Серая правда на «Ника-Тере»
-
12:04, 16 April, 2013
Наш корреспондент решила посмотреть, что перегружают на «Ника-Тере»
Видеоматериалы и статьи, опубликованные в интернет-изданиях о возгорании пылевоздушной смеси, которая образуется в момент перегрузки комовой серы, и распылении серы во время проведения погрузочных работ на ООО «Морской специализированный порт Ника-Тера», вызвали резонанс среди николаевцев. В различные инстанции начали поступать жалобы на работу предприятия от жителей Корабельного района, на защиту поднялись экологи и общественники.
Общественная организация «Фонд развития Корабельного района» адресовала петицию главе Николаевской ОГА Николаю Круглову, в которой просит разобраться в вопросе вопиющего загрязнения окружающей среды предприятием «Ника-Тера». Петицию поддержали 250 интернет-пользователей.
Первым делом я обратились в Николаевскую экологическую инспекцию. В телефонном разговоре девушка из экоинспекции сообщила, что необходимо подать информационный запрос и только после всех согласований с Киевом возможно нам ответят. – С февраля месяца мы должны все комментарии, которые даем в СМИ согласовывать с Киевом в ГЭИ Украины. Поэтому, Вы присылайте нам запрос, мы у них спрашиваем, они нам дают разрешение, и потом мы с Вами свяжемся или ответим Вам…, - объявил голос в трубке.
А как же тогда обычному жителю Николаева получить информацию об экологическом состоянии района, в котором он живет? Очень сложно. Вас загоняют по различным инстанциям, инспекциям, специалистам, по различным номерам телефонов и в итоге ответят: «Вы напишите о сути проблемы, а мы Вам ответим».
В Государственной экологической инспекции по охране окружающей среды Северо-Западного региона Черного моря, что в Одессе, также предложили прислать обращение. Но я не уступала, и девушка из инспекторского отдела подняла последнее заключение проверки, которая, по словам инспектора, проводилась совсем недавно. Оказалось, что все показатели в норме и никаких нарушений не обнаружено.
А что думают жители Корабельного района и Балабановки, чьи жители ближе всех живут к терминалу?
– Вы знаете, - говорят две мамочки с маленькими детками в колясках, - Мы не видели в Балабановке желтой пыли. – У меня родственник работает на «Ника -Тере», - продолжает одна из мам, - он тоже ничего об этом не рассказывал, - мы и в лес в сторону порта с детками на прогулку ходим и все нормально. Если бы эта пыль там была, мы бы ее видели. Вот когда едешь в сторону Лупарево, так там лес ржавый от шлама, так это да.
- Мы столько писали, подписывались все, когда начали строить «Ника-Теру», и «Зеленые» тогда выступали против строительства. Вы думаете, нас кто-то услышал? Все-таки построили. А что сейчас? А кто его знает. По «Ника-Тере» мы ничего не слышали сейчас, да разве его разберешь, откуда оно сейчас метет, - говорят пенсионеры, - оттуда красное, аж сюда метет, отсюда может тоже что-то метет, тут же столько предприятий понастроили. Что-то отравляет воздух, что-то воду – понемножку вымираем. Знаем точно, что рыба пропала. Раньше ее столько было, а сейчас даже в Лупарево ее нет.
И тогда я напросилась в гости в сам порт. Заместитель начальника по охране труда, охране окружающей среды и чрезвычайным ситуациям ООО «МСП Ника-Тера» Анатолий Петров рассказал, что предприятие со всеми технологическими комплексами построено в соответствии с разработанным проектом, который утвержден законодательно и получил положительные заключения государственной экологической экспертизы.
– Есть соответствующие нормы. И мы говорим о том, что технологический процесс предприятия подразумевает пыление, но это не говорит о том, что это влияет на здоровье людей и на экологию вокруг порта. Естественно, есть определенное загрязнение, но предельно допустимая концентрация (ПДК) у нас не превышает норму - ни в рабочей зоне, ни в защитной.
Из окна административного здания виден процесс загрузки серы на судно. Я не увидела той пыли, которая может достичь ближайшей точки населенного массива, а это около 1300 метров. Радиус ярко выраженной запыленности в месте перегрузки серы, в момент моего присутствия на территории порта, был небольшой. Как убеждали меня скептики – я попала в безветренную погоду.
- При сильном ветре видно, как раздувается серная пыль, - говорит работник одного из предприятий, расположенного по соседству с «Ника-Терой». – Наше предприятие находится в метрах 300 от места погрузки серы. Да, чувствуется пыль, но это бывает нечасто. А так, чтобы пыль доходила до жилого массива, я такого не слышал.
Анатолий Петров утверждает, что работа предприятия находится под постоянным контролем:
- У нас только за три месяца этого года надзорными органами было проведено 7 внеплановых проверок, - говорит он, показывая заключения контролирующих служб. - Нас проверяла государственная экологическая инспекция по охране окружающей среды Северо-Западного региона Черного моря, центральная СЭС на водном транспорте, региональное управления Департамента госконтроля на морском и речном транспорте, Николаевский сектор поста экологического контроля, Николаевская портовая СЭС. Ни одна проверка не выявила угрозы загрязнения окружающей природной среды вследствие перегрузки насыпных грузов на «Ника-Тере».
На предприятии говорят, что здесь постоянно проводится мониторинг с целью контроля состояния окружающей среды. На протяжении 2010-12 годов мониторинг проводился Укр.НИИ МФ и Институтом гигиены и медицинской экологии им. А. Н. Марзеева. При проведении мониторинга осуществлялись замеры содержания загрязняющих веществ в рабочей и санитарно-защитной зоне предприятия. Результаты замеров показали, что превышений ПДК загрязняющих веществ в санитарно-защитной зоне предприятия, в том числе непосредственно со стороны причалов открытого складирования, не установлено.
Как говорят сами экологи, Институту Марзеева можно доверять. Такого мнения придерживается и Олег Деркач, председатель Региональной Черноморской сети общественных организаций.
– На днях я был на территории этого предприятия, из админздания прекрасная панорама территории и ничего такого подозрительного я там не увидел, но это всего лишь первое впечатление. Понимаете, живя здесь, в центре города, люди говорят о том, что на «Ника-Тере» то горит что-то, то пылит что-то – это всего лишь размышления. С руководством порта мы обсудили вопрос взаимодействия предприятия и общественных организаций, вопрос информирования населения. Когда предприятие закрыто для общества, а там строгая система пропусков, население мало знает, что и как там происходит, тогда рождаются мифы и слухи . Да, мы все понимаем, что предприятие несет какую-то нагрузку на окружающую среду.
Со слов Олега Михайловича, сложность в том, что в Николаеве, да и в Украине в целом практически нет сертифицированных учреждений, которые могут проводить экологическую экспертизу с выдачей официального заключения. Такая прерогатива только у государственных структур. Сложность состоит и в том, что когда экологи-общественники обращаются в госучреждения для проведения каких-либо исследований, там отказывают, мол, таких указаний сверху не поступало.
Выходит, слухи вокруг распыления серы в районе ООО «МСП Ника-Тера» слишком преувеличены. Но это сегодня. А что будет завтра, ведь собственник предприятия вынашивает серьезные планы развития?
До середины 2000-х годов основным грузом перевалки были калийные удобрения. С 2005 года номенклатура грузов расширилась: 2005 год – сульфат амония, сульфат калия, нитроаммофоск, зерновые; в 2006-м - кальцинированная и амиачная селитра, карбамид; 2007-й год – диамонийфосфат, моноамонийфосфат; в 2008-м в порту начали проводить перевалку серы. В 2009 -10 годах – ильменитовый и рутиловый концентраты и металл. В прошлом году добавилась перевалка фосфоритов и наливных грузов.
- При организации подъездов к предприятию грузооборот мог бы составить 7 млн. тонн в год, но это остановило бы сегодня движение городского и общественного транспорта, ведь железнодорожная ветка проходит возле рынка и районной больницы в Корабельном районе. Поэтому руководство предприятия хочет вывести весь железнодорожный и автомобильный трафик мимо города, - рассказывает Игорь Солоненко, начальник отдела капитального строительства ООО «МСП Ника-Тера» .
Но реализация таких масштабных проектов, считают в порту, невозможна без поддержки на государственном уровне. Порт, в свою очередь, готов участвовать в программах государственного партнерства по улучшению и созданию элементов инфраструктуры Николаевского региона.
Как раз претензии по транспортировке грузов открытым способом через центр Корабельного района и были озвучены на недавнем заседании общественного совета по экологической безопасности и благоустройству при городском голове.
Олег Деркач говорит, что организации экологической направленности проповедуют такую идею, что экономический рост нельзя достигать любой ценой.
- Предприятие должно быть экономически целесообразным, экологически безопасным и социально направленным. Что касается социальной направленности – да, созданы рабочие места, люди работают, платится зарплата и отчисляются деньги в бюджет. Что касается экономической целесообразности, наверное, оно целесообразно. Остается экологическая безопасность, меры этой безопасности. Ведь сегодня мы довели наш Днепро-Бугский лиман, а Черное море уже в критическом состоянии, и нужно приветствовать те предприятия, которые бы могли выделять и отчислять средства, которые бы шли на какие-то компенсационные мероприятия. Я думаю, что скрывать там нечего, надо людям показывать и рассказывать, и тогда такие неприятности будут гаситься, - призывает эколог.
Наталья Ечкалова, Николаевский Бизнес