Холодные батареи в учреждениях социальной сферы — показатель заботы о николаевцах
-
17:37, 22 April, 2017
В этом году, городская власть Николаева в лице его мэра Александра Сенкевича, руководствуясь правилом «8 градусов тепла в течение трех дней», решила завершить отопительный сезон на две недели раньше, то есть 31 марта. И все бы хорошо, погода ведь позволяла, но тут, откуда ни возьмись, предупреждение от Николаевского областного центра гидрометеорологии – на город надвигается шторм, температура упадет до нуля, сильный северный ветер и осадки в виде дождя с мокрым снегом. А это значит, что не только в жилых домах, но и в объектах социальной сферы — детских садах, школах, больницах, роддомах будет холодно, так как большинство из них автономного отопления не имеют.
И если в ряде других городов в связи с ухудшением погоды местные власти пошли навстречу горожанам и возобновили централизованное отопление, то в Николаеве, те чиновники, на содержание которых из бюджета города, из карманов горожан, уходит 200 миллионов гривен ежегодно, беспомощно разводят руками, мол «терпите, скоро лето».
НикВести решили проинспектировать, как обстоят дела в больницах города, школах и других объектах социальной сферы, и как там борются с холодом.
Лучше всего ситуация обстоит в Николаевской областной детской больнице. У них собственные котельные и администрация может самостоятельно контролировать температуру в палатах. По словам главного врача детской больницы Дмитрия Гоцуляка, процесс контроля температуры налажен.
− За понедельник-четверг есть листик температуры по каждому отделению. В отделениях есть градусники, мы контролируем температуру в палатах и, в зависимости от этого, меняем температуру теплоносителя и время отопления. На сегодняшний день отопление работает с 6 вечера до 6 утра, в эти дни немного позже мы закрываем, чтобы удержать температуру в палатах. 21-23 градуса — это температура, которая должна быть по санитарным нормам, - рассказывает Дмитрий Гоцуляк.
Необходимость иметь собственное отопление вполне логична, учитывая, что пациенты этого учреждения – дети. Стоит отметить, что до появления котельных, тепло в больнице было не так, как нужно.
− Говорили, например, «15-го апреля конец отопления, а осенью, 15 октября – начало отопления». Ну, 15 октября не обязательно, чтоб оно началось. Когда получилось, тогда получилось. У нас в палатах уже 16-18 градусов. Для детей, которые еще больные, естественно это… По этой причине было такое обращение, чтоб сделать у нас комплекс крышных котельных, - сказал Дмитрий Гоцуляк.
Хуже дела обстоят в детской инфекционной больнице, которая подключена к централизованному отоплению. По словам главврача больницы Татьяны Цымбал, в палатах «прохладно», поэтому приходится включать обогреватели. Но и здесь возникают сразу несколько проблем, и главная – нагрузка на электросеть. Сама главврач уже просила подключить больницу к отоплению.
− Мы первого апреля отключились и отключились все, кто находился на отоплении. Я вчера звонила, просила, они мне: «Котельная не работает, вода вся ушла, батареи спущены». Пыталась я конечно, чтоб возобновили. Я смотрю, в других городах включили. Но я не жалуюсь, потому что, конечно время прошло, 15 дней, - рассказывает Татьяна Цымбал.
Хотя, пройдясь вдоль боксов и смотря на маленьких пациентов, становится понятно – в больнице не просто «прохладно». Дети одеты в свитера и теплые халаты, родители кутаются в одеяла, которых, по словам главврача, выдают по три на каждого.
Но больше всего не повезло городскому родильному дому №3, условия в котором, мягко говоря, не соответствуют нормам. Заведующая хозяйством Ирина Коваленко рассказала – проблема отопления в роддоме уже давно:
− Вот я здесь работаю 23-й год и проблема существует все эти годы. Потому что вот в такой момент, в межсезонье, в палатах, там, где дети находятся, где роженицы, 26 градусов. А сколько сейчас, если сейчас нет отопления. Мы привязаны к ТЭЦ, и вот они отключили, ради нас котлы не растопятся. Мы уже греемся «дуйчиками», каминчиками, кондиционерами, подогреваем эти палаты, - рассказывает Ирина Коваленко.
Вполне естественно, что калориферы и обогреватели нагружают электросеть и пробивают брешь в бюджете, но другого выхода нет. По словам завхоза, жалобы писали, но результата не получили.
− Мы просим продлить этот отопительный период, но никто не отреагировал. Я знаю, облтеплоэнерго, другие роддома и больницы дотапливали хотя бы еще две недели, а ТЭЦ никогда, - утверждает Ирина Коваленко.
Поэтому, строительство собственных котельных – это единственный возможный вариант, чтобы не подвергать опасности здоровья рожениц и детей из года в год. Хотя, стоит отметить, что, спустя несколько дней после нашей инспекции, отопление в роддоме включили. Правда, как?
А вот в школах, если верить директорам, все замечательно. Да, прохладно, да, некомфортно, ну так дети же бегают на переменах! Кроме того, представители городской власти приняли решение отменить занятия 20-21 апреля, в связи с резким ухудшением погодных условий. Директор Николаевской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №46 Светлана Тельнова особой проблемы не видит.
— По большому счету, я катастрофы особой не вижу. По крайней мере, в нашем учебном заведении проблемы нет. Да, прохладно, но дети нормально, никто в шапках, варежках не сидит, как некоторые говорят. Уроки мы сократили, больше переменок, они на переменах тут гоняют, бегают в коридорах, - рассказывает Светлана Тельнова.
Проблема в другом – из-за постоянных карантинов и вынужденных каникул, учителя вынуждены сжимать учебные планы. И если для средних классов это еще терпимо, то выпускники нервничают.
— Переживают больше выпускники. Те, кто сейчас готовится к ВНО. А, знаете, как всегда, перед смертью не надышишься. Уже в последний момент они все больше понимают, что вот-вот время подходит, а в знаниях где-то пробелы есть. А тут еще и карантины, отмена занятий. Ну это такое, знаете, чисто психологическое, - сказала Светлана Тельнова.
Ни жалоб от родителей, ни от детей руководство школы №46 не получало. Судя по реакции директора, руководство школы входит в положение городской власти, которая отключила отопление заранее, а теперь не имеет возможности его включить.
— Дело в том, что, с хозяйственной точки зрения, я общалась с работниками ТЭЦ, они говорят, что этот процесс очень сложный, потому что, если они отключают систему, то это полностью останавливается, сливается вода, чистятся трубы. Запускать процесс – это будет сложно, запускать на неделю, на две – не рентабельно, - сказала Светлана Тельнова.
В школе №51, по словам директора Евгения Масюты, проблемы с температурой в классах тоже особо нет.
— У нас хорошее расположение школы, большинства классов –– как только солнечная сторона, сразу же в кабинетах становится тепло. Когда погода испортилась – мы же сразу сократили занятия, перемены, сократили на 5 минут уроки, отреагировали на это. Я так думаю, что вполне приемлемо, - сказал Евгений Масюта.
Несмотря на все меры, предпринятые руководством школы №51, дети все равно пострадали. Об этом рассказала мать одной из учениц школы, пожелавшая остаться анонимной:
— У нас там заболело детей 6, по-моему. Ну вот нам сказали, я ее (дочь, - прим.) не пустила в школу 18-го апреля, дождь пошел, у нее насморк, я поняла, что она заболела. Во вторник нам написала классная руководительница, что 20-21 типо карантин, потому что в школе сильно холодно, но там мамочки начали отписываться, что у всех поболели дети, они даже и 19-го не пойдут, мол, смысл вообще туда идти один день для того, чтобы потом еще два дня сидеть дома.
Родительский Viber-чат одного из классов школы №51
Ребенок сам рассказал, что в школе холодно.
— Ребенок приходит домой и говорит: «Мама, в школе дубак, ужас просто, где мой шарф? Я возьму в школу шарф», еще, когда дождя не было, еще до того, - говорит собеседница НикВестей.
Руководители учебных заведений не жалуются, более того, утверждают, что катастрофы нет. Но лучшие условия, как выяснилось, в детских садиках, даже учитывая тот факт, что, их-то как раз на двухдневный карантин не закрывали. Заведующая хозяйством детского садика №93 рассказала – претензий по поводу отопления у них нет.
— У нас тепло и никаких претензий мы ни к кому не имеем. Что касается, что раньше выключили, это никуда не годится. Ну хотя бы вот это включили. Ничего, мы справляемся, - рассказала завхоз.
Стало немного неясно – с чем же справляются, если претензий нет. Как оказалось – в садике включают обогреватели. Дабы избежать нагрузки на электросеть, включают по графику.
Общаясь с директорами школ, администрацией детских садов, главврачами больниц, я все время слышала фразу: «Ну да, некомфортно, но не катастрофа». Что она означает? И как то, что напрямую связанно с детским здоровьем, можно мерить категорией «некомфортно, но жить можно»? Здесь стоит вспомнить слова матери одного из заболевших детей.
— Я считаю, что такие учреждения, как школы и сады, вообще не должны отключаться до тех пор, пока жара не будет. Это же дети. У нее там майка задралась, она носится, бегает на переменах, ей жарко, потом она села, ей шевелиться нельзя на уроке, все, она остыла. Это ж не взрослый человек, который себе поясницу укутает.
Подводя итоги, справедливости ради, стоит отметить – изначально решение городского головы о прекращении отопительного сезона выглядело достаточно логичным – на улице весенняя жара, какой смысл платить еще 2 недели за отопление. Да и сейчас, слушая слова Александра Секневича о том, что он не может включить тепло в объектах социальной сферы на пару дней, тоже все ясно – пока отопление включат, холодные дни пройдут. И вроде бы все понятно, если бы не одно «но» - о том, что на Николаев надвигаются холода, было известно несколько недель назад, а это значит, что, гипотетически, можно было дать команду и все бы успели. А еще лучше было бы «по-старинке» топить до 15 апреля. В этом случае, узнав о приближающейся непогоде, например, 14-го, можно было просто продлить сезон на несколько дней. Новаторство – это замечательно, но не в том, чего невозможно предусмотреть.
Юлия Акимова, НикВести