«Чергова зрада» в аэропорту Николаева: Как Барна деайсер покупал?
- Иван Казора
-
•
-
16:40, 09 October, 2019
Коммунальное предприятие «Николаевский международный аэропорт» закупило деайсер — машину для обработки самолетов от льда в зимни период, по завышенной цене у новосозданной фирмы, переплатив почти 2 миллиона гривен.
Об этом идет речь в новом выпуске программы журналистских расследований «Чергова зрада», которая выходит на НикВести. Авторы программы - журналисты Иван Казора и Юлия Бойченко.
В сюжете говорится, что еще в ноябре 2018 года коммунальное предприятие объявило тендер на закупку деайсера с ожидаемой стоимостью в 7 миллионов 800 тысяч гривен.
Деайсер — машина для противообледенительной обработки воздушных судов. Лед, образующийся на поверхностях самолёта, ухудшает аэродинамику, управляемость и может послужить причиной катастрофы. Поэтому самолет перед вылетом должен быть чистым, без льда и снега.
После объявления закупки тендерный комитет сократил сроки проведения аукциона, а соответственно и время ознакомления с документацией участников с одного месяца до одной недели.
Участие в аукционе приняли всего две компании: ООО «Штерке» и ООО «Одиссей трип суппорт Европа». Как оказалось, оба участника связаны между собой, что говорит о фиктивной конкуренции между ними. Так, согласно данным сайта Министерства юстиций Украины, компания «Штерке» зарегистрирована в городе Киеве, на Проспекте Воздухофлотском, 92, офисе 433. Ранее по этому же адресу была зарегистрирована компания «Одиссей трип суппорт Европа».
Помимо этого учредителем компании «Штерке» является Виталий Липовенко, который ранее работал директором в компании «Одиссей трип суппорт Европа».
Примечательно, что Виталий Липовенко является сыном Петра Липовенко, директора «Ассоциации Аэропортов Украины», который в ноябре 2018 года вместе с Федором Барной заявил о возобновлении работы аэропорта в Николаеве.
Также о фиктивности конкуренции между двумя участниками свидетельствуют фото деайсеров, которые компании предоставили в своих тендерных заявках. Так, компания «Одиссей трип» предоставила фото машины с бортовым номером Е8. В то же время, на этом же фото видно деайсер с номером Е7, фото которого в своем тендерном предложении предоставила компания «Штерке». Также на фото обеих компаний в верхних частях фотографий видно одну и ту же автоцистерну и один и тот же легковой автомобиль. Понять, в каком месте были сделаны фото, помог деайсер компании «Одиссей трип», на котором заметна надпись на немецком «Аэропорт города Лейпциг».
Комментируя вышеизложенные факты, директор аэропорта Федор Барна заявил, что он не вмешивается в работу тендерного комитета и не следит за прозрачностью и честностью проводимых торгов.
— Мы для себя определяем требования, характеристики, которые нам нужны, бюджет, который мы можем для этого выделить, и комитет заседает, выписывает условия, чтобы мы могли защитить свои интересы. А там у кого, по какому адресу - я же не Шерлок Холмс смотреть кто, куда, на что обращать внимание. Тендерный комитет смотрит и говорит, что выиграла эта компания. Документы все в порядке, нарушений нет и мы объявляем их победителями. Мне остается только заключить с ними договор. На этом все. Точка, – заявил Федор Барна.
Несмотря на все эти факты, тендерный комитет допустил к аукциону обе компании, победу в котором одержала компания «Штерке». Именно с ней 31 декабря аэропорт заключил договор на 7 миллионов 722 тысячи гривен.
Стоит отметить, что на момент заключения договора компания «Штерке» существовала всего 2 месяца и не вела никакой экономической деятельности.
В распоряжение автора программы попала таможенная декларация, которую «Штерке» заполнила при ввезении техники в Украину. Согласно ей «Штерке» купила эту машину в Германии за 4 миллиона 500 тысяч гривен. Также компания заплатила 90 тысяч гривен за доставку деайсера из Германии в Украину, а также 1 миллион 179 тысяч гривен налогов.
Таким образом компания, существующая на тот момент всего два месяца, смогла заработать около 2 миллионов гривен.
Авторы программы говорят, что все изложенные факты говорят о том, что компания «Штерке» является фирмой-прокладкой, которую создали специально для проведения данного тендера и закупки деайсера, который Федор Барна заранее нашел в Германии.
Директор аэропорта не на камеру подтвердил, что по данной схеме был закуплен не только деайсер, но и другая техника, которая необходима предприятию. Так, Федор Барна заявил, что у него есть некая фирма в Германии, которая по низким ценам находит и продает ему уже использованную ранее технику.
— Мы по б\у технике. Я брал всю эту технику - мне помогли, подсказали где. Я объездил всю Европу. Был у 5-6 компаний, которые торгуют этой техникой. Меня свели с человеком, который 30 лет этим занимается - это семейный бизнес, в Германии их все знают. Они берут у аэропортов технику, восстанавливают, приводят в порядок. Я вот эту всю технику взял в Германии, она мне стала в 89 тысяч евро. Они говорят: «Ребята, мы в ваших тендерах не хотим участвовать», – заявил Федор Барна.
Как оказалось, на закупке деайсера сотрудничество компании «Штерке» и аэропорта не закончилось, ведь она победила в очередном тендере, только на этот раз это был пожарный автомобиль, который аэропорт собирался приобрести за 7 миллионов 699 гривен. Между компанией и аэропортом даже был заключен договор, который так и остался нереализованным. Федор Барна объяснил это тем, что у аэропорта просто нет денег.
— Мы ее не закупали! Мы провели тендер по требованию Государственной авиационной службы. Мы смотрели разные варианты, по тем техническим характеристикам дешевле машину купить невозможно. Новая такая машина стоит под миллион евро. Я по этому договору никаких движений не делаю, я в размышлении. Я подписал договор, я никаких финансовых потерь не понесу, если решу не покупать. Ну кроме потерянного времени. У нас на сегодняшний день нет финансового ресурса покупать данную машину, – сказал Федор Барна.
На сегодняшний день аэропорт так и не закупил пожарный автомобиль. Помимо этого, аэропорту необходимо будет в дальнейшем закупать и другую технику, которая нужна для его полноценной работы. Неизвестным остается только вопрос с тем, каким образому будут проводиться эти закупки.