальной политики Андрей Рева рассказал, что его мама, которая имеет 49 лет стажа работы в школе, получает 1681 гривню в месяц. После перерасчета ее пенсия составит 2841. То есть повысится на 1160 гривен.

В свою очередь нардепы-радикалы Андрей Лозовой и Олег Ляшко в соцсети Фейсбук также «похвастались» пенсиями родственников. “Пенсия моей тети Гали, которая всю жизнь проработала бухгалтером в селе на Луганщине, увеличена на 1854 гривен, а ее мужа, моего дяди Васи, который так же всю жизнь проработал колхозным шофером, повышена на 1 тысячу гривен....», - пишет глава Радикальной партии. «А моя бабушка Лозовая Жанна Ивановна, 48 лет трудового стажа, почетный железнодорожник Украины, получала пенсию 3294 гривен. После перерасчета в результате реформы она будет получать 6624 гривны. Рост на 3430 гривен - больше, чем в два раза..., - подхватывает Лозовой.

Такая откровенность политиков не произвела приятного впечатления на пользователей Фейсбука, которые в комментариях задавали ироничные вопросы: «Интересно, а почему мой дедушка с 45 летним стажем получает пенсию 1500 гривен. И сколько получит теперь? 1600?» или «Моя бабушка проработала с 14 лет до 70. Пенсия - 1500 гривен. Где справедливость?..»

Повторимся: в правительстве никто не обещал, что осовременивание будет слишком существенным. За несколько месяцев до официального запуска реформы Минсоцполитики неоднократно сообщало, что пенсии могут вырасти в среднем на 284 гривны. Больше достанется только 1 миллиону пенсионеров, которые в свое время получали высокие зарплаты. Поэтому их выплаты увеличатся сразу на 1000 и более гривен.

Первые итоги «фейсбучной» статистики

В любом случае само слово «осовременивание», такое оптимистичное и привлекательное, спровоцировало у людей определенные фантазии: современное - значит реалистичное, ну хотя бы близкое к нынешней минималке, она, как известно, с этого года составляет 3200 гривен, а со следующего – еще больше будет на 600 «с хвостиком».

Сейчас, судя по первым выплатам за октябрь, у части пенсионеров оно оказалось довольно скромным. У многих перерасчет не вышел даже за пределы инфляционной индексации: всего 10-12% надбавки, которая спровоцировала у многих реакцию “разбитых надежд”.

Наше исследование, конечно, не претендует на глубину, но по нему можно «прощупать» первые приблизительные тенденции по приведенным примерам, которых мы насчитали 18. Из них 10 пенсионеров получили прибавки меньше 300 гривен (55,5%), четверо пенсионеров пока получили пенсию без изменений (22,2%), и лишь еще четверо получили прибавку свыше 1000 гривен (22,2%). Еще мы увидели пропасть между минимальной и существенной надбавкой – во всяком случае, не встретили пока значений, которые бы характеризовали «золотую середину», то есть рост пенсии на 400, 500, 600 гривен.

В то же время стало известно, что некоторые пенсионеры едва не теряли сознание от шока из-за неожиданно больших доплат (иногда даже больше пенсии), обрывая «горячую линию» Пенсионного фонда с вопросом: действительно ли теперь у них будет такая высокая пенсия, когда доплата даже больше «дореформных» выплат – и 6 тысяч, и 8, и даже 10... В ведомстве пояснили, что это может касаться тех, у кого большой страховой стаж, у кого была высокая зарплата, особенно у шахтеров. Ну, все это еще подлежит проверке.

В конце концов, это наши первые “полевые исследования”. Возможно, в течение следующей недели мы увидим другую статистику и констатируем более точную ситуацию. Так что, продолжение следует...

Мирослав Лискович, Юлия Горбань, Укринформ

View full version