Ольга Харлан: Раньше на время Олимпиады войны прекращались. А сейчас кажется, что мир сошел с ума
-
17:40, 03 August, 2014
Самая титулованная украинская саблистка рассказала НВ о своей победе на чемпионате мира в российской Казани и спорте во время войны.
23-летней Ольге Харлан легко говорить в превосходных степенях — минувшей осенью Международная федерация фехтования признала украинскую спортсменку сильнейшей саблисткой планеты. С тех пор украинка неутомимо подтверждает, что этот титул достался ей недаром.
В июне Харлан завоевала седьмое золото на чемпионатах Европы по фехтованию, победив в личном первенстве во французском Страсбурге. А 18 июля ей не было равных уже на чемпионате мира в российской Казани.
Там она завоевала вторую в карьере личную золотую медаль мирового уровня, а также помогла украинской сборной добиться бронзовых наград в командных состязаниях.
— Трудно далось казанское золото?
— Чемпионат мира — самое высокое по рангу соревнование, поэтому, конечно, важное для меня. К нему готовилась особенно тщательно, стремилась повторить прошлогодний результат чемпионата мира в Будапеште и вновь стать чемпионкой. Хотелось выиграть его, потому что он проходил в такой “замечательной”стране [России].
Еще я надеялась там показать, что наша страна очень сильная и мы достойны того, чтобы наш гимн играл в любых государствах, а наш флаг достоин большего. Ну, и я просто хотела спеть гимн, поэтому так получилось.
Мои личные соревнования проходили на следующий день после крушения самолета [малайзийского Боинга-777 в Украине]. Я не могла не смотреть новости, сидела и понимала, что завтра нужно фехтовать, а я не могу об этом не думать. Но взяла себя в руки на несколько часов, хотя было, конечно, тяжело.
— Весной у украинской Федерации фехтования возникла идея бойкотировать соревнования в России. Почему все же решили ехать в Казань?
— Мы, спортсмены, были скорее против того, чтобы бойкотировать этот турнир. Потому что и следующий чемпионат мира пройдет в России, в Москве, а бойкотировать два мировых первенства перед Олимпийскими играми — это плохо для рейтинга спортсменов. Просто нужно было ехать и выигрывать.
— Как принимали организаторы и публика?
— Организаторы соревнований вели себя достойно. Я думала, будет намного хуже, но, видимо, спорт все‑таки вне политики. Хотя другие люди, которые не знали нас и просто видели, что у нас на спине написано Украина, могли подойти и спросить, что, мол, приехали нас взрывать? Кто‑то верит всей этой дезинформации. И это просто смешно, потому что мы знаем совсем другую правду.
— Какую спортивную вершину видите следующей для себя?
— Я прекрасно понимаю, что победа на чемпионате мира — это очень хорошо, каждому хочется его выиграть. Однако хотелось бы привезти золотую медаль с Олимпиады [сейчас в активе Харлан — только командное золото Игр-2008 в Пекине и личная бронза Лондона-2012].
— Насколько сложно тренироваться саблистам с учетом нынешней ситуации в стране?
— На чемпионат мира мы поехали за свои деньги, потому что бюджетных нет — все уходит на армию. Дай бог, чтобы армии этого хватило, чтобы она нас защищала, потому что сейчас это очень важно. Желаю им мужества и терпения.
— Как думаете, должны ли сейчас спортсмены выражать свою гражданскую позицию?
— Спорт должен быть вне политики. Когда мы бойкотировали Московскую саблю [этап Кубка мира в марте 2014 года], я была против этого. Спорт — это спорт. Раньше, когда проходили Олимпийские игры, войны прекращались. А сейчас, к сожалению, совсем другое время, и кажется, что мир сошел с ума.