Николаев и область: взгляд в корень. Аутопсия «русской весны»

Свершившийся факт - никакой «русской весны» в Николаеве не будет. Максимальное количество, которое собрали в городе один раз русские и малороссы (как они себя называют) – около 5 тыс. человек. Это было 1 марта.

Но эта цифра не показательна, поскольку была «взвинченна» сносами памятников Ленину, которые произошли в городе 23 февраля, и мнимой угрозой сноса памятников Красной армии и прочих «зверств» «банд заезжих бандеровцев». Как только 1 марта, на митинге, часть присутствовавших стала кричать «Россия» и махать русскими флагами, а в городе стало ясно, что дальнейших сносов советских памятников не будет, как и нет тут никаких заезжих «бандеровцев», численность на русских митингах резко упала.

Теперь это были уже действительно именно русские митинги представителей «русского мира» с попыткой запустить в городе «русскую весну». На них кричали «Россия», звали русскую армию, махали русскими флагами и утверждали, что Николаев это русский город, где живут русские, а никаких украинцев в природе нет и быть не может, поскольку это все малороссы, то есть не отдельный народ, а только часть русского.

Но «русской весной» в Николаеве не пахло. Динамика и характер событий показали, что хоть какой-то процент русских и малороссов действительно живет в городе (впрочем, как и евреев, грузин и других национальных меньшинств), но не они делают «погоду» в Николаеве.

Посмотрим на факты. После митинга 1 марта около 50 русских остались ночью сторожить памятник ольшанцам, для чего разбили палаточный лагерь. Последующие ежедневные митинги в будние дни собирали приблизительно по 50-100 человек, а на «центральных» воскресных митингах - по 200-500. Понятное дело, для полумиллионного города это не те цифры, которые бы позволили говорить о «русскости» города.

7 апреля этими смешными силами (вместе с отдельными заезджими из России типа известной М.Коляды) русские попытались штурмовать облгосадминистрацию, после чего были сметены вместе с палаточным лагерем самообороной украинцев в числе около 500 человек.

На следующий день, на митинге, «народный мэр» русских Никонов вынужден был признать, что лагерь восстанавливать не будут, поскольку численность русских готовых его защищать, очень мала по сравнению с численностью украинцев готовых его снести. Похожая картинка с доминированием украинских сил произошла и во время попытки «стихийного» штурма русскими горсовета во время сессии 25 апреля. Вот и все кино о «русской весне» в Николаеве…

Остальная часть области еще более не русская по духу. Собственно, никаких проявлений «русскости», в том числе стремлений к защите русского языка и культуры в районах области, вообще не замечено. 

Теперь обратимся к фактам статистики и социологии.

Вцелом область (включая Николаев) серьезно отличается от Донецкой, не говоря уже о Крыме. Крым был украинским только номинально. Украинцев, по данным переписи, там было меньшинство – 24,3%. Не говоря уже о том, что они были практически полностью русифицированы. Единственными организованными и заметными «украинцами» в Крыму были – татары (и то только ситуативно политически). Поэтому, не удивительно, что 25 мая депутат облсовета В.Подберезняк написал в Фейсбуке о голосовании за Президента Украины: «Большинство голосующих из Крыма - крымские татары! Теперь абсолютно ясно кто в Крыму украинцы!».

Одним словом: украинского духа в Крыму не было, в отличии от русского, что, в конце концов, и вылилось в то, что произошло.

Донецкая область, хоть и не Крым, но для украинцев ситуация тут тоже очень запущена, даже по сравнению с Николаевской. Украинцев в Донецкой области по переписи 2001 года - 56,8% против 38,22% русских, в Николаевской – 81,91% украинцев против 14,06% русских. Последствия русификации украинцев Донецкой области тоже хуже Николаевской: украинский язык родным считали только 24,1% в отличии от 69,2% в Николаевской (перепись 2001). Разница огромная и, понятное дело, она «светится» и во всех культурно-политических ориентациях населения.

Например, в Донецкой области по данным апрельского опроса Киевского международного института социологии (далее – КМИС) 47% опрошенных заявили, что Россия справедливо защищает права русскоязычных в Украине, а 33% не согласились с этим. В Николаевской области - наоборот. Согласных с вышеуказанным утверждением только 14,6%, а не согласных - 71,5%.

Диаметрально противоположны взгляды на события в Крыму. Если в Донецкой области 62,9% считают что присоединение Крыма к России – это результат свободного волеизъявления жителей Крыма и только 25,7% считает, что такое присоединение – результат незаконной аннексии, то в Николаевской области все наоборот - 23,3% считают это вольным волеизъявлением, а 68,2% - незаконной аннексией. Противоположны взгляды и на многое другое.

Именно поэтому бессмысленна и необоснованна паника некоторых эмоциональных украинцев о том, что если отдадим Крым и Донецкую область, то дальше и в других областях верх возьмут русские сепаратисты. Рвется только там, где тонко. Даже до известного русского «нелюбителя украинцев» Никиты Михалкова недавно дошло, что России нет смысла вводить войска в «бендеровскую» Одессу, поскольку все события показали, что русские там в «мизерном меньшенстве».

Но вернемся к Николаеву и области. Какой же реальный процент «русского мира» в Николаеве и области? «Русского мира», который составляют люди, для которых русский язык - личная культурная ценность, а не ситуативное удобство. Люди, которые вообще культурно ориентированы на Россию (царскую, советскую, современную), на ее оценку истории, мировой политики, общественных процессов. Люди, ориентированные на русские экономические и политические модели, стремящиеся к всесторонней интеграции с Россией не потому что это выгодно только сейчас, а потому что это «свои навсегда».

Реально по городу Николаеву адептами «русского мира» является около 18-22%. Эта цифра светится в контексте сравнения многих данных статистики и социологических опросов.

Хотел бы уберечь вас от нудных расчетов, но все же, хоть кратко, придется обосновать.

Сначала в этническом разрезе. Перепись 2001 года зафиксировала численность украинцев в Николаеве 72,7%, русских - 23,1%, в области – 81,91% и 14,06% соответственно. В этом же году КМИС выявил, что однозначно против независимости Украины выступают 45,2% русских в Украине, и около 29,7% русскоязычных украинцев. Совместив эти массивы данных, по городу Николаеву процент противников украинского государства достигает 32% жителей, по области – 29%.

Но тут есть два нюанса. Во-первых, эти цифры стоит уменьшить, особенно по области. Поскольку в целом по области и даже в Николаеве живут и украиноязычные украинцы. А среди них доля противников своего государства всего 15,7%. Во-вторых, это цифры 2001 года. А многочисленные дынные соцопросов свидетельствует, что общая динамика в Украине не в пользу «русского мира». Даже количество тех, кто считает себя русскими, уменьшается. Поэтому, в 2014 году число противников Украины однозначно меньше.

Следующая социологическая подсказка более точная и актуальная.

В 2009 году Наваль-експерт зафиксировал по городу Николаеву 26% жителей, которые считают своим родным языком - украинский и 72% - русский. Всеукраинский опрос августа 2013 года социологической группы «Рейтинг» показал, что «однозначно против» существования Украины как государства выступают 26% тех, кто считает родным языком русский и около 8% тех, кто считает своим родным языком украинский. Совместив оба массива, получаем по городу Николаеву 21% жителей, являющихся «однозначными» противниками украинской государственности. (Для тех, кто любит научную точность, скажу, что цифра чуть «грязная». Ее можно смело на пару процентов уменьшить, поскольку в «Наваль-Эксперт» отсутствовала категория «родной язык и украинский и русский», которая присутствовала в опросе «Рейтинга» и имела меньший процент «противников» государственности», чем у людей с родным русским.)

Также цифра 18-22% «русского мира» по Николаеву косвенно выплывает из результатов опроса КМИС по области в апреле этого года: 14,6% заявили, что поддерживают действия России в защиту русскоязычных в Украине.

Понятно, что по Николаеву эта цифра больше, а, в остальной, преимущественно сельской, части области – меньше. Это подсказывает перепись 2001 года: если в Николаеве (около 500 тыс. жителей) украинский язык родным считали по данным переписи около 42%, то в остальной области (около 670 тыс.) – приблизительно в два раза больше. В итоге по области показатель украинского как родного языка зафиксирован переписью – 69,2%.

Поэтому можно предположить, что сторонников защиты Россией русскоязычных в Украине по Николаеву около 18-22%, а в остальной части области около 8-12%. И в общем, по области КМИС зафиксировал 14,6%.

В более чистом виде цифра «русского мира» по Николаеву засветилась в опросе «Наваль-Эксперт» 2009 года, когда 18-20% николаевцев заявляли, что делопроизводство, дошкольное воспитание или преподавание в школах в Николаеве должно вестись только на русском языке. Кроме этого, в апреле этого года «Наваль-Эксперт» показал, что действия России в Крыму поддерживают 23% жителей Николаева.

И последнее. 18-22% маячат при сравнении данных последних опросов «Наваль-Эксперт» и Центра аналитических исследований. Мартовский опрос Центра показал, что на вопрос «Как вы относитесь к тому, чтобы Николаевская, Херсонская и Одесская области образовали отдельный федеративный округ с возможностью отделения от Украины и присоединения к Российской Федерации?» 25% ответили положительно. «Наваль-Эксперт» в апреле показал 16,6% согласных с предложением о создании автономии, указав, что в марте у него тоже были выше цифры. Можно придраться к методике, разнице вопросов и к динамике мнений, но так или иначе цифры по Николаеву в среднем опять пляшут в районе 18-22%.

Но тут есть один нюанс. 18-22% горожан и вцелом 13-15% жителей области являются адептами «русского мира», но не обязательно идеи присоединения к России. Например, опрос КМИС показал, что только 7,2% жителей области считают, что область должна присоединиться к России или считают, что Россия должна ввести войска в Украину. Остальные 7-8%, то есть, грубо говоря, половина «русского мира» области, не против, опираясь на Россию, строить отдельное русское государство с названием «Украина» или как минимум не допустить, чтобы оно стало украинским по содержанию (что-то типа Беларуси).

Итак, дорогие читатели. С долей «русского мира» в Николаеве (около 18-22%) и области (около 13-15%), а соответственно с бесперспективностью в обозримом будущем «русской весны» в Николаеве и области разобрались. Но важно понимать, что нерусскость Николаева и области еще не делает их украинскими. В продолжении мы реалистично посмотрим на украинскую часть.

Дмитрий Федорченко для НикВестей

 

View full version