Увидеть ангелов и стрекоз. Ксана Коваленко презентовала в Николаеве книгу о двух небесах

Презентация «Книги ангелов и стрекоз»

Вечером в воскресенье, 29 января, николаевцы собрались в полумраке бара «Синий енот», чтобы послушать бесшумных стрекоз и посмотреть на едва уловимых ангелов из второй поэтической книги Ксаны Коваленко «Книги ангелов и стрекоз».

Следуя веянию времени, авторы презентации превратили литературные чтения в запоминающееся представление, передают НикВести.

Помимо голоса Ксаны Коваленко, в теплые волны шугейза слушателей погружал, импровизируя на электрогитаре, музыкант Александр Балашов. А режиссер Евгений Цымбалюк продемонстрировал результат кропотливой работы нескольких талантливых горожан, вместе сотворивших маленький и беспощадно взрослый киношедевр в виде буктрейлера к презентуемой книге.

Буктрейлер к книге

«Книга ангелов и стрекоз» – это вторая книжка, написанная Ксаной Коваленко. Предисловие и послесловие к ней написал николаевский поэт Алексей Торхов. Чрезвычайно важной задачей автор поставила перед собой обретение оригинального дизайна будущего издания. К реализации этого задания также приложил руку Евгений Цымбалюк, который поработал над обложкой книги и свел поэтессу с будущим иллюстратором Татьяной Губий. 

– Так получилось, что до этого проекта мы были незнакомы. Нас познакомил Женя (Цымбалюк – прим.), у которого в руках ниточки ко многим творческим людям города. Он вообще умеет сводить нужных людей в нужном месте. С Татьяной (Губий – прим.) мне повезло – она сделала именно то, что я хотела. Почему-то для этой книги мне потребовались рисунки в «детском» стиле. Татьяне очень четко удалось уловить мои пожелания. Она вообще необычный человек – живет в Швейцарии, хотя родом из Николаева. Она мне напоминает инкрустированную тонко сработанную шкатулку – достаточно закрытую, но в ней есть скважинка, через которую можно увидеть много чего интересного. Я многократно просила Татьяну выслать о себе хотя бы краткую информацию, чтобы можно было поговорить о ней на презентации. В ответ она прислала свои автопортреты, – рассказала Ксана Коваленко.

Евгений Цымбалюк добавил, что изначально, услышав про идею с «детскими» рисунками, он и Ксана обратились к нескольким «топовым» авторам, которые иллюстрируют книги для изданий национального уровня. По ряду причин не срослось. Зато у Евгения вышло договориться с Татьяной Губий, которую до этого он видел один раз в жизни. В итоге книга обзавелась иллюстрациями в духе некоторых обложек культовых исландцев из Sigur Rós.

– Это было примерно так. У меня был день рождения. Я пришел из студии с бутылкой шампанского к друзьям. Там была Таня. Когда мы выпила шампанского, она мне говорит: «Ну, окей. За тебя, парня, чьего имени я не знаю!» И вот спустя некоторое время мы узнали друг друга получше. И у нее получилось сделать такую чудесную работу. Что интересно, буктрейлер для книги мы снимали в том же месте, где познакомились с художницей. Вероятней всего, это помещение в последний раз фигурирует в таком виде. Владелец его продает и очень жаль. Это коворкинг, который был известен как «НОДА», потом он стал Devhub. Более интересного дизайна я в городе не встречал, – рассказал Евгений Цымбалюк о художнице и месте съемок для буктрейлера.

Очередным сюрпризом этого вечера стало интервью с той самой «инкрустированной шкатулкой» – Татьяной Губий. Как оказалось, художница ненадолго останавливалась в родном городе и Евгений Цымбалюк успел записать с ней изящное видео, которое и представил зрителям.

Николаев - Цюрих

– Сейчас я живу в Цюрихе. Работаю преподавателем русского и немецкого языка и переводчиком. Мне всегда хотелось стать иллюстратором. Когда Евгений предложил поучаствовать в интересном проекте, я не могла ему отказать. Это был мой первый опыт. Он оказался на удивление приятным. Такое иногда бывает. Со стихами мы сразу подружились, хотя на самом деле я не люблю поэзию. Никогда не думала, что буду внезапно ее иллюстрировать, причем такую сложную поэзию. Но оказалось, что работать с ней легко, – рассказала швейцарско-украинская художница Татьяна Губий.

Саму презентацию Евгений Цымбалюк сравнил с одним из текстов Ксаны Коваленко – «Операцией по приобретению пола». Поскольку все, что делают он и его помощники – Александр Балашов, Роланд Байрозян, Инга Марчук – можно было бы назвать операцией по приобретению голоса, отметил режиссер.

– Сегодня мы добиваемся того, чтобы книга зазвучала. На самом деле автор уже сделал все, что мог – он написал книгу. Но часто это высказывание не звучит достаточно громко. Поэтому нужно подкрутить «ручку громкости». Например, благодаря тому как выглядит эта книга. Благодаря тому, какой мы сделаем презентацию и что будет с книгой дальше, – сказал Евгений Цымбалюк.

Свое выступление Ксана Коваленко предварила рассказом об ангелах и стрекозах, а также некоем странном и жутком месте, в котором одни превращаются в других.

– Первый раздел моей книги называется «Ангелы». У каждого у нас есть свой ангел, знаем мы об этом или нет. У кого-то это мама – человек, в котором ангельского изначально много. У кого-то – это, возможно, их дети. У кого-то – возлюбленный. А у кого-то – просто гений, талант или вдохновение, которому человек служит. Первый раздел посвящен самому акту творчества, мыслям о его месте в моей жизни, вопросу: нужны ли творчеству жертвы? И если да, то какие? – рассказала Ксана Коваленко.

Сад синих яблок

Второй раздел – очень маленький, но не менее значимый, о вышеупомянутом таинственном месте. В книге он обозначен всего одной буквой – «И». Есть высшее небо высших сущностей или небо ангелов, а есть небо земное, где обитают люди и делят его с другими существами – с птицами, стрекозами, самолетами, объяснила поэтесса.

– Между ними есть какая-то точка сборки, некий пункт перехода из нашего мира в мир более высокого плана и порядка. В этой точке сидит темная фигура Смерти. Она нас то собирает, то разбирает. Творит нас по своему образу и подобию, не покладая костлявых рук. Я сама пыталась задуматься: почему так? Почему эта тема занимает у меня центральное место? Наверное, все началось с Ольги Сквирской, когда мы делали вечер на двоих «Красное и черное». И так совпало, что Оле достался Эрос, а мне – Танатос. На самом деле мы просто посмотрели, о чем у кого больше написано, – призналась Ксана Коваленко.

Третий раздел называется «Стрекозы». Эти создания – идеальная машина убийства и дракон в мире насекомых, считает автор. Это хищник, который даже на стадии личинки, прицепившись к водорослям под водой, умудряется охотиться на все, что проплывает и проползает мимо.

– Стрекоза появляется на свет из яйца, миниатюрной модели Вселенной, после чего она становится личинкой, которая называет наядой. После этого идет стадия взрослого насекомого, которая называется имаго. Ну вот, наяда, имаго… Эти слова хочется перекатывать на языке! Это находка для филолога. Бурное воображение само начинает достраивать образы, – заключила Ксана Коваленко.

Музыкант Александр Балашов и поэтесса Ксана Коваленко

Режиссер Евгений Цымбалюк
На экране художница Татьяна Губий

Ответственный за техническую часть презентации Роланд Байрозян

Напомним, ранее пробная презентация «Книги ангелов и стрекоз» Ксаны Коваленко состоялась в рамках V Региональной выставки-форума «Украинская книга и пресса на Николаевщине».

View full version