Расследование: Партнер Shell и Chevron в газовых проектах - непростая маленькая фирма

Министерство экологии и природных ресурсов с приходом Эдуарда Ставицкого – в центре внимания. Инвестиции мировых гигантов Shell и Chevron в месторождения газа сулят Украине если не избавление от российской энергетической кабалы, то уж точно ее облегчение.

Если на Олесcком и Юзовском участках найдут и добудут газ, то поделят его между собой добывающие компании, государство и привлеченное на конкурсной основе частное предприятие «СПК-Геосервис». Мы попытались понять, зачем  и кому нужен этот третий игрок, а также почему все, с кем нам удалось поговорить на эту тему, кивают наверх и произносят слово «семья».

За что идет борьба?

По самым пессимистичным прогнозам Минэкологии и природных ресурсов, на Олесском участке будут добывать от 3 до 5 млрд кубометров газа в год, на Юзовском – около 10 млрд кубометров. Оптимистические оценки – соответственно, 15-20 и 30-40 млрд кубометров соответственно. В год страна потребляет примерно 50 млрд куб. м газа, 20 млрд из которых добывает самостоятельно. Но в последние десятилетия уровень добычи стремительно падает. Поэтому новые проекты добычи сланцевого газа и газа уплотненных песчаников пришлись кстати.

«Для Украины жизненно необходимо получить альтернативный источник природного газа, – говорит Владимир Жмак, президент ТНК-BP Коммерс. – Сегодня цена на сланцевый газ в Штатах составляет порядка $80-90 долларов за 1000 кубометров. Понятно, что 80 и 400, которые сейчас платит Украина – величины несоизмеримые, и безусловно, наше государство крайне заинтересовано в добыче собственных источников энергии».

ТНК-BP принимала участие в конкурсе на разработку Юзовского месторождения, но проиграла. Победитель же, транснациональная компания Shell, обязался вложить в разведку этого газоносного участка $200 млн (в перспективе $600 млн), не считая единовременного бонуса государству в $400 млн долларов, выплачиваемого сразу после подписания соглашения о разделе продукции. В разработку, если газ найдут, будет вложено $3,5 млрд.

Chevron вложит в поиски на Олесской площади 1,3 млрд гривен, а еще до 25 млрд гривен – на этапе разработки, в случае обнаружения газа.

Но соглашения о разделе продукции пока не подписаны, и еще не ясно, в какой пропорции поделят добытое. Тексты соглашений уже на руках у транснациональных гигантов и, согласно обещаниям министра, в сентябре все будет подписано.

Зачем привлекли частную компанию?

Соглашения о разделе продукции (СРП) обычно заключают в странах с нестабильной политической и экономической ситуацией, а также в тех, которые не в силах добывать газ и нефть самостоятельно. По данным, предоставленным Виталием Радченко из юридической компании CMS Cameron McKenna, норма об СРП присутствует в законах как минимум следующих стран: Анголы, Экваториальной Гвинеи, Либерии, Ливии, Бангладеш, Танзании, Туркменистана, Мексики, Азербайджана. Обычная практика при заключении СРП – делить продукцию между государством и инвестором, готовым вложится в поиски, бурение и добычу. 

«Компания, очевидно, всегда ищет наивысшую прибыль, Украина же хочет получить газ по цене ниже, чем импортный, – говорит Ирина Лендел, эксперт в отрасли энергетической политики, заместитель директора Центра экономического развития при колледже урбанистики университета Кливленда (США). – Это своего рода бартер – мы вам землю, недра, а вы нам – газ по такой цене. Это не рыночный механизм, это политико-экономический механизм».

Ирина – украинка, изучающая нефтегазовые проекты, преимущественно в штате Огайо. На конференции, организованной Shell, она делилась опытом американских добывающих компаний. На вопрос, зачем в СРП третья сторона, частная компания, Лендел ответила: «Не знаю. Это наше правительство что-то «химичит».

Министр экологии и природных ресурсов Ставицкий пока не нашел времени встретится с корреспондентом Forbes.ua, но в одном из своих недавних интервью объяснил, в чем «химия» процесса. По его словам, межведомственная комиссия указала на то, что НАК «Надра Украины» не имеет необходимого опыта, финансовых внебюджетных ресурсов и специалистов в сфере поиска нетрадиционного газа. И именно поэтому члены комиссии рекомендовали привлечь компанию из частного сектора на основе тендера. А уже совместно с ней – создать проектные компании. Именно они и должны, по задумке Минэкологии и природных ресурсов, представлять украинскую сторону в СРП.

На тендере в апреле этого года победила малоизвестная структура «СПК-Геосервис», оставив позади ТНК-BP и Оберон-Уголь и Природные ресурсы Виктора Пинчука. Владимир Жмак, от имени своей компании предлагал войти в совместное предприятие с «Надра Украины» в соотношении 49,9% на 50,1%. Предложения компаний Пинчука было 49% на 51% в пользу государства, СПК-Геосервис же предложил 10% на 90%.

Компания, выдвинувшая это патриотичное предложение, создана в 2007 году тремя геологами – Сергеем Стовбой, Оксаной Хрящевской и Игорем Попадюком. Директор предприятия – Оксана Маноха. Уставный капитал  – 53 000 грн. В 2011 году фирма получила 648 000 грн. чистой прибыли.

«Я не думаю, что таких  сумм будет достаточно даже для выплаты зарплаты высококвалифицированным геологам, – сказал Жмак из ТНК-BP в интервью Forbes.ua. – Не буду сравнивать с предложением от ТНК-ВР, но возникают вопросы в отношении критериев, по которым эта Компания была выбрана. Мы не слышали ничего, кроме того, что компания учреждена тремя очень опытными геологами, и что ее офис находится где-то в районе проспекта Бажана в многоэтажном жилом доме. Другой информацией, кроме как почерпнутой из СМИ, мы не располагаем».

В  Shell, однако, говорят о будущем партнере совсем иное. «Несмотря на то, что «СПК-Геосервис» – это  компания очень молодая, ее сотрудники хорошо известны в  украинских профессиональных кругах, имеют профильное образование, научные степени, богатый опыт в геологоразведке. И мы готовы с ними сотрудничать», – сказал Forbes.ua Грэхем Тайли, глава Shell в Украине.

И не только опытом сотрудников богат «СПК-Геосервис». По словам скретаря межведомственной комиссии Владимира Игнащенко, фирма должна полностью профинансировать функционирование совместных проектных компаний «Надра Юзовская», «Надра Олесская».

«Геосервис» уже вошел в уставный капитал двух упомянутых компаний, а также фирмы «Геосервис Чауда», которая совместно с НАК «Надра Украины» поучаствовала в создании компании «Надра Шельф».

Исходя из слов министра, инвесторы получат по СРП по Олесской и Юзовской площадям 50% добытого. Остальное получат частично государственные компании «Надра Юзовская» и «Надра Олесская». А через них свою долю возьмет «СПК-Геосервис». На вопрос о том, как будет распределена прибыль уже в проектных компаниях, их представители отвечать отказались.

Дележ шкуры неубитого медведя

Откуда у «Геосервиса» деньги на финансирование проектных компаний? «Вы пытаетесь делить шкуру неубитого медведя, – сказал Forbes.ua соучредитель компании Сергей Стовба. – Там добывать начнут в лучшем случае через пять с лишним лет. На все вопросы касающиеся денег, финансирования, проведенного конкурса, раздела продукции я отвечать не буду».

Поработав в государственных учреждениях, Стовба ушел в частный сектор три года назад. Нам удалось разыскать человека, который помнит его со студенческих времен. «Он закончил Киевский университет, работал в «Укргеофизике» какое-то время, а потом ушел в «Науканафтогаз», где больше платили, – вспоминает знакомый Стовбы на условиях анонимности. – Плохой геофизик, выдавал некачественный результат, одну скважину в море пробурил неправильно. Потом ушел в частный сектор, создал эту компанию. Кстати, СПК – сокращения первых букв фамилий Стовба, Попадюк, Хрящевская (если читать фамилию на английском – первая буква К, – ред.)».

Другой соучредитель «Геосервиса», Оксана Хрящевская, – по словам собеседника Forbes.ua, хороший, порядочный специалист со знанием английского, работавшая в «Науканафтогазе» вместе со Стовбой. Третий же учредитель, Игорь Попадюк, работал региональным геологом по Крыму, строил нефтепровод Одесса-Броды-Гданьск на польском его участке.

В «Науконафтогазе» всех троих вспоминают тепло. «Я работал с основателями этой компании не один год, – говорит ученый секретарь ДП «Науканафтогаз» Владимир Гришаненко. – И это действительно одни из лучших профессионалов, которые есть на рынке».

О деятельности троих бывших коллег после ухода из госструктуры Гришаненко ничего не знает. Источник Forbes.ua, близкий к министерству экологии и природных ресурсов, утверждает, что изначально «Геосервис» создали, чтобы продавать украинскую геологическую информацию австрийской нефтяной компании OMV: «Собирали материалы по рынку – это была их основная работа. Были еще клиенты у них, к примеру, немецкая RWE».

Люди с опытом

Несмотря на заверения министерских чиновников о неопытности компании «Надра Украины» в такого рода проектах, главенствующие позиции в новосозданных СП заняли именно выходцы из НАК. Но общаться с журналистами они не настроены. В ответ на вопросы Forbes.ua директор фирмы «Надра Юзовская» прислал письмо, в котором сообщил, что информация об СРП и потенциале месторождений – конфиденциальна и держится в строжайшем секрете всеми участниками процесса.

Зовут директора Сергей Головин, и он – первый заместитель главы правления компании «Надра Украины», работавший ранее руководителем ДП «Черноморнефтегазинвест» в структуре «Черноморнефтегаза». Кроме того, он входит в состав учредителей частной строительной компании «Геотехноком». В его обязанности теперь входит сотрудничество с Shell в рамках СРП.



Директором СПК Геосервис официально является Оксана Маноха, также работающая в «Черноморнефтегазе». Общаться с корреспондентом Forbes.ua она отказалась.

Согласно регистрационным документам, имеющимся в распоряжении редакции, сервисную компанию «Надра-Олеская», которая, как ожидается, войдет в СРП с Chevron, возглавил Максим Михайлович Шишлов, бывший главный бухгалтер и член наблюдательного совета «Надра Украины». Информация о его увольнении с должности в апреле этого годаесть на сайте госпредприятия.

Человек с такими же именем, отчеством и фамилией является членом фракции Партии регионов Макевского городского совета и в разные годы был соучредителем ООО «Горловский завод строительных машин», ПАО «Макеевский комбинат коммунальных предприятий», ООО «Украинская компания инвестиционно-депозитарная», ООО «Финансовая компания ДФС», ООО «Украинский мед», ООО «Макеевский автовокзал» и других. Кроме того, в 2004 году он также входил в наблюдательный совет ОАО «Донецкое областное предприятие автобусных станций».

После перехода Максима Шишлова на должность руководителя компании «Надра Олеская» место в наблюдательном совете «Надра Украины» занял Евгений Подолынный, его бизнес-партнер по компании ТОВ «Финансовый аналитик» из Донецка. В 2007 году Шишлов руководил учрежденной Подолынным компанией.

НАК «Надра Украина» сыграло ключевую роль в отчуждении земли в селе Новые Петровцы, где находится резиденция Виктора Януковича Межигорье. Именно на здания, находящиеся в собственности этой компании, была обменена территория, где сейчас проживает Президент страны. У Шишлова прослеживается непрямая связь с компанией «Танталит», владеющей Межигорьем. 75% акций ПАО «Макеевский комбинат коммунальных предприятий», в соучредители которого некогда входил Шишлов, принадлежит финансовой компании «Кросс Капитал», которая в паре с «Танталитом» владеет инвестиционным фондом «Доминанта».

«Не будьте наивны, на этапе выигрыша тендера тех людей, которые формально значатся в учредителях компании СПК Геосервис, там уже не стало, – говорит наш источник, близкий к Минэкологии и природных ресурсов. – Компания такого уровня в принципе не может войти в такое партнерство с мировыми нефтяными гигантами». Но остались ли в СПК Геосервис ставшие уже знаменитыми геологи или нет – эта компания, скорее всего, просто ширма. Газ, если его удастся добыть на перспективных участках, достанется гораздо более серьезным людям с правильным, но необязательно геологическим опытом и с не менее правильными связями.

Александр Акименко, Forbes.ua

View full version