Музыка в николаевских кафе – легальна ли она?
-
16:02, 23 May, 2019
Необычно высокий штраф - 223 тыс. грн. - наложили на владельца одного из кафе г. Николаева за незаконное использование музыки. Насколько обосновано такое наказание, и какова ситуация с соблюдением авторских прав на музыкальные творения в заведениях общественного питания Николаева, разбирался корреспондент НикВести.
«Дорогой «Maniac»
Слишком дорогой оказалась песня «Maniac» в исполнении Marwie для владельцев кафе «Polichano», расположенного в районе пересечения пр. Центрального и ул. Пушкинской.
В апреле нынешнего года Хозяйственный суд Николаевской области вынес решение о взыскании 223, 4 тыс. грн c хозяев ресторана за использование этой песни без лицензии и выплаты роялти. Иск был подан организацией коллективного управления авторскими и смежными правами (ОКУАСП, их партнерская организация - УЛАСП) в интересах ООО «Уорнер Мьюзик Украина».
Интересно, что два года назад, в 2017-м, на подобных правонарушениях уже попадались николаевские заведения. Тогда не повезло владельцам ресторана «Чайхана Хурма» и арт-клуба «Amigo». За пиратство в отношении интеллектуальной собственности суд с них затребовал по 32 тыс. грн. Конечно, суммы тоже существенные, но все-таки они в 7 раз меньше, чем предъявлено нарушителю в текущем году.
Один из соучредителей кафе «Polichano» Наталья в комментариях «НикВести» сообщила, что владельцы заведения уже подали апелляцию, и будут оспаривать решение суда, поскольку несоизмеримо нарушение и наказание.
Между тем, в Украинской лиге авторских и смежных прав (УЛАСП), представитель которой и зафиксировал нарушение, непреклонны.
- Суды наделены правом присуждать компенсацию в размере от 10-ти до 50 000 минимальных заработных плат в соответствии со ст. 52 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах», - говорит PR-менеджер УЛАСП Наталья Тесля.
Отметим, что в Украине уже были прецеденты, когда суд обязывал заведения общественного питания выплатить компенсацию за нелегально использованные музыкальные треки в размере 223 тыс. грн. В последний раз это произошло в сентябре и декабре 2018 г. Были оштрафованы киевская пиццерия «Yugoslavia» и заведение ресторанного холдинга «Мировая карта» пиццерия «Il Molino» (г. Киев).
«По защите прав – ситуация сложная…»
Если следовать букве закона, то каждое кафе, бар, ресторан, пиццерия, закусочная, торговый центр, магазин, супермаркет, гостиница, АЗС, салон красоты, спортивный клуб и даже «маршрутка» должны платить авторам и исполнителям за использование их музыки в своей хозяйственной деятельности.
Часть бизнесменов действительно платит. Однако музыка во многих заведениях Украины по-прежнему используется нелегально.
Пытаясь уйти от ежемесячных платежей, предприимчивые предприниматели придумывают разного рода уловки: демонстрируют на мониторах клипы без звука, тогда как в кафе при этом играет другая музыка; включают вместо музыки новости и спорт. Есть и те, кто транслирует немые фильмы Чарли Чаплина. Но чаще всего владельцы небольших заведений общепита покупают лицензированный диск, или легально скачивают музыку из интернета, считая, что могут использовать ее в своей коммерческой деятельности. Эксперты же предупреждают: на каждом диске написано, что он предназначен только для частного прослушивания, то есть в кругу семьи и друзей.
В Украине действует несколько организаций, которые занимаются правовым аспектом использования музыки в коммерческих целях. УЛАСП позиционирует себя как единственная организация, которая имеет полный пакет договоров с крупнейшими правообладателями Украины и зарубежья, а значит, обладает самым большим каталогом музыкальных произведений. Но, со слов ее сотрудников, процент охвата всех заведений общественного питания Украины составляет всего … 10%.
Что касается Николаева, то статистика следующая: в 2017 году было заключено 22 договора с заведениями общепита, в 2018-м – 25 договоров. И хотя в это число не входят сетевые рестораны и магазины, договора с которыми заключаются централизовано, все-таки очевидно: мировая практика выплачивать денежное вознаграждение авторам и исполнителям за публичное звучание их композиций в нашем городе, как и в Украине в целом, пока еще находится в зародышевом состоянии.
- Мне пришлось целый год потратить, чтобы в Херсоне хоть как-то легализовать этот рынок, - комментирует ситуацию региональный представитель УЛАСП в Николаевской, Одесской и Херсонской области Эдуард Гавзинский.
Он отмечает, что хотя в Николаевской области, в сравнении с 2015-м годом, ситуация с легальным использованием фоновой музыки в заведениях общепита и других общественных заведениях улучшилась, больше все-таки платят в соседней Херсонской области. Причина проста – там дольше работал Эдуард.
Районные кафе и рестораны, из-за недостатка сотрудников, и вовсе остаются не охваченными ревизорами.
- У нас сложная ситуация по защите прав на интеллектуальную собственность. Относительно Николаева – центр города весь заключил договора: «Сити-Центр» (в лице рекламного агентства «Позитив»), «Ричмонд», «Карабас». Но есть те организации, к которым я приходил неоднократно, объяснял, предоставлял информацию, месяцами пытался связаться с ними... Все говорят, что это дорого. Но нужно платить за использование интеллектуальной собственности, - отмечает Эдуард Гавзинский.
Размер роялти, то есть регулярного вознаграждения за использование музыки, рассчитывается индивидуально. Учитывают местоположение, количество посадочных мест, площадь заведения. В Николаеве, по старым тарифам, это составляло 600 – 1500 грн для кафе в месяц. Теперь цены выросли.
Как нам роялти рассчитали
Мы обратились в организацию УЛАСП анонимно. Представились владельцем небольшого кафе в Николаеве, в котором 6 столиков, 24 посадочных места, и попросили рассчитать ставку роялти.
Молодой человек по имени Алексей перезвонил уже на следующий день, и сообщил, что ставка работы для нашего заведения составит 1000 грн. в месяц.
- Это будет любая популярная музыка, в хорошем качестве, без пауз и «зубьев дракона» - то есть все в одном формате, - пообещал Алексей.
Но главное, заверил он, что при заключении договора с их организацией, мы получим полную правовую защиту. То есть ни одно третье лицо не сможет предъявить нам претензию. А если кто и решится, то адвокаты организации, заверил Алексей, будут заниматься этим делом, а мы - продолжать вести свою предпринимательскую деятельность.
В завершение парень наградил нас 15-процентной скидкой, но с принятием решения о заключении договора посоветовал поторопиться. Поскольку с 1-го мая ставка роялти для нашего кафе составит уже 1440 грн.
О бедном авторе замолвите слово
По своей сути, главной целью организаций, занимающихся сбором и выплатой роялти, является защита прав украинских и мировых авторов. Но какая сумма в цепочке «сборщик роялти – правообладатель – автор» доходит непосредственно до автора, то есть создателя музыкального произведения, неизвестно.
На наш вопрос об этом в Украинской лиге авторских и смежных прав ответили витиевато: «УЛАСП выплачивает деньги правообладателям, а правообладатели - исполнителям. Какой процент получает исполнитель, зависит от условий его договора с правообладателем».
Чтобы узнать мнение людей о ситуации в Украине с соблюдением авторских прав, мы обратились к первоисточнику – музыкантам.
Солистка группы «Wind Music» (г. Херсон) Анна говорит, что хоть лицензионных гонораров пока и не получает, но за соблюдением прав на свои композиции следит: на часть работ уже защитила авторские права.
- В Украине это только зарождается, начинает развиваться. За границей музыканты, которые исполняют кавер-версии, выходя на высокий уровень, должны заключать договор с автором композиции, - говорит Анна, добавляя: - Мы не против, чтобы наши композиции звучали в кафе и ресторанах. И так скажет любая начинающая группа. Все хотят, чтобы их музыку «крутили», чтобы она звучала везде.
Схожего мнения и николаевский музыкант, руководитель джаз-оркестра «Performance Big Band» Владимир Алексеев:
- Для молодых исполнителей, наоборот, хорошо, чтобы их музыку играли везде. Для коллективов серьезных – да, актуален вопрос легальности использования музыки. Если говорить о наших коллективах, то я пишу свою аранжировку, это моя музыка. Мы не переигрываем «один в один» чью-то песню, и не выдаем ее за свою. Это моя музыка, оркестр играет другие ноты, которых нет в композиции. Часто авторы слышат наш вариант, и им нравится, что их композиции переделали. Это только лишний раз популяризирует того или иного исполнителя, - говорит Владимир Алексеев.
Екатерина Стриль, НикВести